Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………….……..……….6
1.1 Возрастные особенности развития самооценки на ранних этапах онтогенеза ………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25
2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32

Файлы: 1 файл

Gerasimova14_05.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. [8]

Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников. Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Для формирования адекватной самооценки педагогам можно рекомендовать как можно чаще называть ребёнка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Можно отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем...», «Я сделал это!» и т.д.), награждать ребёнка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном   коллективе поручений (что-то раздать, написать).

Отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки оказывает приём, который используют в работе некоторые педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. Если педагог хочет провести сравнение, то лучше сравнивать данного ребёнка с   его же результатами, которых он достиг   вчера, неделю, месяц назад. При    работе     с    детьми,  страдающими    заниженной     самооценкой, желательно      избегать     таких     заданий,      которые      выполняются     за определённое, фиксированное педагогом время, работайте в удобном для него темпе, с учётом его возможностей.

Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение. Провоцируйте дискуссии с педагогом, давайте возможность им доказывать, объяснять ошибку.

Для того, чтобы ребёнок не считал себя хуже других детей желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых: все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребёнку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными.

Педагогам также можно рекомендовать проводить упражнения направленные на повышение самооценки детей старшего дошкольного возраста:

1.           «Похвалилки»

Цель: способствовать повышению самооценки ребёнка, повышать его значимость в коллективе.

Дети садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо ободряемое окружающими действие. Ребёнок должен «озвучить» карточку, начав словами «Однажды я...». Например: «Однажды я помог другу … », или «Однажды я очень быстро выполнил задание...» и т.д. На обдумывание даётся 2-3 минуты, после чего ребёнок делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие, которое указано в его карточке.

Можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантам, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относится к окружающим нас людям.

2. «За что меня любит мама» («За что меня любят друзья»)

Цель: повышение значимости каждого ребёнка в глазах окружающих его детей.

Каждый ребёнок по очереди говорит всем за что его любит мама (друзья). Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама (друзья) каждого присутствующего в группе.

3. «Недотроги».

Цель: повышение самооценки ребёнка, развитие эмпатии.

Педагог вместе с детьми пишут карточки - какое-либо положительное качество ребёнка.

Каждому ребёнку выдаётся 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча) все

карточки.    По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

Во время обсуждения можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать карточки.

  1.             «Вот я какой»

Цель: формирование у ребенка положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Педагог формирует адекватную самооценку посредством прочтения сказок Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка».

  1.          Упражнение «Поделись успехом».

Цель: упражнение направлено на повышение самооценки ребенка дошкольного возраста.

 

Предложите участникам поделиться своими успехами за день. Для некоторых это может быть сложно. Но, послушав более активных участников, они поймут, что все не так плохо, и им есть чем гордиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа посвящена взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе. Подводя итоги теоретической части можно сделать следующие выводы.

         Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. 

Формирование самооценки в дошкольном возрасте начинается уже с раннего детства, когда в течение первого года жизни у ребенка первоначально возникает эмоциональное самоощущение и лишь к трем годам можно говорить о формировании образа себя. Самооценка дошкольника отличается рядом особенностей: неустойчивостью; недостаточной объективностью, малой рефлексивностью, завышенным уровнем; возрастанием числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком; переходом к дифференцированной самооценке; возникновением оценки себя во времени. 

Мы отметили, что статусное положение детей в группе, общение детей со сверстниками и взрослыми – межличностные отношения являются одним из основных условий, необходимых для становления у ребенка элементарных форм рефлексии. На развитие самооценки ребенка влияют взаимоотношения со сверстниками, с родителями, с воспитателем и другим окружением, которое наиболее часто встречается ребенку на жизненном пути. 

В ходе нашего исследования мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования, выявить специфику статусного положения дошкольников в группе, особенности межличностных отношений в коллективе дошкольников; дать определение понятия «самооценка» и рассмотреть особенности формирования самооценки в дошкольном возрасте; определить особенности влияния межличностных отношений на формирование самооценки в дошкольном возрасте. 

С учетом полученных теоретических знаний, нами было организовано и проведено экспериментальное исследование проблемы влияния самооценки в дошкольном возрасте, на статусное положение в группе, в результате которого мы отметили, что существует взаимосвязь между особенностями статусного положения, межличностных отношений и уровнем самооценки детей – было определено, что у детей с высокими показателями межличностных отношений, с высоким уровнем общительности, с социометрическим статусом в группе лидера и предпочитаемого выявлена реалистичная или завышенная самооценка, в то время как у детей со статусом принятого или изолируемого мы отметили недостаточно высокий уровень межличностных отношений, сложности в общении со сверстниками и заниженную самооценку. 
Таким образом, нами были решены задачи исследования, достигнута цель работы.

В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что существует влияние самооценки на статусное положение детей дошкольного возраста в группе – было выявлено, что у лидеров и предпочитаемых детей с высоким уровнем социометрического статуса в группе выявлена адекватная или завышенная самооценка, а у принятых и изолированных дошкольников определена средняя или заниженная самооценка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Автореф. канд. психол. наук. М., 2005.
  2. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки/ Е.Л. Алексеева// Пачатковаенавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд- во ЛГУ, 1968.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология, М.: Аспект Пресс. - 2001.
  5. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. 
  6. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание, М.: Прогресс. -  1986.
  7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте. - М.: МПСИ. – 2004.
  8. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина // Школьные технологии. – 2006. – № 5. – С. 146 – 149.
  9. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.
  10. Волков В.Д. Детская психология М.: Прогресс. -  2004, с. 173
  11. Выготский Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. - М.: Союз. -  2006.Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.
  12. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской.  М.: Педагогика. -  1991.
  13. Джемс У. Психология. М., 1991.  с. 174
  14. Иващенко А.В. О дефицитах «Я», «Я - концепция».// методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности. - М.: Институт молодежи.- 1998.
  15. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. - М.: Линка-Пресс. -  2000.
  16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск, 1997
  17. Краткий психологический словарь / авт.-сост. С.Я. Подопригора. АС. Подопригора. – Изд. 2 –е., испр.- Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 318 с. – (Словари)
  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие.5-е изд. М.: Изд-во УРАО. - 2009.
  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 2001., 151
  21. Межличностное общение. Учебник для вузов Год: 2001 Автор: В. Н. КУНИЦЫНА, Н. В. КАЗАРИНОВА, В. М. ПОГОЛЫПА Издательство: Питер
  22. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.В. Большой психологический словарь, М.: Олма-пресс. -  2004.
  23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: 1999. с. 212
  24. Психолог в дошкольном учреждении /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. М., 2002
  25. Развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста на занятиях английским языком Дис. кандидат психологических наук Улановой О. Б., 2000 г. Московский Педагогический Государственный университет.
  26. Рождерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. -  1994.
  27. Слободчиков В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов: Тезисы докл. науч. конф. Новосибирск, 1986
  28. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекции / Е.О.Смирнова В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с
  29. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии шестилеток//Вопросы психологии. 1989. № 2.
  30. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе //Вопросы психологии. 1983. № 4
  31. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. с. 131
  32. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности Дисс. кандидата психологических наук 2000 г.
  33. Якобсон С. Г., Почеревина Л. П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников. — Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 40—49. , Якобсон С. Г., Щур В. Г. Роль соблюдения этической нормы в ее усвоении. — В сб.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977, с. 127—135.
  34. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию, Минск: АСАР. - 2005.

 

 

 

Приложение 1

Список детей участвующих в эксперименте:

    1. Тимур А.
    2. Саша Б.
    3. Настя Б.
    4. Оксана В.
    5. Эльмира Г.
    6. Алеша Г.
    7. Даниил Г.
    8. Денис З.
    9. Лера Д.
    10. Настя К.
    11. Рома К.
    12. Стас К.
    13. Стас Л.
    14. Лера М.
    15. Саша М.
    16. Аня Н.
    17. Вова П.
    18. Рома Р.
    19. Кристина Р.
    20. Женя Ш.
    21. Настя Х.
    22. Андрей М.
    23. Виолетта К.
    24. Саша Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

        Приложение 2

Данные исследования уровня самооценки дошкольников по методике “Лесенка”

 

Имя ребенка

Выбранная ступенька

Уровень самооценки

Тимур А.

6

Высокий

Саша Б.

5

Высокий

Настя Б.

7

Высокий

Оксана В.

5

Высокий

Эльмира Г.

4

Средний

Алеша Г.

7

Высокий

Даниил Г.

7

Высокий

Денис З.

4

Высокий

Лера Д.

1

Низкий

Настя К.

5

Высокий

Рома К.

3

Средний

Стас К.

5

Высокий

Стас Л.

1

Низкий

Лера М.

3

Средний

Саша М.

6

Высокий

Аня Н.

7

Высокий

Вова П.

5

Средний

Рома Р.

5

Высокий

КристинаР.

6

Высокий

Женя Ш.

3

Средний

Настя Х.

5

Высокий

Андрей М.

3

Средний

Виолета К.

3

Средний

Саша Г.

6

Высокий

Информация о работе Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе