Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48

Файлы: 1 файл

Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Тем не менее, в семьях «конструктивных» родителей  уже у 87% детей этой группы определен  высокий уровень дисциплинированности, инициативности – 63%. Ответственно выполняют  задания 73% респондентов, а 27% еще не научились ответственно выполнять задания и поручения.

В группе респондентов «деструктивных» родителей преимущественно  преобладают низкие значения по  «ответственности выполнения задания» –20%, дисциплинированности – у 31% детей. Средний уровень выраженности получен по инициативности (у 55% детей).

Различия выраженности форм ответственности респондентов в зависимости от доминирующего  типа родительского отношения представлены в табл.3.

Таблица 3

Распределение выраженности форм ответственности в

зависимости от доминирующего типа родительского  отношения к ребенку, %

Проявления ответственности

Уровень выраженности начальных 
форм ответственности в зависимости 
от доминирующего типа 
родительского отношения, %

Уровень 
значимости 
различий

«Конструктивный»

«Деструктивный»

Ответственное выполнение поручений  учителя

73

20

 

*

Дисциплинированность

87

31

 

*

Инициативность

63

55

 

Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).

 

Анализ достоверности различий параметров ответственности личности в зависимости от доминирующего типа родительского отношения показал, что ответственно выполняют задания 73% детей «конструктивных» родителей, а «деструктивных» – 20% (p ≤ 0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 2.


Рис. 2. Значения ответственного выполнения задания  детей в зависимости от типа родительского  отношения к ребенку

 

Из числа детей «конструктивных» родителей 87% имеют высокий уровень  дисциплинированности, а «деструктивных»  – 31% (p ≤ 0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 3.

Таким образом, достоверное большое количество детей «конструктивных» родителей, по сравнению с детьми  «деструктивных»  родителей, имеют хорошую успеваемость в учебе по следующим составляющим: проявления инициативности, хорошей дисциплинированности, «ответственного выполнения заданий». В то же время значимо большое количество детей «деструктивных» родителей, которые имеют низкие показатели «ответственного выполнения задания», дисциплинированности, проявления   инициативы. Это выражается в принятии детьми очень небольшой части цели, которую почти сразу же теряют; ошибки не замечают и не исправляют и т.п.

 

Рис. 3. Уровень  дисциплинированности детей в зависимости от типа родительского отношения к ребенку

 

Анализ полученных результатов показал, что выбор  родителями стратегий поведения  влияет на формирование у ребенка  чувства ответственности, что непосредственно  связано с качеством успеваемости его в школе.

В жизни всякого человека его родители исполняют одну из первостепенных ролей. От взаимоотношения матери и отца к собственному ребенку во многом зависит процесс воспитания его личности. Идеология, становления характера, этические начала, связь с духовными ценностями.  Данный процесс зависит от того, насколько довольствуются в семье ключевые надобности ребенка, как справедливо с точки зрения его формирования и воспитания выражаются родительские позиции [18].

Мы знаем, что существует немало потребностей у детей, однако ограничимся характеристикой исключительно основополагающих:

1. Надобность в любви,  теплоте эмоций и доброжелательности, называемая также надобностью  в экспансивном контакте. Сам  ребенок должен испытывать заинтересованность  родителей ко всем его обещаниям и действиям. А со своей стороны дети изъявляют немалую заинтересованность к жизни родителей.

2. Потребность в почтении. Ребенок ощущает себя неудовлетворительно, если к нему относятся легкомысленно и пренебрежительно, а также, если его критикуют, унижают и постоянно наставляют. В итоге от долговременной критики он будет расположен, испытывать свою неполноценность.

3. Необходимость в самоутверждении как персоны, у которой формируются и осуществятся свои персональные способности [23].

Также были проведены методики с детьми на выявление уровня школьной мотивации (методика А.М. Шуберта «Школьная мотивация», анкета на определение школьной мотивации).

Данные методики помогли определить насколько у  ребенка сформировано отношение  к себе как к ученику.

Таким образом, у «конструктивных» родителей 66 % детей (21 человек) выделяются присутствием высоких когнитивных аргументов, влечением наиболее благополучно реализовывать все предъявляемые школой запросы. Они весьма четко руководствуются установкам учителя, добросовестны и ответственны, чрезвычайно ощущают, если зарабатывают неудовлетворительные оценки или замечания преподавателя. Также у таких детей сформировано отношение к себе как к школьнику.

16 % детей (6 человек) успешно справляются  с учебной деятельностью, отношение к себе как к школьнику практически сформировано; у 9 %  детей (3 человека) позитивное отношение к школе, но школа притягивает преимущественно внеучебными сторонами. Эти дети довольно счастливо ощущают себя в школе, тем не менее, чаще идут в школу, для того чтобы общаться с друзьями и учителями. Им приходиться по душе чувствовать себя учениками, а также иметь красивый портфель, карандаши, книжки. Когнитивные мотивы у подобных детей выработаны в меньшей степени и учебный процесс их мало притягивает.

Следовательно, что только 9 % детей (3 человека), у  «конструктивных» родителей, ходят  в школу неохотно, отдают предпочтение пропускать занятия. И на уроках часто  берутся за посторонние дела. Они  ощущают серьезные затруднения  учебной деятельности и находятся в состоянии неустойчивой приспособленности к школе;

 В тоже  время 9 % детей (1 человек), родители  которых характеризуются доминирующей  «деструктивной» стратегией, успешно  справляются с учебной деятельностью, 55 %  детей (6 человек) положительно  относятся к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, 36 % детей (4 человека) негативно относятся к школе. Также эти дети ощущают серьезные тяжести в школе: они не преодолевают трудности в учебной деятельности, они переживают проблемы в общении с одноклассниками, в отношениях с преподавателями. Школа зачастую воспринимается детьми как агрессивная среда, нахождения в которой для них невозможно. Они могут лить слезы, проситься домой. А в остальных случаях ученики могут показывать враждебные реакции, отнекиваться исполнять те или другие поручения, руководствоваться нормам, установкам. Нередко у подобных школьников наблюдаются патологии нервно — психического здоровья.

Различия  выраженности уровня школьной мотивации  ребенка в зависимости от доминирующего типа родительского отношения представлены в табл. 4.

Из числа  детей «конструктивных» родителей 66% имеют высокий уровень школьной мотивации, а дети «деструктивных» родителей 9% (p ≤ 0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 4.

 

Таблица 4.

Различия выраженности уровня школьной мотивации ребенка в зависимости от доминирующего типа родительского отношения, %

Проявления отношений  ребенка к школе

Уровень выраженности школьной мотивации ребенка в зависимости  от доминирующего типа родительского  отношения, %

Уровень 
значимости 
различий

«Конструктивный»

«Деструктивный»

Высокий уровень школьной мотивации

66

9

*

Школа больше привлекает внеучебными её сторонами

9

55

*

Негативное отношение  к школе

0

36

*


Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).

 

Рис. 4. Выраженность высокого уровня школьной мотивации детей  в зависимости от типа родительского  отношения к ребенку, %

 

55% детей,  родители  которых характеризуются «деструктивными»  стратегиями, школа больше привлекает внеучебными её сторонами, а у детей «конструктивных» родителей это число составило 9% (p ≤ 0,01). Также у детей «деструктивных» родителей негативное отношение к школе испытывают 36% (рис. 5 – 6).

Подобным  образом, школьник видит себя глазами ближних взрослых и его воспитывающих. И если оценки и ожидания в семье не отвечают возрастным и персональным спецификам ребенка, также и его суждение о себе выглядят искаженными.

Дети с  истинным мнением о себе воспитываются  в семьях, где родители уделяют им довольно немало времени; позитивно оценивают их физические и интеллектуальные предоставленные, но не мыслят степень их формирования возвышеннее, чем у большинства сверстников; предсказывают неплохую успеваемость в школе.

Рис. 5. Выраженность уровня заинтересованности детей школой внеучебными  её сторонами в зависимости от типа родительского отношения к  ребенку

 

Рис. 6. Выраженность негативного  отношения к школе у детей  в зависимости от типа родительского отношения к ребенку

 

Детей, родители которых характеризуются «деструктивными» стратегиями, часто наказывают отказом  от общения. Дети с заниженной самооценкой  вырастают в семьях, где с ними не обучаются, однако спрашивают повиновения; невысоко оценивают, нередко обвиняют, карают, порой - при посторонних; не ждут от них успехов в школе и внушительных достижений в жизни.

Отталкиваясь  от сказанного, можно сделать вывод, что успеваемость в школе становится одним из главным критерием оценки ребенка как личности со стороны старших и сверстников. Отношение к себе как к ученику в полноценной мере обусловливается семейными ценностями. На первый план у ребенка выходят те его особенности, которые главным образом  тревожат его родителей - поддержание авторитета (дома задаются вопросы: «А еще кто заработал пятерку?»), повиновение («А тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании школьника смещаются ударения, когда родителей беспокоят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («А в классе из окон не дует?», «А что вам подавали на обед?»). Или родителей мало что волнует - школьная жизнь ребенка не обсуждается, а если и обсуждается то только формально. Часто взрослые задают безразличные вопросы: «А что было у вас сегодня в школе интересного?» преждевременно или поздно повергнет к подобающему ответу: «Ничего необычного», «Все стандартно».

Также родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – именно то, на что он претендует в учебной деятельности и взаимоотношениях. Дети с высокой степенью притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией надеются только лишь на успех. И их соображения о существующем так же жизнерадостны. Дети с низкой самооценкой в своей жизни не претендуют на многое. Перед собой они не устанавливают высоких целей и неизменно колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с тем уровнем успеваемости, который вырабатывается в начале обучения.

Анализ и интерпретация  полученных эмпирических данных позволяет  сделать следующий вывод, подтверждающий гипотезу: если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве  успеваемости ребенка в школе.

Из этого  следует, что конструктивный тип  родительского отношения связан с хорошей успеваемостью ребенка в школе при высоких значений ответственности, а деструктивный – с низкой успеваемостью ребенка. Заметим, что респонденты, у родителей которых преобладает конструктивный тип родительского отношения, чувствуют себя комфортно, эмоционально благоприятно в семье. Группа респондентов, родители которых характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения к ребенку, чаще испытывают неблагоприятное эмоциональное состояние. Полученные результаты свидетельствуют о том, что доминирование деструктивных стратегий родительского отношения к ребенку негативно сказывается на успеваемости ребенка в школе.

Так, повышенная строгость и контроль со стороны  родителей препятствуют формированию внутреннего плана оценки собственной  деятельности, что ведет к зависимости оценок ребенка от оценок родителей. В этом случае нет условий для формирования у ребенка рефлексии, способности анализировать собственные достижения и неудачи, что ведет к несформированности адекватного переживания ответственности за собственные поступки. Эти дети осознают позитивное отношение к ним родителей независимо от результатов их работы или учебы. В связи с этим потребности довести дело до завершения, выполнить его максимально хорошо отсутствуют. Нет необходимости ставить перед собой сложные задачи, если родители хвалят и любят ребенка даже за некачественную работу. Если ребенок включен в творческую деятельность, то кроме позитивного отношения к его деятельности со стороны родителей он сталкивается с более адекватной оценкой его работы со стороны сверстников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья служит базисом  формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я – концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненного важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.

Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе