Виды психологического консультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Оглавление

Введение 3
1. Определение консультативного контакта 7
2. Психологическое консультирование и его виды 16
Заключение 18
Литература 19

Файлы: 1 файл

консультативная психология.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа по Консультативной психологии

 

На тему: Виды психологического консультирования

Работу  выполнила:  Романова С.В.

студентка  IV  курса 468группы  заочного отделения  факультета психологии  СГУ

Работу  проверила:  Степанова М.З. 

Оценка ------------  подпись --------------   дату проверки------------

 

       Содержание 
 

Введение

 

     В самом общем виде психологическая  помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических  проблем клиента.

     С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

     Лично мне ближе и лучше отражает мой взгляд на психологическую помощь определение Британской ассоциации консультирующих психологов: "Психологическое  консультирование есть специфические  отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий".

     Хотя, конечно, определение психологической помощи не может не зависеть от используемого психологического подхода, от длительности предполагаемого консультирования, от уровня и количества участников процесса, а также от многих других факторов. Это приводит к мысли о желательности наиболее полного учета и отражения этих факторов во всей их полноте и многообразии, об их систематизации, т.е. - к необходимости создания классификации видов психологической помощи.

     Оказание  психологической помощи в психологической  парадигме требует перехода от классификации, основанной на феномене болезни (медицинская парадигма), к собственно психологической классификации человеческих проблем. Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено. Причиной этого является многообразие существующих видов, типов и форм, уровней, а также школ психологической помощи. Сложно представить себе, как их объединить в какое-либо ограниченное количество групп, принимая во внимание такие факторы, как нижеследующие:

     - Некоторая путаница пониманий,  смешение понятий "вид", "форма", "уровень" и т. п. Это  происходит, опять же, из-за различного  определения и понимания психологической  помощи разными авторами, отнесения ими того или иного понятия к "виду", "типу" или "форме" помощи. Кроме того, придается различный объем и содержание одному и тому же конкретному понятию, различная значимость, удельный вес, воздействие на психическую сферу пациента.

     - Невозможно выделить все основания  для классификации, так как  спектр оказываемой психологической  помощи в настоящее время очень  широк, а главное, продолжает  формироваться, углубляться и  расширяться. Происходит как интеграция, так и разделение методов, выделение одних методов из других. Возникают и совсем новые методы, техники и методики, производятся практические исследования и теоретические разработки. Поэтому возникают большие проблемы с оперативной систематизацией, и, собственно, с созданием какой-либо систематизации, претендующей на полный охват всех видов психологической помощи.

     - Один и тот же вид психологической  помощи может быть по разным  основаниям отнесен либо в  различные группы, либо может  попасть в два и более класса  одновременно, а может вообще не войти ни в один их них. Так, экстренная психологическая помощь может оказываться в рамках различных школ, но вряд ли применим, например, подход арт-терапии. Осуществляться экстренная помощь может как в форме индивидуальной консультации (очно, по телефону доверия и т.д.), так и в групповой форме (обычно при оказании помощи жертвам катастроф, террористических актов и др. массовых психотравмирующих событий), но трудно представить себе (хотя теоретически и возможно) экстренную помощь в форме психологической помощи семье, в связи с краткосрочностью воздействия и направленности этого вида помощи на снятие последствий конкретного стрессового воздействия. Проблематика обратившихся к экстренной помощи клиентов является проблемой, возникшей воздействия стрессовой ситуации, а не проблемой взаимоотношений.

     Поэтому приходится сделать общий вывод, что в настоящее время найти  исчерпывающую классификацию видов  психологической помощи не представляется возможным. Во-первых, нет единого  критерия выделения вида, и, по всей видимости, он не может быть найден в ближайшей перспективе. А, следовательно, нет и исчерпывающего перечня видов - даже если включить в понятие "вид" также и понятия "тип", "форма", "уровень" и проч. - психологической помощи.

     Но  исследовать и разрабатывать дальше эту тему интересно, важно и нужно для понимания теоретических аспектов психологической помощи, для ее определения, понимания ее содержания, основных отличий и специфики каждого конкретного вида. А это служит одной из главных целей и задач психологической помощи и психологии как науки в целом - более качественного оказания помощи человеку, лучшего понимания запроса клиента.

     Все виды и формы психологической  помощи имеют и какие-то общие  черты, и свои отличия и характерные  для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.

Определение консультативного контакта

 

     В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

  1. Два лица находятся в психологическом контакте.
  2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.
  3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.
  4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.
  5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.
  6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

     Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

     Итак, клиент должен быть в контакте с  консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

     Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности  консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

     Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению  со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.

     Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

     Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт.) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

     Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть  основных параметров:

  • эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);
  • интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);
  • динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);
  • конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);
  • оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);
  • добросовестность.

     Психоаналитическое  направление - Консультант сохраняет  личную анонимность, чтобы клиент мог  свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого

     Адлерианское направление - Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования

     Терапия поведения - Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения

     Рационально-эмоциональная  терапия (A. Ellis) - Консультант выполняет  роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается  к пониманию своих проблем  и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

     Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers) - Консультативный  контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения

     Экзистенциальная  терапия - Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

     С позиций различных теоретических  ориентаций контакт "консультант  — клиент":

  • или создает предпосылки для начала изменения (терапия поведения и рационально-эмоциональная терапия);
  • или самопроизвольно изменяет клиента (ориентированная на клиента терапия или экзистенциальная терапия);
  • или составляет содержание обсуждения и работы вообще (психодинамическое направление).

Информация о работе Виды психологического консультирования