Влияние способностей на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

В поиске ответа на вопрос "Кем быть?", люди сталкиваются со множеством неожиданностей и препятствий, связанных с нехваткой знаний о самих профессиях.

Что бы правильно выбрать профессию необходимо помнить о трёх составляющих:

"хочу", "могу" и "надо", которые включают в себя:

а) Цели и ценности человека, его жизненные интересы и склонности. ("хочу")

б) Психологические, физические и другие способности человека. ("могу")

в) Востребованность выбранной профессии на рынке труда. ("надо")

Именно в этих трех составляющих состоит секрет правильного выбора профессиональной деятельности человека.


Вопрос о выборе профессиональной деятельности становится наиболее важным после окончания школы.На этом этапе выпускник получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Оглавление

Введение

Основная часть:

1.Что такое способности. Классификация способностей
2.Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
3.Происхождение способностей:
а) генетическое;

б) приобретенное

4.Что способствует развитию способностей
5.Влияние способностей на выбор профессии
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москва

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования  города Москвы

Московский  городской педагогический университет 
 

Факультет дизайна и технологии 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Влияние способностей на выбор профессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы ТП-32

Серебрякова В.А.

                                                                            Руководитель: Куваева С.В 
СОДЕРЖАНИЕ
 

     Введение

     Основная  часть:

    1. Что такое способности. Классификация способностей
    2. Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность
    3. Происхождение способностей:

     а) генетическое;

     б) приобретенное

    1. Что способствует развитию способностей
    2. Влияние способностей на выбор профессии

     Заключение

     Список литературы

 

      ВВЕДЕНИЕ

Выбор профессии -сложный и ответственный шаг  в жизни человека. Правильно выбрать  профессию -значит найти своё место  в жизни, а поспешность и легкомысленность в этом деле как правило разрушают  жизненные стремления и делают его  несчастным.

В поиске ответа на вопрос "Кем быть?", люди сталкиваются со множеством неожиданностей и препятствий, связанных с нехваткой знаний о самих профессиях.

Что бы правильно  выбрать профессию необходимо помнить  о трёх составляющих:

"хочу", "могу" и "надо", которые включают в себя:

а) Цели и ценности человека, его жизненные интересы и склонности. ("хочу")

б) Психологические, физические и другие способности человека. ("могу")

в) Востребованность   выбранной профессии на рынке  труда.  ("надо")

Именно в этих трех составляющих состоит секрет правильного выбора профессиональной деятельности человека. 

Вопрос  о выборе профессиональной деятельности становится наиболее важным после окончания  школы.На этом этапе выпускник получает возможность сделать самостоятельный выбор и принять ответственность за него.

Немалое, а возможно и самое сильное  влияние на данный выбор оказывают  способности человека. О них и  пройдёт речь в моей курсовой работе. 
 
 
 
 
 
 

1. Что такое способности.  Классификация способностей 

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Например, рассмотрим класс учеников, выполняющих одинаковое задание на определенном уроке. Можно заметить различие между учениками, например в скорости или точности выполнения данного задания. Это указывает на особенности психологических факторов и способностей личности, которые являются условиями успешного выполнения деятельности. Эти способности у каждого человека индивидуальны, вследствие чего в одинаковых условиях успеваемость учеников одного класса различна.

     И так, что же такое способности?

     Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать все возможные определения и вынести из них основополагающие мысли, то определение таково.

     Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

  1. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
 
 
 
     
  1. Способности – это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространенно. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.
  2. Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

     Способности существуют в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря специальным упражнениям и занятиям, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

     Разделяют общие и специальные способности:

    1.общие способности обеспечивают легкость в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности - это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

    2.специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например: математические, литературные, музыкальные и т.д.  

     Специальные и общие способности неразрывно связаны. Развитие общих (умственных) способностей обусловливает развитие специальных, которые, в свою очередь, влияют на умственное развитие личности.

     Также рассмотрим различные типы умственных способностей, описанные учеными.

