Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессио-налов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психо-логов не только в России, но и по всему миру.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………3
2. Биография Л.С. Выготского………………………………………….4
3. Школа Выготского …………………………………………………6
4. Культурно-историческая теория……………………………………..7
4.1. Генетический аспект концепции Выготского………………..11
4.2. Исторический принцип в детской психологии………………13
5. Эгоцентрическая речь: против Ж. Пиаже…………………………..16
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Список использованной литературы………………………………..20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ИСТОРИЯ ПСХ.docx

— 51.19 Кб (Скачать)

     Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у  животных, а действию общественноисторических  законов. Движущая сила психического развития, это обучение. Важно, что развитие и обучение - разные процессы. «Развитие,- пишет Л.С. Выготский,- есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

     Обучение, есть внутренне необходимый и  всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Оно создает  зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале  для ребенка возможны только в  сфере взаимоотношения с окружающими  и сотрудничества с товарищами, а  затем, пронизывая весь внутренний ход  развития, становятся достоянием самого ребенка.

     Зона  ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. 

     Зона  ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются  сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними  психическими процессами субъекта. Когда  психический процесс формируется  в совместной деятельности, он находится  в зоне ближайшего развития; после  формирования он становится формой актуального  развития субъекта.

     Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует  о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда  хорошо, -писал Выготский,- когда  оно идет впереди развития». Применительно  к школе это означает,  что  обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько  на созревающие функции [1]. 
 
 

     
  1. Эгоцентрическая речь: против Ж.Пиаже

     Согласно  учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией, так сказать динамическим компромиссом, в котом по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают элементы социализированной мысли, благодаря чему эгоценризм в мышлении, как и в речи, постепенно сходит на нет.

     Из  этого понимания эгоцентрической  речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого  вида речи. В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться  к мысли взрослого; поэтому его  мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в  непонятности эгоцентрической речи для другого, в её сокращенности  и других её структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая  речь в этом случае не может быть ни чем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональное значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и  мышлении ребенка. И, наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что её генетическая судьба есть то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Поэтому развитие эгоцентрической речи идет по убывающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. Таким образом, естественно, что эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

     Таким образом Пиаже постулировал три стадии в развитии форм мышления у ребенка: 1) аутизм, 2) эгоцентризм, 3) социализация. На первой из этих стадий мышление ребенка носит подсознательный характер и направлено на достижение самоудовлетворения. На этой стадии ребенок еще не пользуется языком и не приспосабливается к существованию других людей, обладающих собственными нуждами и желаниями. Он еще не воспринимает такие понятия, как "истина" и "ошибка". На последней из этих стадий ребенок уже оказывается адаптированным к окружающей его действительности, пытается влиять на нее, с ним можно разговаривать. Он уже понимает законы логики. На промежуточной стадии - стадии эгоцентризма - мысль ребенка, по мнению Пиаже, "представляет собой средину между аутизмом в строгом смысле слова и социализированной мыслью". На этой стадии ребенок использует язык, но только для себя; он размышляет вслух. Таким образом, названные три стадии представляют собой схему развития мышления ребенка, основанную на представлении о том, что "первичной, обусловленной самой психологической природой ребенка формой мышления является аутистическая форма; реалистическое же мышление является поздним продуктом, как бы навязываемым ребенку извне с помощью длительного и систематического принуждения, которое оказывает на него окружающая его социальная среда" [6].

     Принимая  в целом то описание, которое дает этим стадиям Пиаже, Выготский отрицает их последовательность. Он так пишет  об этом: "История детской мысли  для Пиаже - это история постепенной  социализации глубоко интимных, внутренних, личных, аутистических моментов, определяющих детскую психику. Социальное лежит  в конце развития, даже социальная речь не предшествует эгоцентрической, но следует за ней в истории  развития [6].

     Согласно  теории Л.С.Выготского, эгоцентрическая  речь ребенка пред-ставляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Речь для себя возникает путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития. В зависимости от этого изменяются и наши воззрения на вопрос о структуре, функции и судьбе эгоцентрической речи, т.е. приобретая новое название, речь перестраивается и в своей структуре сообразно с новыми функциями.

     Функция эгоцентрической речи представляется родственной функции внутренней речи: это – менее всего аккомпанемент, это – самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это – речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. И, наконец, генетическая судьба эгоцентрической речи представляется менее всего похожей на ту, которую рисует Пиаже. Эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Её развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения гипотезы Выготского эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Её судьба – перерастание во внутреннюю речь [2]. 

      1. Заключение

     Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического  изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода есть начало и основа всей истории культурного развития ребенка". Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка.  

     Без преувеличений можно сказать, что  Л. С. Выготский сделал все, чтобы  детская психология стала полноценной  и подлинной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука  смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития. Советская психология многим обязана Выготскому, поскольку он был первым, кто детально анализировал влияние социально-исторических факторов на становление и развитие человеческой психики.

     Культурно-историческая теория Л.С. Выготского породила крупней-шую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др[1].

     Многочисленные  исследования Л.С. Выготского в общей  психологии во многом определили пути её дальнейшего развития. На трудных  дорогах создания марксистской психологии, где Льву Семеновичу принадлежала одна из авангардных ролей, конечно, могли  быть недоделки и огрехи, но никто  не сможет отрицать того, что он всегда страстно боролся за марксистскую науку  о детях, и здесь уместно сказать его же словами: « Мы хорошо знаем, что, делая первый шаг, мы не сможем избежать многих, и серьезных, быть может ошибок. Но все дело в том, чтобы первый шаг был сделан в верном направлении. Остальное приложится. Неверное отпадет, недостающее прибавится»[2]. 
 
 

  1. Список  использованной литературы
 
  1. Обухова, А.Ф.  Л.С. Выготский и его школа  [Текст] / А.Ф. Обухова, доктор психологических наук// Детская (возрастная) психология: учебник, М., Российское педагогическое агентство. 1996.- С. 182-197.
  2. Пиаже Жан: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001.- С.72-75.
  3. www.bsu.ru/content/hec/aismontas
  4. www.Examen.ru/add/school-subjects/human-sciences/psychology
  5. wiki.myword.ru/index.php
  6. http.// nplit.ru/books/item
  7. Palsh.nm.ru/vigots.htm

Информация о работе Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии