Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявить характер взаимосвязи самооценки и статусного положение дошкольников в группе.
Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…..………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………….……..……….6
1.1 Возрастные особенности развития самооценки на ранних этапах онтогенеза ………………………………………………………………………….6
1.2 Развитие взаимоотношений и общение дошкольников в группе сверстников ……………………………………………………………………….13
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ ……………………………………..…………………………..20
2.1 Организация и методы исследования …………………..………………20
2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста ….22
2.3 Взаимосвязь характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25
2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки ………………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….…..……..32

Файлы: 1 файл

Gerasimova14_05.docx

— 100.49 Кб (Скачать)

Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводилась индивидуально. Процедура исследования представляла собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещал себя.

Беседа с ребенком начиналась с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем ребенку показывалась лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три — вниз. При этом ребенку давалась инструкция: «Вот лесенка. Поставь, пожалуйста, себя на одну из них. Но учти, что вот эта, самая нижняя ступенька - для детей, которые часто ведут себя плохо; вторая ступенька - для детей, иногда совершающих плохие поступки; третья - принимает детей, которые поступают хорошо; а пятая, - самая верхняя ступенька - для самых замечательных детей, которые всегда поступают очень хорошо! Выбери ту ступеньку, на которую ты можешь поставить себя". В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. После этого ребёнку давалась картинка человека. Ответы детей фиксировались. Критерием оценки  являлась высота ступеньки, на которую помещал себя ребенок. Результаты представлены в Приложении 2.

- социометрический эксперимент «У кого больше?» разработанный  Я. Л. Коломинским. [23] Применялся для изучения и оценки межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

 Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Процедура проведения методики: Предварительно готовятся по 3 картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, «присвоенный» каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок – тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей. Результаты межличностных отношений в группе представлены в Приложении 3.

Объектом исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.

Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли сад №200 г. Минска». В исследовании участвовала группа детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Количество испытуемых – 24человека (см. Приложение 1). Все дети посещают данную группу не меньше одного года.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Характеристика самооценки детей старшего дошкольного возраста

В ходе исследования были получены данные уровня самооценки старших дошкольников. В таблице 1 представлены результаты исследования.

 

Таблица 1

                          Уровень самооценки старших дошкольников                

Уровень самооценки

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

15

7

2


 

Обработав полученные результаты методики «Лесенка» можно сделать вывод:

- Низкий  уровень самооценки  имеют 2 ребёнка – это Лера Д. и Стас Л.

- Средний уровень самооценки показали 7 детей – это: Эльмира Г., Рома К., Лера М., Вова П., Женя Ш., Андрей М., Виолетта К.

- Высокий уровень самооценки  выявлен у15 детей группы – это: Тимур А., Саша Б., Оксана В., Даниил Г., Денис З., Настя К., Стас К., Рома Р., Кристина Р., Настя Х., Саша Г., Настя Б., Алеша Г., Саша М. и Аня Н.

При анализе результатов, прежде всего, обращалось внимание, на какую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Хотя в этом возрасте у ребенка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребенок не может обосновать свой выбор, для дошкольников, в том числе и старших дошкольников высокий уровень самооценки является возрастной нормой.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей  достаточно высокая самооценка. Дети с   высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.

 

С целью исследования статусного положения детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников мы провели исследование «У кого больше?». Данные исследования представлены в Приложении 4.

Статус ребёнка определялся путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырёх статусных категорий: 1 – «звёзды» (5 и более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3-4 выбора); 3 – «принятые» (1-2 выбора); 4 – «изолированные» (0 выборов).

В таблице 2 представлены результаты исследования.

Таблица 2

Статусная структура группы детей старшего дошкольного возраста

Статусная категория

«Звезды»

Предпочитаемые

Принятые

Изолированные

КОЛ-ВО ЧЕЛ

4

11

9

-


 

Для наиболее качественного анализа в ходе исследования фиксировалось поведение детей их объяснение, почему именно они поставили себя на ту или иную ступеньку, а также, почему именно отдали открытки тем или иным детям. Ниже приведем некоторые ответы этих детей:

Даниил Г. Выявлен социометрический статус «Звезда» и высокая самооценка: «Я поставил себя на самую высокую лесенку, потому что меня часто хвалят родители, в саду я большой молодец, я очень хорошо рисую, на занятых я отвечаю раньше всех». На вопрос исследователя: «Почему ты выбрал именно этих детей?» ребенок ответил: «Они со мной дружат, мы самые лучшие друзья»

Стас К. Выявлен социометрический статус «Звезда» и высокая самооценка: «Я поставил себя на самую высокую лесенку, потому что меня часто хвалят в саду, на занятиях танцами у меня получает все лучше всех, так сказала учительница» На вопрос исследователя: «Почему ты выбрал именно этих детей?» ребенок ответил: «Это мои самые лучшие друзья».

Лера Д. Выявлена низкая самооценка и социометрический статус «Принятая»: «Я выбрала эту ступеньку потому что тут мне дует очень хорошо, меня часто ругают за поведение и я думаю это мое место». На вопрос исследователя: «Почему ты выбрала именно этих детей?» девочка ответила: «Я люблю играть с ними, но иногда они не дружат со мной».

Стас Л. Выявлена низкая самооценка и социометрический статус «Принятый»: «Нуу мне кажется тут я смогу спрятаться от детей которые со мной не дружат». На вопрос исследователя: «Почему ты выбрал именно этих детей?» ребёнок ответил: «Нуу я иногда с ними дружу, мы часто гуляем в саду»

Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы о реальном положении ребенка среди сверстников.

Статус «Звезд» имеют дети: Даниил Г., Саша М., Стас К., Денис З.

Статус «предпочитаемых» имеют дети: Настя Б., Эльмира Г., Алеша Г., Настя К., Рома К., Лера М., Аня Н., Вова П., Кристин Р., Настя Х., Саша Г.

Статус «принятых» имеют дети: Тимур А, Саша Б., Оксана В., Лера Д., Стас Л., Рома Р., Женя Ш., Андрей М., Виолетта К.

Также при анализе взаимных выборов учитывались результаты взаимных выборов.

Дети, имеющие статус «Звезд», «Предпочитаемых» и «Принятых» получают практически одинаковое количество взаимных выборов.

В Приложении 5 представлены результаты методик, а также представлен сравнительный анализ уровня самооценки и социометрического  статуса  в группе.

Из таблицы видно, что социометрический статус «Предпочитаемый» «Звезда» связан с уровнем самооценки в данной группе. Однако в группе есть дети (Тимур А., Саша Б., Оксана В., Рома Р.) у которых социометрический статус не соответствует самооценки. Можно предположить, что на результаты самооценки могли повлиять различные факторы, например, в этот день детей имеющих статус «принятые» похвалили дома, или воспитатель в группе, возможно они смогли выполнить какое-то задание воспитателя и остались собой довольны.

Исходя из выдвинутой нами гипотезы можно сделать вывод о том что, самооценка определяет статус детей в группе сверстников, а именно дети с высокой самооценкой занимают благоприятные статусные положения популярных и предпочитаемых, а дети с низкой самооценкой — статус отвергнутых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Взаимосвязь характера  самооценки и социометрического  статуса детей старшего дошкольного  возраста

Для качественного анализа взаимосвязи характера самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста результаты проведенного исследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Взаимосвязь самооценки и социометрического статуса                 

 

Звезды

(4)

Предпочитаемые

(11)

Принятые

(9)

Высокая самооценка

4

7

4

Средняя самооценка

-

    4

3

Низкая самооценка

-

-

2


 

Из таблицы видно, что с высокой самооценкой и социометрический статус «Звезды» имеют 4 человека (Даниил Г., Денис З., Стас К., Саша М.) эти дети всегда активны, самоуверенны, легко идут на контакт не только со взрослыми но и со сверстниками. На занятиях активны, в играх со сверстниками зачастую занимают «руководящую позицию». Стараются акцентировать внимания на своих достижениях.

Высокую самооценку и социометрический статус «предпочитаемые» имеют 7 детей (Настя Б., Алеша Г., Настя К., Аня Н., Кристина Р., Настя Х., Саша Г.)  Можно отметить , что данные дети принимают активное участие на занятиях, стараются принимать участие в играх со сверстниками, но иногда остаются наедине. При наблюдении взаимодействия этих детей на занятиях с другими детьми можно отметить, что они любят показывать свою значимость в группе.

Высокую самооценку и социометрический статус «Принятые» имеют 4 ребенка (Тимур А., Саша Б., Оксана В., Рома Р.) этих детей можно заметить в играх со сверстниками, однако в наиболее продолжительных играх сверстники не выбирают этих детей в качестве своих друзей.

Низкую самооценку и социометрический статус «Принятые» имеют 2 ребенка (Лера Д., Стас Л.) этих детей редко можно заметить в играх со сверстниками, зачастую они выбирают игры, в которых не нужно выбирать себе роль, стараются не акцентировать на себе внимания. В случаях неудач на занятиях, часто можно заметить их расстроенными.

Таким образом, можно заметить связь самооценки и социометрического статуса ребенка в группе сверстников. Дети с высокой самооценкой более коммуникабельны, они популярны в группе, с ними хотят играть сверстники.

Дети с низкой самооценкой более закрыты в общении, часто расстраиваются из-за своих неудач. Таким детям следует уделять больше внимания.

Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза о том, что самооценка определяет статус детей в группе сверстников, а именно дети с высокой самооценкой занимают благоприятные статусные положения популярных и предпочитаемых, а дети с низкой самооценкой — статус отвергнутых подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Рекомендации педагогам по работе с детьми с низким уровнем самооценки

В дошкольном возрасте формируется образ Я ребенка, то есть его собственные представления о себе. Это проявляется в том, что дошкольник начинает трепетно относиться ко всему, что связано с его Я. Прежде всего, он требует правильного называния своего имени и фамилии. У него появляются свои вещи, игрушки («моя кроватка», «мои штанишки», «мой зайка» и т. д.). При этом у дошкольника формируется самооценка. В случае если она низкая, ребенок не верит в свои возможности и ожидает постоянных неудач. Если же самооценка высокая, дошкольник надеется на успех и готов попробовать свои силы в любом деле. [8]

Информация о работе Влияние самооценки и статусного положение дошкольников в группе