Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший советскую психологию». С этими оценками, наверное, согласится любой российский психолог — по крайней мере, каждый, кто не пожелал под напором рыночной стихии сменить квалификацию психолога на массовика-затейника или толкователя снов. По сей день идеи Л.С. Выготского и его школы составляют основу научного мировоззрения тысяч настоящих профессио-налов, в его научных трудах черпают вдохновение новые поколения психо-логов не только в России, но и по всему миру.

Оглавление

1. Введение ………………………………………………………………3
2. Биография Л.С. Выготского………………………………………….4
3. Школа Выготского …………………………………………………6
4. Культурно-историческая теория……………………………………..7
4.1. Генетический аспект концепции Выготского………………..11
4.2. Исторический принцип в детской психологии………………13
5. Эгоцентрическая речь: против Ж. Пиаже…………………………..16
6. Заключение……………………………………………………………18
7. Список использованной литературы………………………………..20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ - ИСТОРИЯ ПСХ.docx

— 51.19 Кб (Скачать)

     Психологическая теория Выготского сложилась на основе марксист-ской философии диалектического материализма. В философском плане Выготский опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма, о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюцию животного мира. Появление человека ознаменовано началом иного, противоположного процесса: человек начал действовать на природу и видоизменять ее. Выготский приводит следующее высказывание Ф.Энгельса: "Все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек".

     Как известно, классики марксизма в этом процессе выделяли прежде всего его  орудийный характер, опосредованность деятельности орудиями. У Выготского возникла гипотеза: нельзя ли найти  в психических процессах человека элемент опосредованности своеобразными  психологическими орудиями? Косвенное  подтверждение этой гипотезе он находил  в известных словах Ф. Бэкона, которые  затем неоднократно цитировал: "Ни голая рука, ни предоставленный сам  себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспомогательными средствами".

     Способность к овладению природой не проходит бесследно для человека в одном  очень важном отношении: человек  учится также овладевать собственной  психикой. Так появляются произвольные формы деятельности, или высшие психические  функции.

     Каким образом появление высших психических  функций связано с овладением природой? По мнению Выготского, здесь  имеет место двусто-ронняя связь: указанные изменения в психике человека выступают одновре-менно и как следствие его измененных отношений с природой, и как фактор, который обеспечивает эти изменения. Ведь если жизнедеятельность человека сводится не к приспособлению к природе, а к изменению ее, то его действия должны совершаться по какому-то плану, подчиняться каким-то целям. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, то есть научается управлять собой. Таким образом, первый процесс стимулирует второй. В то же время прогресс в самоорганизации помогает более эффективно решать внешние задачи.

     Таким образом, овладение природой и овладение  собственным поведением - параллельно  идущие процессы, которые глубоко  взаимосвязаны.

     Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением также с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических.

     По  мысли Выготского, в психических  процессах человека следует различать  два уровня:

- первый - это разум, "предоставленный самому себе";

- второй - это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами.

     Точно так же следует различать два уровня практической деятельности:  

- первый - это "голая рука",

- второй - рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами.

     При этом как в практической, так и  в психической сфере человека ре-шающее значение имеет именно второй, орудийный, уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем "натураль-ных", а второй уровень - уровнем "культурных" психических процессов. "Культурный" процесс - это "натуральный" процесс, опосредованный своеобразными психическими орудиями и вспомогательными средствами.

     Что такое психологические орудия? Краткий  ответ Л.С. Выготского: это знаки. Пояснить это можно на примере такого распространенного приема, как завязывание узелка "на память": человеку надо что-то вспомнить спустя некоторое время; он завязывает на платке узелок и, снова увидев его, вспоминает о запланированном деле.

     Выготский усмотрел в этом приеме принципиально новую структуру психических функций человека.

     Данный  пример весьма типичен. Анализ этнографического материала обнаруживает, что аналогичные  способы запоминания широко практикуются у отсталых племен, не имеющих письменности. Исторические материалы свидетельствуют  о том же: у разных народов в  далеком прошлом подобным образом  использовались для запоминания  разные средства. В одних случаях  это были зарубки на дереве и кости  разных форм и сочетаний, в других - узелковая знаковая система, достигшая, например, исключительной сложнос-ти у инков. Во всех перечисленных случаях для запоминания используются внешние средства - это знаки какого-то содержания. Иногда такие средства просты, иногда - весьма дифференцированы, представляя собой зачатки письменности. Но эти различия несущественны. Главное и общее состоит в том, что подобные средства-знаки фактором своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса.

     Ничего  подобного нельзя представить себе у животных. Собака, когда-то наказанная палкой, рычит, снова увидев палку. Вполне естественно ска-зать, что она вспомнила ранее нанесенные ей удары. Но запечатление это произошло непроизвольно, и воспоминание также "всплыло" само собой, по простому закону ассоциаций. Непосредственная связь «палка – удар» описы-вает натуральную мнемическую функцию - единственную форму памяти, которая есть у животных. Здесь нет и следа произвольности, которая возмож-на только при использовании опосредствующего знака.

     На  примере памяти легко просматривается  ограниченность натураль-ных функций животных и широта, если не сказать безграничность, возмож-ностей человека, которые приобретаются благодаря опосредованной струк-туре высших психических функций. Память животных ограничена, во-первых, объемом естественно запечатлеваемого материала, во-вторых, безусловной зависимостью ее от актуальной ситуации: чтобы вспомнить, животное снова должно попасть в те же условия, например увидеть палку.

     Человеческая  же память благодаря многим приемам  опосредствования может вбирать  в себя огромное количество информации. Кроме того, она совершенно освобождена  от необходимости повторения ситуации запоми-нания: нужное содержание человек может вспомнить в любых других усло-виях благодаря использованию стимулов-средств, или знаков[5]. 

    1. Генетический  аспект концепции  Л.С. Выготского
 

     Важнейшую часть концепции Выготского составляет ее генетический аспект. Откуда берутся средства-знаки? Для ответа на этот вопрос необхо-димо рассмотреть сначала культурно-историческое развитие человека, потом онтогенез, развитие ребенка. Эти процессы имеют принципиальное сходство.

     Согласно  марксистской концепции человека создал труд; общение в процессе трудовой деятельности породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-указания, обращенные к другому и направляющие его действия. Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-указания, слова-приказы на самого себя. Из внешней командной функции слова родилась его внутренняя организующая функция, т.е. возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа - подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Выготского, был интерпсихоло-гическим, то есть межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в интрапсихологические.

     Такое превращение Выготский назвал процессом интериоризации.    В ходе этого процесса происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).

     В онтогенезе наблюдается принципиально  то же самое. Выготский выделил здесь  следующие стадии интериоризации:

       Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого. Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Таким образом интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, то есть становятся умственными средствами.

     Если  посмотреть в целом на ситуации индивидуального  развития детеныша животного и ребенка, то можно увидеть их существенные различия по целому ряду параметров.

     Будущее поведение животного в своих  главных чертах генетически запрограммировано. Индивидуальное научение обеспечивает лишь адаптацию генетических программ к конкретным условиям обитания. В  отличие от этого, человеческое поведение  генетически не предопределено. Так, выросший вне социальной среды ребенок  не только не научается гово-рить, но даже не осваивает прямохождение. Это связано с одним важным обстоятельством: видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме - во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый человек может стать представителем своего вида - вида homo sapiens, только если он усвоит (в определенном объеме) и воспроизведет в себе этот опыт. Таким образом, усвоение, или присвоение, общественно-исторического опыта есть специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутст-вующий у животных. Отсюда обучение и воспитание - это общественно вы-работанные способы передачи человеческого опыта.

     Культурно-историческая теория Выготского, которую он не успел  во многом конкретизировать, была развита  его последователями и оказала  огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной психологии [5]. 

    1. Исторический  принцип в детской  психологии
 

     Заслуга Л.С. Выготского состоит в том, что он первым ввел истори-ческий принцип в область детской психологии.

     С точки зрения Л.С. Выготского, все  современные ему теории описывали  ход детского развития как процесс  перехода от социального к индивидуальному. Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии – наследственность и  среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций – это понимание развития как приспособления человека к окружающей среде. В этом состоит их биологизаторская суть.

     По  Л.С. Выготскому, среда выступает  в отношении развития высших психических  функций в качестве источника  развития. Человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом  он не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества. Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические  функции возникают первоначально  как форма коллективного поведения  ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными  функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения  между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Выготский подчеркивал, что отношение  к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский ввел понятие ключе-вого переживания, которое представляет собой как бы узел, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств.

     Л.С. Выготский сформулировал ряд  законов психического развития ребенка:

  1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
  2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
  3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
  4. Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними  индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются пожизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Информация о работе Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии