Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

При контакте друг с другом люди используют вербальное и невербальное общение. Что это такое? Вербальное общение - это наша речь, это информация которую мы передаем через органы слуха. Но этому виду общения не всегда можно доверять, так как люди имеют свойство говорить неправду. А вот невербальному общению можно доверять на 99%. Невербальные средства общения – мимика, язык жестов и тела. Эти средства общения намного правдивее, их практически невозможно подделать.
В данной курсовой работе я хотел бы рассмотреть вербальные и невербальные средства общения. Считаю, что эта тема интересна и актуальна для изучения, потому что мы каждый день встречаемся с людьми, общаемся и взаимодействуем, передаем различную информацию путем скрытых и открытых знаковых форм. С помощью этих средств, мы учимся читать человека и понимать его, для того чтобы создавать наиболее эффективную коммуникацию, которая выгодна обеим сторонам в общении.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Общение.
1.1. Понятие и сущность общения 6
Глава 2. Вербальное общение.
2.1. Развитие вербального общения. 8
2.2. Понятие и сущность вербальной коммуникации. 12
2.3. Средства вербальной коммуникации 14
2.4. Диалог. Искусство диалога. 19
Глава 3. Невербальное общение.
3.1. Развитие невербального общения. Значение невербального общения 23
3.2. Понятие и сущность невербальной коммуникации 26
3.3. Классификация видов невербальной коммуникации 27
3.4. Пространство общения 30
3.5. Передача информации с помощью рук и глаз 34
Глава 4. Общение в МКК (Межкультурные коммуникации)
4.1. Вербальное общение в МКК 38
4.2. Невербальное общение в МКК 40
4.3. Анализ сравнения видов общения 41
Глава 5. Общение - первая социальная потребность человека 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Вербальные и невербальные средства общения..docx

— 83.89 Кб (Скачать)

Вербальные коммуникации является основной составляющей труда  таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого  делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный  деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч  слов в час1.

Вербальные коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным  возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербальных коммуникаций, хотя в жизни не могут полностью  их заменить. Следует отметить, что  развитие вербальных коммуникаций первоначально  непременно опирается не невербальные средства коммуникации.

Виды вербального общения: познавательное (когнитивное) – осуществляется с целью освоения новой информации и применения ее в практической деятельности; убеждающее – ставит цель вызвать  у партнеров по общению определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить  в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать  своим единомышленником; экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию; суггестивное – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для изменения его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.1

При анализе вербальной коммуникации важно всё время иметь в  виду, что это общение, которое  ведут между собой личности, обладающие определёнными намерениями, то есть диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнёров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимание, познание другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга. Само воздействием может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, то есть прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнёра.

Ораторское искусство, начиная  с Древней Греции, считалось неотъемлемым качеством вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам ведения диалога  сделалось обязательным. С тех  пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого  общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные  оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора2.

 

2.3. Средства вербальной коммуникации

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством  речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков, включающих два принципа –  лексический и синтаксический.

Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл  сообщения. Но этому должна сопутствовать  высокая степень общности понимания  ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а реципиент  в процессе слушания декодирует эту  информацию.

Для коммуникатора смысл  информации предшествует процессу кодирования, так как «говорящий» сначала  имеет определённый замысел, а затем  воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчётливо проявляется  значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс  декодирования; раскрытие смысла сообщения  немыслимо вне этой ситуации.

Так, речь – это вербальная коммуникация, то есть процесс общения  с помощью языка. Различают следующие  виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую1.

Виды речевой деятельности:

– внутренняя, внешняя;

– устная, письменная;

– монологическая, диалогическая.

Все виды речи тесно взаимодействуют  друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические  особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в  речедвигательный анализатор от органов речи поступают импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже  было сказано, бывает устной и письменной. Письменная речь находит выражение  в тексте. Письменная речь более  концентрирована по содержанию, чем  устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений)1.

Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется  на ее основе. Это относится к  развитию ее как в обществе, так  и в индивидуальной жизни человека. Процессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одного к  другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

Слышимая речь, которая  кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи.

При изменении условий, например при разговоре, по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной  и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий  не имеет возможности подать реплику  и получить на нее ответ.

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так  как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее  известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание  разговорной речи, как правило, требует  естественный ответ на побуждение собеседника  или существует как реакция на происходящее вокруг. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и  требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад, выступление  и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается  план, отбираются нужные слова и  предложения и, часто, письменно  фиксируется план устной речи1.

Монологическая речь имеет  большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой  логики и последовательности. Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые  формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

Таким образом, посредством  речи не просто «движется» информация, но и участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного  изменения поведения. 

2.4. Диалог. Искусство диалога

Дети быстро овладевают коммуникативными навыками. Если содержательная сторона  общения для каждого возраста различна, то внешняя, техническая сторона  имеет больше общих черт. Форма  общения ребенка и пенсионера едина – диалог. При всей своей  индивидуальности общение строится на диалоге. Так же существует монолог. Диалог и монолог контрастируют  между собой, оттачиваются, но они  же подразумевают друг друга, перекрещиваются. Что такое диалог? Это когда  партнеры попеременно слушают и  говорят. Если из них кто-то отказывается от своей очереди взять слово, то беседа превращается в монолог. Если оба отказываются, то разговор исчерпывается. Диалог – это разговор по очереди, для каждого партнера периоды  говорения и слушания чередуются. Поведение каждого участника  диалога удобно разбить на такты: один такт – это речь, другой –  молчание. Эти такты постоянно  сменяют друг друга в рамках диалога. Закономерное повторение каких-то элементов  общего процесса заставляет предположить, что это процесс ритмический. Установлено, что соотношение речи и молчания – устойчивая характеристика каждого человека. У каждого человека этот ритм индивидуален, а различия между людьми весьма велики.

В отличии от стандартного интервью в реальном диалоге ритмы собеседников никогда не проявляются в чистом виде. Партнеры подстраиваются друг под друга. Они как бы ищут такие соотношения периодов говорения и молчания, которые не были бы им неприятны. Ритмы диалога достаточно гибки, так что обычно это удается.

В течение тысячелетий  люди искали такие формы общения  и способы, при которых всем было бы удобно и хорошо. По тому как человек держится, как он ходит, садится, ест, как он держит руки, какие слова произносит, судят об уровне его культуры, о нравственных и интеллектуальных достоинствах личности. Справедливо это или нет, но от первого впечатления зависит принятие важных решений, наш успех, осуществление желаний.

Умеете ли вы общаться? Культура общения проявляется в умении поддерживать разговор, и включает умение правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учетом « -  Кому? - Зачем? - Что? - Как?» сказать.

Вступая в общение, мы подбираем  такие слова, которые помогли  бы нам установить и поддержать «обратную  связь» с собеседником. Личное обаяние, умение вести себя в обществе проявляются  и в умении говорить и разговаривать  – в языке и голосе. Добрый, ласковый голос открывает путь к  сердцу собеседника. И уж, как правило, у людей с такими приятным голосом  хороший характер, если голос естественен  и человек не играет какую-нибудь «роль».

Когда вы говорите, смотрите на слушающего, а не «в потолок», спокойно, сдержанно, ровно, не повышая голоса, как бы вы не были взволнованы или огорчены. Искусство общения включает в себя и умение слушать. «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы.», - говорится в стихах А. Дементьева, об умении слушать, не перебивать собеседника.

Большое внимание уделяется  и внешней стороне разговора: сидя или стоя ведется беседа, жестикулируют  ли руками, толкают ли собеседника. Не соблюдение норм этикета может  произвести на собеседника неприятное впечатление.

Особое внимание в разговоре  имеет тон. Одно и то же слово может  звучать по-разному, если сказать  его с разной интонацией. Интонация  – это выразительное средство для передачи мысли. Интонацией вы можете сказать иногда больше, чем словами, потому что в интонацию вы вкладываете  свое настроение, свое отношение, свои эмоции. Обидеть человека можно, ничего ему не сделав, только повысив голос  или изменив тон, крикнуть или  промолчать.

И для тех, кто хочет  расположить к себе собеседника, при общении предлагаются правила:

    • проявляйте искренний интерес к другим людям;
    • улыбайтесь;
    • помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук в человеческой речи;
    • будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать о себе;
    • ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника;
    • давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

Практически для всех людей  важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы  их слушали и слышали.

Умение слушать зависит  от того, насколько важно для вас  понять человека. Мы можем понять детей, хотя они неправильно говорят, иностранцев, хотя они говорят на незнакомом нам  языке, своих противников, если это  необходимо для взаимодействия и  т.д.

Человек говорит. Его личность: культура, воспитанность, знания, характер – проявляются и в его речи. Недаром в кино и театре пользуются успехом фильмы и пьесы, в которых  драматурги, создавая образы героев, находят  для них точные речевые характеристики: «заставляют» героев говорить на языке, присущим им одним. Не только через поступки, но и через речь раскрываются из характеры.

Люди говорят. Их язык –  своеобразный код, на котором происходит общение, а слова – знаки определенных понятий. Сколько их? Каким количеством  слов пользуется в разговоре человек? У разных людей он разный. Словарный запас зависит от уровня культуры, начитанности, интеллекта человека.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения