Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложность нынешних взаимоотношений родителей и детей связана с тем, что в каждой семье объективно формируется определенная, не всегда осознанная ею система воспитания. Тут имеется в виду и осмысление целей воспитания, а так же формулировка его задач, целенаправленное использование приемов и методов воспитания, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Так же существенно сказывается то, что сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .3
Глава I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ТИПЫ……………………………………………………………………….10
1.3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА И КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………………………………………………………..22
ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………….…29
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ТИПА РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ……………………..…………………………..……………….….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................. 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 48

Файлы: 1 файл

Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Изучение литературы по проблеме взаимодействия родителей  и детей (А.А. Бодалев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, О.В. Кербиков, С.В. Ковалев, А.Е. Личко, М.Е. Литвак, Г.Е. Сухарева, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.) свидетельствует о многообразии типологий деструктивных стратегий. Их анализ показывает, что все типологии моделей детско-родительских отношений строятся на основе различного вида отклонений (в стилях воспитания, в межличностных отношениях). Кроме того, детско-родительские отношения, как правило, сводятся к отношениям «мать – ребенок» [2, 4].

Воздействие семьи, а также семейного воспитания на психологические качества ребёнка  и становление его персоны неоднократно изображено и аргументировано. В последнее время, в связи с имеющимися нравственно-психологическими и социо-культурными вариантами, которые случаются в российской семье.  Эта проблема детско-родительских отношений делается более жизненной для проведения психологических исследований. Но, тем не менее, для таких исследований нужен адекватный метод разбора и оценки родительского отношения к ребёнку.

Необходимо заметить, что особенность родительского  отношения, в настоящее время  изображается главным образом политической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Подобная особенность терминологии отображает недостаточную изученность понятийного аппарата, а это  абсолютно необходимо для научной обоснованности исследовательских технологий.

Так как отношение  родителя к ребенку становится одним  из вариантов межличностных отношений, мы отталкивались от того, что теоретическая база для изображения и анализа родительских отношений обязана основываться на общей доктрине межличностных отношений. Чаще всего плодотворным представляется подход, в соответствии с которым межличностные отношениям сформированы на двух полярных началах (полюсах): овеществлении и персонификации, устремлении к единству, союзу, родству и тяге к «самости», индивидуации. В одной ситуации человек принципиально не объединяем к каким-то определенным характеристикам. Но он причастен к субъекту и объединен с ним снаружи; в другой ситуации – проявляет себя как самодостаточная личность, обладающая определёнными свойствами и характеристиками [39, 40].

Базируясь на этих утверждениях, мы отталкивались от того, что родительские отношения сформированы из двух основных принципов: личностном, где ребёнок выступает как монолитная личность, а также предметном, где ребёнок становится темой воспитания, управления. Таким образом, эти два начала, не являются различными видами или формами отношений. Они организуют два  аспекта, в обусловленной мере свойственных каждому абстрактному отношению. Отличие конкретных связей сдвигается к преобладанию и к выраженности каждого из этих двух факторов. Целостностью и противоположностью таких аспектов обусловливается неоднозначность и сложность отношений между людьми.

Оригинальность  родительского контакта заключается  в предельной выраженности и сочности обоих аспектов. Непосредственно  в силу такого изначального единства, т.е.  глубинной связи родителя и ребенка [30].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ  КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО  УСПЕВАЕМОСТИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Известно, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни и деятельности, представляют собой особого рода проекции существующих в семье отношений. Анализ теоретических источников показал, что доминирующий тип родительского отношения непосредственно влияет на развитие и становление ребенка как личности.

В процессе проверки гипотезы исследования были выявлены характеристики доминирующих типов отношений в семьях респондентов, и проведено их сравнение с показателями групп детей «успевающих» и «неуспевающих» в учебе.

2.1. Описание  выборки и методик исследования

В рамках данной работы успеваемость ребенка в школе исследуется в становящемся, формирующимся виде, поэтому адекватным является изучение типов родительских отношений, которые служат одним из главных факторов влияющих на ребенка и на его успеваемость в школе [35, 66, 69].

Краткое описание выборки. Исследование влияния доминирующего типа отношений на успеваемость ребенка в школе проводилось в г. Городце, Нижегородской области (в МБОУ СОШ №2). Выборку исследования составили 25 учащихся 3 «В» класса (9 девочек, 16 мальчиков).

Для участия в работе были отобраны дети, которые с сентября текущего года успевали в учебе (оценки «4» и «5») и не успевали (встречались оценки «2» и «3»). Были образованы две группы. Первая группа, где дети в учебе успевали (мы ее назвали «успевающие»).

Вторая группа, где дети в учебе не успевали (мы ее назвали «неуспевающие»).

А также в исследовании приняли участие родители – 25 матерей, в возрасте от 25 до 47 лет.

Исследовательский материал анализировался по следующим критериям: 1) успеваемость ребенка в школе; 2) доминирующий тип родительского отношения (испытуемые, родители которых характеризуются доминированием  «конструктивного» или «деструктивного» типа родительского отношения).

Далее охарактеризуем методики исследования.

Диагностическое обследование родителей.

Тип родительского отношения  определяется по опроснику родительского  отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Перейдем к описанию экспериментальной методики, использованной нами для диагностики  проявления доминирующего типа родительского  отношения.

«Тест - опросник родительского отношения» выступает как психодиагностический инструмент, который ориентирован на обнаружение родительского отношения. Родительское отношение осознается как порядок всевозможных чувств к ребенку, а также поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним и специфик восприятия и соображения нрава и личности ребенка, его действий. Характеристика опросника представлена в приложении 4. Опросник позволил определить доминирующий тип родительского отношения к детям: преимущественно конструктивный (если доминируют значения по шкале «принятие») или деструктивный (если доминируют значения шкал «отвержение»), «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» (приложение 1).

Анкета на определение  школьной мотивации ориентирована на выявление отношения к школе и к себе как к школьнику. Характеристика опросника представлена в приложении 2.

Методика А.М. Шуберта «Школьная мотивация» направлена на выявление уровня школьной мотивации. Характеристика опросника представлена в приложении 3. Данная методика позволила определить насколько учащиеся справляются с учебной деятельностью, как они себя чувствуют в школе, значима ли для ребенка школа и учебная деятельность.

Экспертная  оценка волевых проявлений личности. Данная методика представляет собой модифицированный вариант методики «Изучение волевых проявлений» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [18] и позволила нам определить такие важнейшие параметры начальных форм ответственности личности, отражающих «характер» действий, как дисциплинированность, самостоятельность и инициативность.

Е.П. Ильин отмечает, что  «субъективный подход оценки волевой  сферы бывает продуктивным, если оценивающий  хорошо знает испытуемого… видел его поведение в различных ситуациях» [12]. Поэтому в нашем случае экспертами становились два воспитателя и преподаватель по музыке, непосредственно взаимодействующие с исследуемыми детьми и хорошо их знающие (чтобы уменьшить субъективность и увеличить достоверность получаемого материала). Экспертам предлагалось заполнить экспертный лист. Процедура проведения, обработки данных, образец экспертного листа представлены в прил. 3. В результате были выявлены три уровня выраженности дисциплинированности, самостоятельности, инициативности (высокий, средний, низкий).

Было определено три  уровня выраженности дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.

При высокой дисциплинированности осознанно выполняются общественные правила поведения и деятельности, требования взрослого сразу, охотно и правильно. При средней общественные правила поведения и деятельности выполняются не сразу, но осознанно, выполняются точно только после напоминаний. При низкой выполнение неточно даже после напоминаний.

При высокой самостоятельности задания выполняются ребенком самостоятельно. При средней требуется помощь взрослого: стимулирующая или направляющая. При низкой появляется необходимость дополнительно обучающей помощи.

При высокой инициативности деятельность часто выполняется по собственной инициативе испытуемого. При средней инициатива проявляется только тогда, когда деятельность личностно значима. При низкой инициативность проявляется редко или никогда.

 

 

2.2. Особенности  взаимосвязи доминирующего типа  родительских отношений и успеваемости  ребенка в школе

В пространстве семьи существует ряд факторов, определяющих развитие личности ребенка, одним из важнейших является тип родительского отношения к ребенку, который именно поэтому был выбран как определяющий успеваемость ребенка в школе. Для определения типа родительского отношения к ребенку мы использовали тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [14].

Таблица 1

Высокие значения родительского отношения к ребенку, %

Типы родительского  отношения к ребенку

Значения  матерей

Конструктивный

«Отвержение»

31,6

Деструктивный тип тип

«Принятие»

37

«Гиперсоциализация»

34,24

«Симбиоз»

25,3

«Маленький неудачник»

23,6


 

Опросник «ОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина позволил нам  выделить доминирующе-конструктивный тип родительского отношения, характеризующийся  оптимальным контактом с ребенком, доминирующе-деструктивный и «баланс» – средние значения всех стратегий.

Доминирующе-конструктивные стратегии, характеризующиеся оптимальным  контактом с ребенком, «принятие» преобладают у 44% матерей (12 человек), доминирующе-деструктивные – у 37% (9 человек), и «баланс» у 19% (4 человек).

На основе анализа  сопоставления полученных данных – 1) доминирующе – конструктивного  или доминирующе – деструктивного стиля родительского отношения; 2) высоких и низких показателей  успеваемости детей в школе. Определения достоверности различий с помощью критерия углового преобразования φ - Фишера велся поиск эмпирического подтверждения выдвигаемой гипотезы – если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве  успеваемости ребенка в школе.

В группе детей, родители которых характеризуются  доминированием конструктивной родительской стратегией (далее будем условно  называть их детьми «конструктивных» родителей), преобладают высокое значение проявлений детской успеваемости в учебе – 90%, а в группе респондентов, родители которых характеризуются доминированием деструктивной родительской стратегии (далее будем условно называть их детьми «деструктивных» родителей) – 20%.

Различия выраженности успеваемости ребенка в школе в зависимости от доминирующего типа родительского отношения представлены в табл. 2.

Анализ достоверности  различий параметров успеваемости ребенка  в школе, в зависимости от родительского  типа отношений, показал, что у 90% детей «конструктивных» родителей преуспевают в учебе, а у «деструктивных» - 20% (p≤0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 1.

Из таблицы  следует, что конструктивный тип  родительского отношения связан с хорошей успеваемостью ребенка  в школе, а деструктивный – с проявлением низкой успеваемостью. Это на наш взгляд говорит о том, что уважение родителем индивидуальности ребенка, одобрение его интересов и др. приводит к высокой успеваемости в школе .

 

Таблица 2.

Распределение выраженности школьной успеваемости ребенка в

зависимости от доминирующего типа родительского  отношения, %

Тип родительской стратегии

Качества успеваемости

Уровень значимости различий

«Успевающие»

«Неуспевающие»

«Конструктивный»

20%

80%

*

«Деструктивный»

90%

10%

*


Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).

 Рис. 1. Распределение школьной  успеваемости детей в зависимости  то типа родительского отношения  к ребенку

 

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве  успеваемости ребенка в школе.

Тип родительского  отношения и личностные характеристики ребенка

Далее рассмотрим другие психологические характеристики детей в зависимости от доминирующей родительской стратегии.

Информация о работе Влияние семьи на качество успеваемости детей в школе