Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью нашего исследования является выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе.
Предметом исследования явилась самооценка детей младшего школьного возраста. Объектом исследования были младшие школьники 3 класса.
Гипотеза исследования состояла в том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально как успешность обучения влияет на самооценку, а затем как самооценка влияет на успешность обучения.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Проблема успешности обучения
1.2 Проблема самооценки в младшем школьном возрасте
1.2.1 Самооценка младшего школьника
1.2.2 Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Глава II. Практическая часть
2.1 Программа исследования
2.2 Методы исследования методики
2.3 Результаты исследования
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Какую же роль играют парциальные  оценки в учете успешности (в выставлении  отметок)? «…Парциальная оценка генетически  предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде, входя далее в него как необходимая составная часть. В педагогической практике оценка на уроке и учет успешности не составляют в действительности единого процесса, как это должно быть. Учет успешности планируется, фиксируется, о нем информируется школа, другие учителя, семья, школьник. Организация учета успешности составляет один из наиболее ответственных моментов работы педагога, имеющих характер сильного воздействия»[28].

Психологи и педагоги специально изучают  влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка. [1, 2, 24, 8, 10, 15] Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими; лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

Этот опыт очень убедительно  показал, что человек, который работает, нуждается в определенном отношении  к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается, поэтому знать самооценку ребенка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения. Особенно важно учитывать самооценку ребенка, т.к. она еще формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и  воспитания определенные нормы и  ценности, школьник начинает под воздействие  оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам  своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребенок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

На практике, организуя учебно-воспитательную работу учитель, обычно, соотносит достигаемые  детьми результаты с их умственными  способностями и отношением к  учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях. Между тем, от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, отношение к ошибкам и ряд других моментов учебной деятельности.

Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют так же еще более низкие, чем оценки учителя, сооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности. Уже во 2 классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. В учебной деятельности учащихся имеется значительная из класса в класс возрастающая диспропорция между объемом и сложностью научной информации, которую им надлежит усвоить, и теми способами, которые им для этой цели даются. Объем и сложность этой информации все больше и больше превышают те способы и приемы, которые учащимся даются для ее усвоения. Трудности которые они испытывают вследствие невладения рациональными способами усвоения снижают их интерес к учебному предмету и субъективно переживаются ими как "недоработки", "недоделки", связанные с собственной неорганизованностью. Учащиеся склонный считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.

Соотнесение собственной оценки своей  учебной деятельности с оценкой, которую эта деятельность получает у других, умение учитывать точку  зрения других, возникновение этого двухстороннего подхода существенная веха на пути формирования у учащихся критической самооценки достигнутых результатов учебной деятельности. Важна не только адекватная оценка учителем самого по себе объективного результата учебной деятельности, но и учет того, что усматривает и ценит в этом результате сам учащийся. [16]

Организуя учебно-воспитательную работы, учитель обычно соотносит достигаемые  детьми результаты c их умственными  способностями и отношением к  учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. От этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других моментов учебной деятельности, Поэтому необходимость сформировать у ребят-школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что, повторяя урок самому себе товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет, т.е. показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучать ребенка все время, и в процессе работы, и по ее окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников. Чем раньше поймет младший школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой.

На первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику, но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается ж том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше, к чему часто стремятся родители. В подобной ситуации ребенок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание.

 

Таким образом, помочь ребенку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия - вот задача, которая встает перед взрослыми. До сознания ребенка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».

Процесс же формирования подлинной  самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:

1) самооценка подвергается внешним  действиям;

2) в сферу самооценки включается  его внутреннее состояние, личностные  качества.

Материалы психических исследований показывают, что усвоение учащимися  требований, которые должны удовлетворять  их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов этой деятельности учителем.

Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на процесс формирования самооценки учащегося  решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведение учителей.

Во многих работах [1, 2, 25, 6, 16, 22] подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет  обучающий, воспитывающий характер. Однако существует проблема у опытных  педагогов, умело пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценка качества выполняемых учащимися учебных работ. Специально проведенные наблюдения показывают, что среди многих причин досадного «топтания на месте» немалую роль играет неизвестная учителю оценочная деятельность самих учащихся.

Результаты этих наблюдений показывают, что школьники ведут оценку своих  знаний параллельно, но не согласованно с учителем.

