Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.doc

— 1.79 Мб (Скачать)

74.Мои  требования к выполняемой работе  выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя  карьера сложилась удачно.

76. Я  очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых  из своих постоянных партнеров  я не хотел бы видеть и  слышать.

78.Я  одобряю коллег, которые полностью  посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя  усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если  предоставляется случай, я уделяю  партнеру меньше внимания, но  так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня  часто подводят нервы в общении  с людьми на работе.

82. Ко  всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа  с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа  с людьми явно подрывает мое  здоровье.

Ключи.

Фаза  «Напряжения»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой:

-2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

3. «Загнанность в клетку»:

+3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия:

+4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Фаза  «Резистенции»

1. Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Фаза  «Истощения»

1. Эмоциональный дефицит:

+9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность:

+10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5) 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

Стимульный  материал к тесту тревожности 

(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Картинки  к тесту для девочек

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картинки  к тесту для мальчиков

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПИЛОЖЕНИЕ № 3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

Существуют  очень простые способы, позволяющие  снять отрицательные эмоции, усталость, стресс, которые может опробовать на собственном опыте:

  • Спортивные занятия. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человек является физическая культура. Недостаток изиической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды;
  • Физический труд.
  • Отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях).
  • Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показали, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сон кратковременный (от 5 до 30 мин). Попробуйте вместо чашечки кофе практиковать полудрему, легкий кратковременный сон. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце часа работы по 2 – 5 мин.
  • Созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака).
  • Контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения), также можно порекомендовать плавание.
  • При длительной напряженной деятельности эффективно применение самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.
  • Хороший эффект дают всякого рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга.
  • Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Попытайтесь усилием воли переключиться вниманием и мышлением на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
  • Проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочья газету, поколотив подушку или выжав полотенце; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах).
  • Танцы под музыку.
  • Успокаивающая музыка используется как в процессе деятельности, так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.
  • Крики (можно громко спеть  любимую песню).
  • Высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют).
  • Смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).
  • Смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках
  • Набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях.
  • Провести дыхательное упражнение: 3 – 4 коротких выдоха подряд, потом столько же вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться).
  • Посчитать зубы, дотрагиваясь до них кончиком языка с внутренней стороны.
  • Слегка помассировать кончик мизинца.
  • Делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект.
  • Применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскована»,  «мое тело легкое», «я уверена в себе»), самовнушения («я хочу…», «я могу…», «я буду…»).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  №4

Педагогические   рекомендации по работе с тревожными детьми.

1. Чтобы существенно снизить тревожность ребенка, необходимо воспитателям и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем,  не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

2. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;

3. Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.

4. Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

5. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе  межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей