Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3 Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация и ход экспериментального изучения влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.doc

— 1.79 Мб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Поволжская государственная социально - гуманитарная академия

Факультет начального образования (заочного отделения)

Кафедра педагогики и психологии начального обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние эмоционального выгорания  воспитателя на тревожность  детей

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Выполнила студентка 3 курса

                                                                     заочного  отделения специальности

                                                                     «Педагогика и методика

                                                                     дошкольного   образования»                  

                                                                    Чумпилова Э.П.

                                                                     Подпись______________________

                                                                     Научный руководитель

                                                                    ассистент кафедры педагогики и

                                                                    психологии начального обучения

                                                                    Гутрова Г.В.

                                                                    Подпись______________________ 
 

Самара  – 2009г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………….

ГЛАВА 1.  Теоретическое изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………6-34

1.1Понятие тревожности........................................................................................6-14

1.2. Эмоциональное  выгорание и его сущность...................................................15-32

1.3  Выводы………………………………………………………………………...33-34

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-53

2.1. Организация  и ход экспериментального изучения  влияния эмоционального выгорания воспитателя на тревожность   детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………35-38

2.2.Анализ полученных  результатов……………………………………………. 39-48 2.3.Выводы…………………………………………………………………………….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..50-52

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...53-54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55-94 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

       Работа с людьми, а с детьми  в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в образовательные учреждения, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями. Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих. Кризис компетентности может приводить: к бегству от профессиональных проблем; к консервации состояния дискомфорта и отчуждения; к творческой реконструкции модели профессионального поведения. Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Над проблемой «эмоционального выгорания» работали следующие ученые: X . Дж. Фрейденбергер, Р. Шваб, С. Маслач, Р. Джексон, В.В.Бойко, Т. В. Форманюк и др. 

            Актуальность. Психологическое здоровье воспитателей является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность педагога является его стержневым факторам труда, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения. Психологическая некомпетентность педагога может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности. Именно поэтому, сегодня образовательные учреждения как никогда нуждаются в  сохранении и укреплении психологического здоровья, как воспитанников, так и педагогов. Люди, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно воздействовать на ребёнка. Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи. Это Е.И.Рогов, Р.В.Овчаров, Е. Савина и Н. Шанина, Мэри Аворд, Р. Тэммла и др.

        Проблема исследования. Не смотря на то, что существует огромное количество диагностико-коррекционных методов и приемов, не достаточно внимания уделяется профилактике эмоционального выгорания у воспитателей и не подобраны методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности направленной на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста.       

Обусловленная нами проблема и её актуальность определили цель, предмет, объект и гипотезу исследования.

          Объект. Тревожность детей старшего дошкольного возраста.

          Предмет. Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей старшего дошкольного возраста.

          Гипотеза. Заключается в том, что эмоциональное выгорание воспитателя повышает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

          Цель исследования. Изучить влияние синдрома эмоционального выгорания воспитателей на тревожность детей старшего дошкольного возраста.

          Достижение этой цели потребовало  решение следующих задач:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей.

2. Подобрать  методики по исследованию эмоционального  выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику  синдрома эмоционального выгорания воспитателей и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

4. Обработать  и проанализировать результаты  исследования.

5. Составить рекомендации для воспитателей  по работе с тревожными детьми      

Методологическая основа исследования:

  • Л.С.Выготский, В.С.Мухина о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности;
  • Б.Г. Ананьев ввел термин «эмоциональное выгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями;
  • Л.А. Китаев-Смык, В.А. Бодров описали явления, родственные по своему содержанию феномену выгорания;
  • Х.Дж. Фрейденбергер ввел термин  «психическое выгорание»;
  • В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".
 

         Для достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ литературы.

2. Эмпирические методы:  методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

3. Качественные методы обработки данных.

4.  Интерпретационный  метод.

   Базы  исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 459 Кировского района  г. Самары. Исследованием охвачены 6 воспитателей и 45 детей старшего дошкольного возраста.

   Значимость  работы. Составлены рекомендации для воспитателей по работе с тревожными детьми и профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей.

   Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ.

1.1. ПОНЯТИЕ  ТРЕВОЖНОСТИ.

         Эмоции и чувства представляют  собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К.Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:

1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7)презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. 

Остальные - производные. Из соединения фундаментальных  эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.                                                                                             

         «Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующая низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий»[6;68].                                                                                                                     Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом для самоконтроля самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявление тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно-устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующих личностной черты (так называемая «личностная тревожность»).

Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценки, самоуважению [22;234].  Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожности, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством озабоченностью нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным по времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценки и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.  Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направлено на достижение успехов, имеет следующие особенности:

Информация о работе Влияние эмоционального выгорания воспитателя на тревожность детей