Влияние психомоторного развития ребенка дошкольного возраста на уровень познавательных функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить характер и содержание связей между развитием психомоторных функций у детей дошкольного возраста и уровнем его успешности в дальнейшем обучении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
– на уровень развития успешности в обучении детей дошкольного возраста влияет уровень развития их психомоторных функций.
Объект исследования: развитие психомоторных функций ребенка в контексте успешности его обучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................


5
1.1.
Стадии психического развития в работах Л.С. Выготского………...
8
1.2.
Сущность развития детей в младенчестве……………………………
10
1.3.
Особенность эмоционального развития дошкольников……………...
12
2.
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СВЯЗЬ С МОТОРИКОЙ.

15
2.1.
Развитие социального поведения………………………………………
18
2.2.
Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста………
20
2.3.
Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях…………………………………………………………………

22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….............
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

В процессе развития ребенка большую роль начинает играть сенсорная коррекция движений, а  подвижность мышления ребенка обеспечивает ловкость и пластичность его движений, возможность владения движениями в экстремальной ситуации и решения новых двигательных задач. В процессе развития каждый ребенок проходит школу практического мышления, поэтому дети, ограниченные в двигательной активности, отстают от ровесников в умственном развитии, а недоразвитие психомоторики у ребенка ведет к недоразвитию мышления.

Мышление и  восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для  дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой  цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик  легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

 Речь. В дошкольном  детстве в основном завершается  долгой и сложный процесс овладения  речью. К 7 годам язык для  ребенка становится действительно  родным. Развивается звуковая сторона  речи. Младшие дошкольники начинают  осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. [15].

 

2.1 Развитие социального поведения

Социальное  развитие – это процесс, во время  которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре  личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов.

Культурные  навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых  обществом человеку в различных  ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

Специфические знания – представления полученные человеком в индивидуальном опыте  освоения окружающего мира и несущие  на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

Ролевое поведение  – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми.

Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться. Они различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

Социальные  качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Все компоненты социального развития находятся  в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения  в одной из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных.

Социальная  ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают  в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие  из них: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, с помощью которой усваивается социальный опыт и становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. Потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих  социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

 

2.2 Игра - ведущая  деятельность ребенка дошкольного возраста

Детская игра - исторически развивающийся и  ведущий вид деятельности. Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. [9; 5].

 Игра, по  определению А. И. Леонтьева,  является такой деятельностью,  с развитием которой происходят  главнейшие изменения в психике  ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. [14].

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Д . Б . Эльконин   в своих исследованиях показал, что игра , и прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действие по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми. Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организующее начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли . В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности. Сознание Я, Я сам, появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития и свидетельствуют о начале переходного периода, именуемого кризисом трех лет. Это один из наиболее трудных моментов в его жизни разрушается прежняя система отношений, складывается новая система социальных отношений, с учетом отделения ребенка от взрослых. Изменение позиции ребенка, возросшая самостоятельность и активность требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то возникают собственно кризисные явления в системе ребенок—взрослый (со сверстниками этого не происходит). Наиболее типичными характеристиками кризиса трех лет являются следующие: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, своеволие, ревность (в случаях, когда в семье несколько детей). Интересной характеристикой кризиса трех лет является обесценивание (эта особенность присуща всем последующим переходным периодам). Что же обесценивается у трехлетнего малыша? То, что было привычно, интересно, дорого прежде. Ребенок может даже ругаться (обесценивание правил поведения), отшвырнуть или сломать любимую ранее игрушку, если она предложена не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и т.п. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, происходящее отделение от близких взрослых (Я сам!) свидетельствует о своего рода эмансипации малыша. [20].

 

2.3 Взаимосвязь двигательной и речевой сферы в познавательных функциях

Дошкольный  возраст является сензитивным для  развития основных психомоторных качеств и произвольности познавательных психических процессов, обслуживающих сложные межуровневые связи. Выявлены достаточно высокие корреляции между результатами тестов на готовность к школе у дошкольников с перцептивно-двигательными показателями.

При отсутствии познавательной активности у детей двигательная сфера формируется недостаточно и, напротив, при отсутствии условий для двигательного развития у детей не формируется познавательная активность и познавательные процессы. Отмечены и взаимно негативные влияния: низкому уровню интеллектуального развития соответствует низкий уровень психомоторного развития. Ещё в 1930-х гг. отмечено, что «общая моторная отсталость наблюдается тем чаще, чем ниже интеллект». Роль артикуляции (проговаривания), т.е. участия речедвигательного компонента в грамотном письме, была показана Л.Н. Назаровой. Управление вниманием связано с умением управлять мускулатурой.

Отклонения  в развитии двигательной сферы создают  определённые трудности в последующей  учебной деятельности, особенно проявляясь в таких целенаправленных действиях, как письмо, рисование, ручной труд. Установлено, что недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное влияние на познавательную сферу ребёнка, его работоспособность; физическая активность может влиять на умственную деятельность и обучение дошкольников.

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности с показателями познавательной активности Г.А. Каданцевой выявил, что дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности, характеризовались низким уровнем познавательной активности. А при высоком уровне физической подготовленности ни одного случая с низким уровнем познавательной активности не выявлено. [11].

Важны научные  положения, сформулированные А.В. Запорожцем, о том, что в процессе ориентирования человека в ситуации складывается не сама исполнительная часть моторного действия, а её образ, под контролем которого она затем и выполняется; во-вторых, ориентировка в ситуации имеет ряд своеобразных превращений и переходов, от развёрнутого и внешне наблюдаемого – до свёрнутого и скрытого её осуществления. Эти превращения А.В. Запорожец сопоставляет с этапами формирования умственных действий, которые были установлены П.Я. Гальпериным, и делает вывод, что они имеют общую психологическую природу. [6].

Опираясь на один из наиболее общих фундаментальных  принципов умственного развития – принцип системной организации, можно сказать, что способность  к обучению как проявление актуальных возможностей сложившихся когнитивных  структур зависит от ряда простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций.

Психомоторное развитие (т.е. развитие психических  процессов, в частности речи), протекает  в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, что нарушения  психического развития, создают разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями. Поэтому моторика детей с  нарушением речи  характеризуется недостаточностью произвольных движений, плохой переключаемостью с одного движения на другое. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.

Для того, чтобы урегулировать неправильные и лишние движения детей, установить равновесие в деятельности нервной системы, а также помочь детям говорить более выразительно и эмоционально, необходима систематическая работа по развитию моторных функций посредством движения, с помощью его различных форм и видов. Таким образом, развитие речи, играет важную роль в формировании и совершенствовании двигательной сферы детей.

Сложно координированные движения ребенка – это, прежде всего, произвольные движения, т.е. движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

Развитие словаря  у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности.

Таким образом, знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе, закономерностей  развития психомоторных функций  необходимо логопеду, психологу, дефектологу  для оценки уровня развития ребенка, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска», для проведения диагностики отклонений, а также для организации коррекционных мероприятий и разработки дифференцированных приемов воспитания.

Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме, существуют определенные закономерности развития ребенка.

В ходе общего развития к пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически  овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Однако в ряде случаев к началу старшего дошкольного возраста при сохранном интеллекте и нормальном слухе уровень сформированности лексико-грамматических средств языка может значительно отличаться от нормы.

Информация о работе Влияние психомоторного развития ребенка дошкольного возраста на уровень познавательных функций