Часть оценок переносится ребенком на самого себя - это оценки поведения  и качеств личности. Наиболее интенсивно развивается у ребенка-первоклассника оценка в выполнении учебных заданий. Это естественно, поскольку ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки педагогов. При этом выявляется такая закономерность: сперва у ребенка формируются критерии оценки и их применение по отношению к другим, а затем - далеко не в полной форме - по отношению к себе.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность  самооценок. Если самооценки первоклассников  почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение  к себе, к другим и других к  нему трудно переоценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать  действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Главное, что должно определять отношение  каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Программа исследования

Для того, чтобы провести мою  экспериментальную работу, я выявила главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения: на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки, первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.

Объектом исследования явились дети 3 класса.

Предметом исследования явилась самооценка детей.

Задачи исследования:

1. Выбор методов исследования.

2. Изучение самооценки детей.

3. Установление связей между  самооценкой и успешностью обучения.

4. Анализ полученных результатов.

5. Обработка выводов и разработка  рекомендаций.

Эксперимент проводился в общеобразовательной школе №1158.

Для проведения эксперимента был выбран 3 класс. В эксперименте участвовало 15 человек.

2.2 Методы исследования

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

«Три оценки».

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить  любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы  из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки  «3», а учительница поставила  тебе «5». Обрадуешься ты этому  или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие  огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

- совпадение или несовпадение  самооценки с адекватной оценкой  учителя;

- характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы;

б) любая другая аргументация.

- устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.

2.3 Результаты исследования  методики

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, что самооценка влияет на успешность обучения на I этапе мы выявили успешность обучения детей в 3 классе. На II этапе мы выявили особенности самооценки детей. На III этапе мы сравнили результаты полученной на первом и втором этапах, то есть выявили взаимосвязь самооценки и успешности обучения.

Показателями успешности обучения являются отметки выставленные учителем, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели успешности обучения детей 3-го класса

 

п/п

Фамилия, 3-в класс

Русский язык (устно)

Математика

Природоведение

ИЗО

Музыка

Физкультура

Труд

Поведение

Средний балл

 

1.

Беженарь А.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

 

2.

Бутук Т.

4

4

4

5

5

5

5

5

4,5

 

3.

Даренских С.

4

3

4

4

5

5

5

4

4,3

 

4.

Завязкин Ж.

4

4

4

5

5

5

5

5

4

 

5.

Минапов И.

5

5

4

5

5

5

5

5

4,3

 

6.

Михальская Л.

3

3

3

3

5

4

3

3

3,4

 

7.

Михальская Я.

4

4

3

4

5

4

4

4

4

 

8.

Майер В.

3

3

3

4

4

5

4

4

3,8

 

9.

Машталер В.

5

4

4

4

5

5

4

4

4,4

 

10.

Островская К.

4

4

4

4

4

5

4

4

4,1

 

11.

Печерский В.

4

4

3

4

5

5

3

4

4

 

12.

Родованов Д.

3

3

3

3

5

5

3

3

3,5

 

13.

Светличный Э.

5

5

4

5

5

4

4

4

4,5

 

14.

Тишков А.

3

3

3

4

5

4

4

4

3,7

 

15.

Крыско Ж.

3

3

3

5

4

4

4

3

3,6

 
                       

Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.

К слабым ученикам мы отнесли детей  имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.

На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.

К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.

Анализируя полученные результаты мы получили следующие данные, которые  представлены в виде гистограммы.

Распределение оценок в 3-ом классе

В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблице 2.

Таблица 2. Самооценка учеников 3-го класса

 

п/п

Фамилия, 3-в класс

Оценка учителя

Выбор оценки учеником

Самооценка

 

1.

Беженарь А.

2

3

Завышенная

 

2.

Бутук Т.

3

3

Адекватная

 

3.

Даренских С.

3

4

Завышенная

 

4.

Завязкин Ж.

3

3

Адекватная

 

5.

Минапов И.

4

4

Адекватная

 

6.

Михальская Л.

3

3

Адекватная

 

7.

Михальская Я.

4

3

Заниженная

 

8.

Майер В.

3

3

Адекватная

 

9.

Машталер В.

5

4

Заниженная

 

10.

Островская К.

4

3

Заниженная

 

11.

Печерский В.

5

4

Заниженная

 

12.

Родованов Д.

3

3

Адекватная

 

13.

Светличный Э.

3

3

Адекватная

 

14.

Тишков А.

3

4

Завышенная

 

15.

Крыско Ж.

4

4

Адекватная

 
           

Исследуя самооценки у детей  третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).

Когда мы задавали вопрос детям третьего класса: «Каким учеником ты себя считаешь?» они были способны выделить слабого, среднего и сильного ученика. На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценки три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?» 53,3% детей ответило «нет» и 46,7% - «да».

Таким образом, мы видим, что самооценка влияет на успешность обучения, отсюда следует, что в нашей экспериментальной работе выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

Заключение

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые  испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки.

Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между  тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить.

K 3 классу уже выявляется значительный  контингент отстающих детей с  пониженной самооценкой. Тот,  который часто терпит неудачу,  ожидает и дальше неудачу, и  наоборот, успех в предшествующей  учебной деятельности предрасполагает  к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой  проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В учебной деятельности необходимо  сравнивать детей, которые обладают  приблизительно одинаковыми способностями,  но достигают в учебной деятельности  разных результатов из-за различного  отношения к учению.

3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) Предлагать слабо успевающему  ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка,  ставящие перед ним задачу  осознания особенности своей  работы, ее сильных и слабых  сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо вводить тетради  «Моя учеба», в которых учащиеся  по специальной схеме делают  записи, анализируя и оценивая  свою работу на уроке, определяя  меру усвоения материала, степень  его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

7) Необходимо предлагать детям  самостоятельно оценивать классные  и домашние задания до того  как отдать на проверку учителю,  после того как работы проверил  и оценил учитель, необходимо  обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

8) Необходимо использовать похвалу  в работе с детьми, имеющими  заниженную самооценку.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Возможность  обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.

2. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической  оценки» // Избранные психологические  труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.

3. Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968.

4. Божович Л.И. «Личность и  ее формирование в детском  возрасте». М., Просвещение, 1968.

5. Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10.

6. Гельмонт А.Н. «О причинах  неуспеваемости». М., 1954.

7.Выготский Л.С. «Проблемы обучения  и умственного развития» // Избранные  исследования. М., 1956 г.

8. Горбачева В.А. «К вопросу  формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18

9. Добрынин С.Я. «Структура и  динамика мотивов деятельности»  - Вопросы психологии, 1984, №4.

10. Захарова А.В. «Формирование  самооценки в учебной деятельности»  // Психологические проблемы в  учебной деятельности школьника. М, 1977.

11. Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю.  «Исследования самооценки младшего  школьника в учебной деятельности»  - Вопросы психологии, 1980, №4.

12. Лейтес Н.С. «Индивидуальные  различия в способностях» // Психологическая  наука в СССР, том 2, 1960.

13. Лейтес Н.С. «Умственные способности  и возраст». М., 1971

14. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования»  - Вопросы психологии, 1991, №6.

15. Липкина А.И. «Педагогическая  оценка и ее влияние на формирование  личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971

16. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность  и самооценка в учебной деятельности».  М., 1968.

17. Менчинская Н.А. «Обучение  и умственное развитие» // Обучение  и развитие. М, Просвещение, 1966.

18. Менчинская Н.А., Колмыкова З.И.  «Проблемы преодоления отставания  в учении» - Народное образование, 1963, №4.

19. Неймарк М.С. «Психологический  анализ эмоциональных реакций  школьников на трудности в  работе» // Вопросы психологии личности школьников, М., Просвещение, 1973.

20. Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы  повышения успеваемости в условиях  всеобщего среднего образования» - Советская педагогика, 1975

21. Славина Л.С. «Индивидуальный  подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». М., 1958.

22. Самохвалова В.И. «Возрастные  и индивидуальные различия запоминания  разных видов материала» // Возрастные  и индивидуальные различия памяти. М., Просвещение, 1997.

23. Эльконин Д.Б. «Психология обучения  младшего школьника». М., 1974.

24. Блонский П.П. «Школьная успеваемость»  // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.

25. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного  процесса в учебной деятельности».  М., Просвещение, 1983.

26. Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание» , 1976.

27.Липкина  А.И. «Самооценка школьника», 1976.

28. Ананьев Б.Г. «Психология педагогической  оценки», том IV. Л.,1935.



Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте