Влияние способностей на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

В поиске ответа на вопрос "Кем быть?", люди сталкиваются со множеством неожиданностей и препятствий, связанных с нехваткой знаний о самих профессиях.

Что бы правильно выбрать профессию необходимо помнить о трёх составляющих:

"хочу", "могу" и "надо", которые включают в себя:

а) Цели и ценности человека, его жизненные интересы и склонности. ("хочу")

б) Психологические, физические и другие способности человека. ("могу")

в) Востребованность выбранной профессии на рынке труда. ("надо")

Именно в этих трех составляющих состоит секрет правильного выбора профессиональной деятельности человека.


Вопрос о выборе профессиональной деятельности становится наиболее важным после окончания школы.На этом этапе выпускник получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Оглавление

Введение

Основная часть:

1.Что такое способности. Классификация способностей
2.Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
3.Происхождение способностей:
а) генетическое;

б) приобретенное

4.Что способствует развитию способностей
5.Влияние способностей на выбор профессии
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Знания  задатков важно потому, что они  обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

     Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних  и тех же людей изучает психология индивидуальных различий.

     Откуда  берутся индивидуальные психологические  различия людей? Как они возникают? Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой… Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его внешней среды».

     Влияние среды, как и воздействие наследственности, начинает проявляться уже при рождении ребенка. Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять формирование у него других личностных свойств. Тот факт, что у младенцев вскоре после рождения могут быть обнаружены различия в доминирующем психофизиологическом эмоциональном состоянии, свидетельствует, что определенные психические состояния и формы поведения находятся в сфере прямых генетических влияний.

     Возможность наследования задатков не следует приравнивать к наследованию способностей. Психологи доказали, что способности человека развиваются в процессе жизни и деятельности. Решающим условием их развития являются специально организованные деятельность и обучение.  
 
 

     Экспериментами, проведенными под руководством А. Н. Леонтьева, показана возможность формирования музыкального слуха у детей, не имеющих  задатков к музыкальным способностям, в процессе специально организованной музыкальной деятельности (система  индивидуальных занятий включала слушание, сравнение и пение звуков).

     Итак, способности человека формируются  и развиваются. Решающими факторами  развития способностей являются социальные: усвоение системы знаний, умений и  навыков в процессе целенаправленного  обучения и воспитания, активного взаимодействия с окружающим миром.

     Способности проявляются и формируются в  деятельности. Для формирования способностей необходима определенная организация  соответствующей деятельности: музыкальной  – для развития музыкальных способностей, педагогической – для развития педагогических способностей и т.п. При этом деятельность должна удовлетворять основным условиям развития способностей:

     -вызывать  положительные эмоции, интерес человека;

     -быть  творческой;

     -поставленные  в ней задачи должны немного превосходить имеющиеся возможности, уже достигнутый уровень выполнения деятельности.

     Развитие  способностей. Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности, а также учебной, трудовой, игровой  деятельности. Источником развития способности служит противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности.

     Важнейшим моментом развития способностей –  приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. В данном процессе проявляется конкретность психической функции. В результате приспособления к условиям деятельности операционные механизмы приобретают черты оперативности.

     Формирование  оперативности операционных механизмов способностей представляет собой наиболее тонкий процесс их развития.

     Ссылаясь  на исследования А.Н. Леонтьева в области формирования звуковысотного слуха, можно утверждать, что процесс формирования оперативности функциональных механизмов заключается в тонком приспособлении органов чувств к особенностям воспринимаемых объектов.

Выделение операционных механизмов в способностях позволяет ответить на вопрос: как человек может овладеть своими способностями? Через овладение операционными механизмами восприятия, запоминания, воображения и т.д.

     Таким образом, развитие способностей представляет собой процесс:

  • Развития функциональной системы, реализующей конкретную психологическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей;
  • Развития операционных механизмов;
  • Развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;
  • Овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в отношении конкретных функций.

     Рассматривая  развитие способностей, можно выделить три фактора культурной детерминации.

     Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психического деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс определяется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.

     Во-вторых, развитие способностей определяется социальными формами деятельности.

     В-третьих, развитие способностей определяется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какие решения он примет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.Что способствует развитию способностей 

     Любые задатки, прежде чем превратиться в  способности, должны пройти большой  путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек  продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиолгические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

     Первичный этап в развитии любой такой способности  связаны с созреванием необходимых  для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

     Становление специальных способностей активно  начинается уже в дошкольном детстве  и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и  средних классах.

     Поначалу  развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать  учебная и трудовая деятельность. В играх первоначальный толчок к  развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

     Важным  моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

     Если  деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятию ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

     Если  выполняемая деятельность находится  в зоне оптимальной трудности, т.е. не пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей.

     Если  она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

     Важным  моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это обносится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звукового слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

 

      5. Влияние способностей на выбор профессии 

Возможности человека очень важны при выборе профессиональной карьеры, так как в каждой профессии  есть определенные требования, предъявляемые  к работнику. Эти требования должны совпадать с личными качествами и способностями человека, как физическими, так и умственными. Совпадение личных качеств и способностей с требованиями той или иной профессии говорит о профессиональной пригодности человека.

     Н.А. Добролюбов сказал: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте. Значит, и в XIX веке лучшие умы задумывались о соответствии человека и его профессии.

     Не  трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т.д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной работе я изучила способности, склонности. Я подробно рассмотрела  условия необходимые для развития способностей. Изучила уровни развития способностей и их влияние на выбор профессии. Я считаю, что способности играют одну из решающих ролей в развитии, становлении личности, в увлечениях человека, а особенно в выборе его профессиональной деятельности. Ведь не смотря на увлечения, выбор профессии упирается в способности человека как физические так и психические.

     Для того что бы достичь определенных успехов в полюбившейся профессии, человеку необходимо совершенствовать свои способности и выводить их на новый уровень.

     Не  смотря на любовь и тягу к той  или иной профессии человек не сможет реализоваться в данной сфере деятельности без необходимых способностей .

Проанализировав тему способностей, я поняла, что  реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

     Я пришла к выводу, что способности  существуют только в деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-либо или увлеченности к чему-либо. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае развить нельзя.

Информация о работе Влияние способностей на выбор профессии