     Выделяют  три основные группы интеллектуальных способностей:

     1. Компонентный интеллект. Он включает  в себя общие способности к  обучению, понятливость, словарный запас, хорошее понимание прочитанного текста, способность к критическому мышлению. Это интеллект в его традиционном смысле, который оценивается с помощью тестов.

     2. Эмпирический интеллект. Эмпирический  интеллект включает в себя  способности к осмысленному отбору, расшифровке, сравнению и сочетанию элементов информации с целью создания новых представлений, теорий и идей.

     3. Контекстный интеллект. К контекстному  интеллекту относятся способности  к адаптации в реальном мире, такие как умение оценивать  ситуации, достигать поставленных  целей и решать практические проблемы.

     Так же выделяются следующие типы способностей:

     1) Пространственный интеллект. Способность  к формированию пространственных  образов и к ориентации в  окружающем мире.

     2) Музыкальный интеллект. Способность  к восприятию и созданию мелодических и ритмических конструкций.

     3) Двигательный интеллект, Способности  к тонким моторным движениям,  которые необходимы, например, хирургу  или танцору.

     4) Межличностный интеллект. Способность  понять других людей, их чувства,  мотивы и способы взаимодействия с ними. Кто-то легко находит общий язык с другими личностями благодаря чуткости и способности сопереживать.

     5) Внутриличностный интеллект. Способность  индивида разобраться в самом себе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Уровни развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность 

     В литературе выделяют несколько уровней  способностей: способности, как таковые, одаренность, талант, гениальность.

     Под одаренностью в литературе понимают такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность творческой деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, умение находить наиболее перспективные решения в той или иной предметной области, открытость любым инновациям.

     Само  слово «одаренный», вызывает довольно противоречивое отношение. Воображение  подсказывает образ интересного, яркого, талантливого человека и в противовес – обычного, бездарного, со стандартным  развитием и стандартной жизнью.

     Все дети талантливы. У каждого свой особый дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если все же настаивать на так называемом термине «одаренные дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Большинство специалистов подтверждают, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий человеком. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, целенаправленно решающие важную именно для них задачу, оказываются более продуктивные, чем способные, но менее заинтересованные. В этой связи достаточно сложно ответить родителям на просьбу профориентации или школьной специализации ребенка.

       Далеко не всегда тот вид  деятельности, в которой человек  наиболее одарен, совпадает его интересами, внутренним мотивом.

     Наиболее  часто проявляется музыкальная  и художественная одаренность. Различают  общую и частную одаренность.

     Признаки  одаренности проявляются достаточно рано и являются залогом будущих  успехов. Многие из них можно заметить в обычной жизни, не прибегая к специальным тестам.

     Талантом  называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт  деятельности, отличающейся оригинальностью  и новизной, высшим совершенством  и общественной значимостью.

     Гениальность  – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги, в той или иной сфере  творчества. Как и способности, гениальность может быть врожденной так и приобретенной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Происхождение способностей 

     Каково  происхождение способностей? Предаются  ли они по наследству, являются ли наследственными  или прижизненно формирующимися образованиями? Раннее появление способностей у детей, повторение их у потомков выдающихся людей, примеры одаренных  семей, с одной стороны, как бы подтверждают наследственность способностей, с другой – не позволяют развести действие наследственности и среды (в одаренных семьях благоприятные условия для развития способностей).

     Изучение  родословных выдающихся людей, статистика потомственных профессий свидетельствует не о биологической наследственности условии жизни, т.е. социальных условий, которые благоприятствуют развитию способностей.

     Существуют  природные предпосылки способностей – задатки. Это анатомо-физиологические и функциональные особенности человека: строения мозга, органов чувств, движения. К задаткам относят проявления и свойства типов нервной системы – общих (степень общей активности, повышенная чувствительность) и специальных типов (художественного, мыслительного), а также парциальные (частные) особенности нервной системы, проявляющиеся у одних в предрасположенности к восприятию цветов, звуков, у других – к обобщениям, установлению связей, отношений и т.п.

     У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка.

Информация о работе Влияние способностей на выбор профессии