Виды психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Оглавление

Введение 3
1. Определение консультативного контакта 7
2. Психологическое консультирование и его виды 16
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

консультативная психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, хотя представители, например, экзистенциально-гуманистического и  психодинамического направлений консультативный  контакт в конкретной работе используют по-разному, они едины во мнении о  его важности в процессе консультирования.

     Основные  организационные формы оказания психологической помощи.

     1. Индивидуальное консультирование

  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь
  • индивидуальное психологическое консультирование
  • катарсическая психотерапия
  • библиотерапия
  • психоанализ

     2. Семейное консультирование

  • тренинг эффективности родителя
  • поведенческая терапия
  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)
  • конкурентная терапия

     3. Групповое консультирование

  • ролевой и коммуникативный тренинг
  • психодрама
  • тренинг сензитивности (эмпатии)
  • группы встреч
  • разъяснительная психотерапия (лекции)
  • телесно-ориентированные тренинги
  • арт-терапия
  • тренинг делового общения
  • групп-анализ

     В Психотерапевтической энциклопедии под  редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

     1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается  на модификации поведения, анализе  внешних причин проблемы. Цель  работы с клиентом: формирование  и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

     2. Личностно-ориентированное консультирование  (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

     3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается  на активацию собственных ресурсов  клиента для решения проблемы. Представители этого подхода  обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

     Рассмотрим  подробнее некоторые техники  решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек  вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или, что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»).

     Наиболее  применяемые приемы:

     1. «Опора на прогресс»: Был ли  в последнее время такой период, когда проблема исчезла или  значительно уменьшилась? Как  Вы думаете, почему? Что этому  способствовало? Что мы все могли  бы сделать, чтобы закрепить  эти механизмы?

     2. «Фантазии о будущем»: Когда проблема  может разрешиться? Что может  этому способствовать? Пофантазируйте: Если бы мы встретили Вас,  когда у Вас уже было все  в порядке, и спросили бы: «Что  Вам помогло?», то что бы  Вы ответили? Что еще могло  бы Вам помочь?

     3. «Благодарности авансом»: Продумайте, как Вы будете благодарить  людей, включенных в Вашу программу  за помощь. Далее клиенту предлагается  начать авансом реализовывать  программу благодарностей.

     4. «Проблема как решение»: Чему  научила Вас эта проблема? Чем она была полезна для Вас?

     5. «Новое позитивное название»:  Придумайте какое-нибудь хорошее  имя для Вашей проблемы, чтобы  мы могли использовать его  в беседе. Поиск хорошего имени  для своей проблемы побуждает  начать анализировать ее позитивные  аспекты.

     Овчарова  Раиса Викторовна позволяет выделить шесть бинарных оппозиций, в соответствии с которыми можно составить целый  калейдоскоп видов психологического консультирования:

     • Индивидуальное и групповое консультирование. Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).

     • Однократные и многократные консультации.

     • Консультации по личному обращению  – консультации в результате вызова, направления.

     • Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

     • Без привлечения методов психологической  коррекции (доведение до клиента  имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.

     • Консультации изолированные и комбинированные  с другими методами психологической  помощи (например, социально-психологический  тренинг между консультациями).

     Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

     В качестве основания для выделения  видов психологического консультирования можно использовать и характер теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ.

     Можно также использовать в качестве основания  для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием – дистантное психологическое консультирование.

Психологическое консультирование и его виды

 

     Существуют  разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

     Психологическое консультирование (counselling) по определению  Британской ассоциации консультирующих  психологов - это есть специфические  отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

     Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

     Следствием  такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

     Личность  психолога - один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений  в жизни клиента. Слово "консультация" происходит от латинского "consulto" - совещаться, заботиться. Психолог должен уметь создать атмосферу безусловного уважения и эмоционального тепла, изначального доверия и понимания, принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату.

Заключение

 

     Помощь  клиентам в освобождении от мифов  и стереотипов — очень важный аспект консультирования при сексуальных  проблемах.

     Консультант должен быть подготовлен к консультированию клиентов всех возрастных групп. Kirkpatrik (1975; цит. no: George, Cristiani, 1990) сформулировал девять правил сексологического консультирования: консультант не должен быть отягощен собственными сексуальными проблемами. Это необходимое условие для адекватного реагирования на соответствующие затруднения клиентов. Консультант должен уметь свободно и открыто говорить о сексуальных проблемах, т.е. не употреблять обтекаемых выражений и правильно использовать сексологическую терминологию. Консультант в некоторых случаях должен первым начать разговор о возможных сексуальных проблемах клиента, поскольку клиент может проявлять робость. Консультант обязан уметь интерпретировать сексуальные проблемы, когда клиент представляет их в замаскированной форме. Консультант должен быть хорошо осведомлен в различных вопросах сексуальности человека, чтобы предоставить клиентам соответствующую информацию (анатомия, психология полов, фармакология, контрацептивные средства). Консультант должен иметь в виду при консультировании подростков и юношей, что их знания о сексуальности могут быть неполными и искаженными. Следует обратить особое внимание на ранние половые отношения, мастурбацию, использование предохранительных средств. Консультант должен понимать пределы своих возможностей. Не следует заниматься сексотерапией без специальной подготовки. Консультант обязан знать, в каких случаях направлять клиента к другим специалистам, и адреса этих специалистов.

Литература

 
  1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования /Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №1, 1994
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
  3. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского. изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1976.
  4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
  5. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  6. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА - М, 2003г.

Информация о работе Виды психологического консультирования