Вербальное и невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Едва ли не все свое время мы общаемся, умение это делать – пожалуй, самое важное в жизни умение. Ежедневно восемь часов большинство из нас проводя на работе, а после этого - еще восемь часов с друзьями и родными. 16 часов контактов, общения. Львиную долю жизни, иногда не отдавая себе в этом отчета общаемся.
Существует два способа общения - речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный).

Оглавление

Введение 3
Понятие общения 3
Вербальное общение 5
Речь 6
Невербальное общение 9
Обмен невербальной информацией 10
Основные коммуникативные жесты 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

реферат ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим.

Вообразите сцену, которая  иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: «Чем могу быть вам полезен?»

 Хотя его слова  сами по себе не имеют негативного  смысла, язык поз и жестов ясно  указывает, что вы — нежелательное  отвлечение от его работы. С  каким чувством вы будете задавать  вопросы? Какие мысли придут  вам в голову скорее всего,  когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: «Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?»

 Руководитель, который  использовал негативные символы  языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь  подчиненным так же, как тот,  чьи невербальные символы излучают  тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что собеседники почти наверняка неправильно воспримут сообщение.

 Как и семантические  барьеры, культурные различия  при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

 Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И задача каждого человека эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, человек получает в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

Основные коммуникативные  жесты

 

 Во всем мире  основные коммуникационные жесты  не отличаются друг от друга.  Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд.

 Кивание головой  почти во всем мире обозначает "да" или утверждение - это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

 Проследить происхождение  некоторых жестов можно на  примере нашего первобытнообщинного  прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

 Жест "пожимание  плечами" является хорошим  примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови.

 Как вербальные  языки отличаются друг от друга  в зависимости от типа культур,  так и невербальный язык одной  нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения, или иметь совершенно противоположное значение.

Поднятый вверх большой  палец. В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец имеет 3 значения. Обычно он используется при «голосовании» на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение – «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное. В некоторых странах, например, Греции этот жест означает «заткнись». Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест обозначает цифру «1», а указательный палец тогда обозначает «2». Когда считают американцы и англичане, указательный палец означает «1», а средний палец «2»; в таком случае большой палец представляет цифру «5». Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами может использоваться как символ власти и превосходства.

V - образный знак пальцами очень популярен в Великобритании и Австралии и имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак «V» для обозначения победы, но для этого обозначения рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение – «заткнись». В большинстве стран Европы, однако, V- жест в любом случае означает «победа», поэтому, если англичанин хочет этим жестом сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую победу имел ввиду англичанин.

 

Заключение

 

Итак, учиться понимать язык вербального и невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.

 Во-вторых, знание вербального языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности.

 И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

      1. Введение  в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю. М. 1996
      2. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Валдос, 2001
      3. Роскошь человеческого общения А. Борисов, 1998
      4. Э. Берн «Игры, в которые играют люди». М., 1988
      5. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). А. Пиз, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вербальное и невербальное общение