В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России (18 век)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – это проблема образования. Именно эту проблему, которая не может ни волновать современное общество, исследуем в нашей работе. Образование существовало всегда, но развивалось оно вместе с развитием человека. Сейчас, в современном мире, главным фактором является образование, это составная часть жизни человека, без которой человек бы не реализовал себя в этой жизни. Труды, которые дали толчок образованию в России, были труды Василия Никитича Татищева. Именно с него начинаемся развитие профессионального образования в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… …….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России ( 18 век).
1. Профессиональное образование России в 18 веке……………… 5
2. Система образования Василия Никитич Татищева в России … 10
3. Наследие Василия Никитича Татищева ………………….. 15


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 20

Файлы: 1 файл

Реферат по психологи готовоо.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Методы обучения, предлагаемые В.Н. Татищевым, вполне традиционны для российских училищ того времени. В частности, он рекомендовал широко использовать метод обучения старшими учениками младших. Для начального обучения им рекомендовался учебник Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», а в качестве прописей — листы заводской документации. В содержание профессионального обучения входили такие предметы, как геология, механика, архитектура, рисование и др., по мере практической надобности.

Татищев высказывает убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя, что достигается только с помощью науки. Познание себя и внешнее, телесное, и внутреннее, духовное, необходимо для будущего и настоящего благополучия, а следовательно, наука практически полезна всем. А так как в то время науку уважали очень мало, то Татищев считает нужным доказать пользу науки для государства вообще и для отдельных сословий в частности, опровергнуть мнение, что науки могут быть вредны в религиозном отношении и порождать ереси. Пользу наук Татищев доказывает такими соображениями.

    Говорят, что науки удаляют от Бога, порождают ереси, что Бог скрыл таинство веры от премудрых и разумных, а открывает ее младенцам, т.е. неученым. Татищев разъясняет необходимость науки для правильного понимания веры, так как не знающие наук искажают веру. Истинная философия нужна для познания Бога и служит на пользу человеку. Татищев объясняет пользу наук для разумного управления государством, для правящего класса, а также и для простого люда, для правильного ведения им своих дел и для укрепления в нем добрых нравов. Незнание же или глупость вредит успеху и личности, и общества.  Народная глупость и в делах веры, и в делах правления приносит зло; вследствие «неучения» народ не знает ни естественного, ни божеского закона, а потому нередко и бунтует; народною глупостью он объясняет бедствия времен междуцарствия, когда «семь плутов» обманывали народ, выдавая себя за разных царевичей; тою же причиной он объясняет и другие народные беды. Сущность науки заключается в ее практической полезности. Поэтому и науки Татищев разделяет на нужные, полезные, щегольские или увеселяющие, любопытные или тщетные и вредные. Нужные науки (т.е которые «яко душевно, так и телесно весьма нужны, ибо от неискусства или незнания, в них ключающегося, пользы и вреда благополучны быть.») — это домоводство, врачество, Закон Божий, умение владеть оружием, логика, богословие; полезные(т.е, которые « до пособности к общей и собственной пользе принадлежат и суть многочисленны»): письмо, грамматика, красноречие или витийство, изучение иностранных языков, история, генеалогия, география, ботаника, анатомия, физика, химия; щегольские(т.е, которые служат не общественной пользе, а развлечению, « веселию сердца»): стихотворство (поэзия), музыка, танцы, живопись; любопытные (« Сии науки суть такие, которые ни настоящей, ни будущей пользы в себе не имеют, но большею частию и в истине оскудевают.») : астрология, физиотомия, хиромантия, алхимия; вредные( « Сии глупее любопытных, или же зовутся волхвование, ворожбы, или колдунство.): гадания и волшебства разного рода, некромантия (через мертвых провещание) и др.[3, c.51]

Педагогика Татищева была не только утилитарна, но и сословна. Конечно, главные его заботы были об образовании дворянства и педагогика его была дворянская, аристократическая.

    При составлении образовательного курса Татищев проявляет двойственность: с одной стороны, он допетровский педагог, по обилию указываемых им занятий религиозно-церковного характера, а с другой — он новатор: вводит в курс неслыханные до Петра I предметы. Рассмотрим обе стороны педагогики Татищева. Самое главное в светском или научном образовании — умение правильно и складно писать; затем должны следовать арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и многое другое. Этот курс довольно широк и отличается не только математическо-реальным, но и профессиональным характером, имеются в нем такие учебные предметы, как артиллерия, фортификация, воинские законы. Дух Петри веял над автором и вдохновлял его при составлении такого научного курса...

    Татищев не против просвещения народных масс: по его мнению, крестьянских детей обоего пола от 5 до 10 лет нужно обучать грамоте и письму, а от 10 до 15 лет — ремеслам. Он говорит об учреждении для элементарного обучения во всех городах от 120 до 200 мужских и женских семинарий «для начинания в научении»; за ними должны следовать школы для предуготовления «к высоким наукам» и, наконец, две академии или два университета, предназначенные «для произведения в совершенство в богословии и философии, и со всеми частями», а еще «корпус кадетов» и академия наук. Образование он рассматривал с практическо- профессионольной точки зрения, в частности, образование крестьян как подготовку хорошей рабочей силы для помещика, как средство создать «доброгорукодельница», полезного самому себе и своему барину.

Проблемам школьного обучения и нравственного воспитания детей дворянского сословия посвящено произведение В.Н. Татищева «Духовная моему сыну» (1734). В содержание образования дворянских детей он помимо письма и знания законов вводил широкий круг точных и прикладных наук: арифметику, геометрию, пушкарское дело, фортификацию, русскую историю и географию, немецкий язык, открывающий путь к новой европейской школьной учебной книге. После школьного этапа образования дворяне с 18 до 30 лет должны были, по мнению В.Н. Татищева, развивать свои познания, умения и навыки, находясь на государственной службе, и лишь после 30 лет они должны были думать о женитьбе. Нравственное воспитание дворянские дети должны были получать в домашних условиях под влиянием родственников

Качества личности, которые следовало у них воспитывать, Василий Никтич. Татищев ставил в зависимость от будущего рода деятельности: у будущих военных следовало воспитывать храбрость, но не безрассудство, послушание начальству, но не раболепие, рассудительность и все то, что помогает достижению благополучия в жизни и успеху по службе. Если же дворянский отпрыск предназначался для гражданской службы, то в первую очередь у него следовало воспитывать такие нравственные качества, как справедливость, отсутствие корыстолюбия, прилежание, терпеливость, самостоятельность в делах и т.п. Программу воспитания дворянина, таким образом, Василий Никитич Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения.

    В XVIII в. одновременно с открытием различного типа учебных заведений предпринимаются попытки осмыслить цели, назначение и содержание образования.

Особое внимание начинают приковывать вопросы семейного воспитания, его целей и содержания, что также отражается в сочинениях педагогического характера.

    Все это являлось свидетельством зарождения педагогической мысли в России.

    Следует заметить, что пока еще теоретические педагогические знания мало принимались во внимание практикой, т.е. они не имели широкого распространения и признания. Однако тот круг идей, который содержался в педагогических высказываниях Василия Никитича Татищева и других деятелей просвещения XVIII в., явился исходной точкой для последовавшего в дальнейшем становления научной педагогики. А отдельные высказывания педагогов того времени не утратили значения и для современности.[5, c.179]

 

 

 

3. Наследие   Василия Никитича  Татищева

 

С именем Татищева связано основание профессиональных школ и развитие просвещения на Урале. С первых же шагов своей деятельности он столкнулся с нехваткой мастеров и вообще квалифицированных специалистов по всем основным горнозаводским профессиям. Мало было просто грамотных людей. Опыт показывал, что не следует возлагать больших надежд на присылку их из центра - необходимо готовить кадры на месте и создать для этой цели школы. По мнению Татищева, школы должны в первую очередь готовить административно-управленческий и технический персонал, без которого нельзя помышлять об успешном развитии металлургической промышленности ("заводы... в лучшее состояние и размножение привести").

Сначала Татищев предполагал организовать только арифметические школы, в которых дети изучали бы арифметику, геометрию, тригонометрию, черчение и рисование, основы горного дела. Однако вскоре ему пришлось отказаться от этой мысли, ибо грамотных ребят оказалось весьма мало. Поэтому наряду с арифметическими он решил создать и словесные школы для обучения детей чтению и письму. Словесные школы должны были служить как бы подготовительной ступенью для арифметических. Они были основаны в 1721-1722 гг. в Кунгуре; на Уктусском заводе в апреле 1722 г. в словесной школе насчитывалось 29 человек (преподаватель - церковный дьячок Петр Гра-мотчиков), в арифметической - 25 (учитель - шихтмей-стер Степан Братцев). На Алапаевском заводе имелась словесная школа, сколько в ней было учеников, неизвестно.

Татищев считал, что следует обучать в первую очередь сыновей дворян и детей боярских, ибо они умеют читать и писать и их сразу можно будет определить в арифметические школы.

Основной контингент учащихся на Урале составляли дети заводских людей, духовенства и подьячих. Состав учащихся зависел в значительной мере от того, где находилась школа.

В принципе Татищев считал возможным обучение в заводских школах и крестьянских ребят. Берг-коллегия полностью поддержала его в этом вопросе.

В период пребывания Татищева на Урале в школах насчитывалось около 100 учеников. Учитывая большие потребности заводов просто в грамотных людях, следует признать, что число учащихся было невелико.

Чтобы привлечь детей в школы, Татищев приказал объявить населению о следующем: 1) все обучившиеся грамоте, никогда не будут отданы в солдаты, матросы "и в дру-гия невольныя службы"; 2) ученики, показавшие успехи в учебе, будут в первую очередь назначаться на освободившиеся должности ("хотя б безграмотной у дела и старее их был") и получат большее жалованье по сравнению с другими; 3) нуждающиеся школьники будут обеспечены за счет казны.

Татищев внимательно следил за созданием школ, за ходом занятий в них, руководил подбором учителей. Также создал в Екатеринбурге библиотеку и подарил собрание книг. Татищев хотел, чтобы край был образованным [6, c.205].

 Кроме того Василий Никитич Татищев создатель многотомной "Истории Российской", составитель энциклопедического словаря "Лексикон Российский", был автором и ряда интереснейших педагогических сочинений - "Записка об учащихся и расходах на просвещение России", "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", "Духовная моему сыну", "О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах" и др.

Кроме основного труда и упомянутого выше, оставил большое количество сочинений публицистического характера: «Духовная», «Напоминание на присланное расписание высоких и нижних государственных и земских правительств», «Рассуждение о ревизии поголовной» и другие.

«Духовная» (изд. 1775) даёт подробные наставления, обнимающие всю жизнь и деятельность человека (помещика). Она трактует о воспитании, о разных родах службы, об отношениях к начальству и подчинённым, о семейной жизни, управлении имением и хозяйством и тому подобное.

В «Напоминании» излагаются взгляды Татищева на государственное право, а в «Рассуждении», написанном по поводу ревизии 1742 года, указываются меры к умножению доходов государственных.

Незавершённый толковый словарь (до слова «Ключник») «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» (1744—1746 годы) охватывает широкий спектр понятий: географические названия, военное дело и флот, административно-управленческая система, религиозные вопросы и церковь, наука и образование, народы России, законодательство и суд, классы и сословия, торговля и средства производства, промышленность, строительное дело и архитектура, деньги и денежное обращение. Впервые опубликован в 1793 году.

Развитие просвещения в России потребовало создания новых собственно российских учебных книг. С 1708 г. книги стали печатать новым шрифтом, сменившим прежний церковно-славянский. Эта перемена возникла с по взглядам Василия Никитича Татищева.В эпоху Петра I книги печатались не только в России, но и за границей, в частности в Амстердаме. При печатании возникали чисто технические трудности изготовления витиеватых церковно-славянских литер. В результате некоторые славянские буквы в своих очертаниях были приближены к латинским, резкие углы сглажены, утолщения исчезли и печатные буквы в голландских изданиях приобрели легкость и округлость, которых не было в московской церковной печати. С января 1708 г. на основе царского указа и московские типографии приступили к печатанию книг новым шрифтом. Это в итоге значительно облегчило процесс обучения письму и чтению. Цифровой текст стали набирать арабскими цифрами, вышли новые арифметические таблицы, что упростило и приблизило к мировым стандартам изучение математических дисциплин в русских школах.

Новым шрифтом были напечатаны первые книги, ставшие учебниками: «Геометрия, славенски землемерие», «Приклады, како пишутся комплименты разные на немецком языке, то есть писания патентантов к патентантам поздравительные и сожалительные и иные, такожде между сродников и приятелев». В 1708 г. была переиздана учебная книга «Букварь языка славенска сиречь начало учениям детям, хотящим учитеся чтения писаний». В том же году появилось печатное руководство по правилам этикета — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению. Собранное из разных авторов». [4, c.544]

Круг  интересов Татищева можно определить благодаря части его личной библиотеки, хранящейся в Свердловском краеведческом музее. Из тысячи книг, подаренных Татищевым Екатеринбургу, удалось обнаружить немногим более ста. К  1737 г. первая библиотека Татищева насчитывала более 1000 томов. Ее-то он и преподнес в дар Екатеринбургу.

Созданная Василием Никитичем Екатеринбургская горная библиотека насчитывала более двух тысяч книг и уже в середине XVIII в. считалась крупнейшей и лучшей горнозаводской библиотекой страны.

Недалеко от Екатеринбурга находится один из памятных знаков, обозначающих границу между Европой и Азией. А границу между двумя частями света указал и провел по Уральским горам все тот же Василий Татищев. [1, c. 66]

 

 

Заключение

 
В своей работе я изучила  труды Василия Никитича Татищева, выдающего человека России. На базе всего, что я изучила, я могу сделать вывод, что Василий Никитич Татищев внес огромный вклад  в развитие образования России в 18 веке. Своими вкладами в образование на Урале он смог повысить производительность заводов и дать людям достойную работу, которая оплачивалась, оценивая их труд.

Информация о работе В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России (18 век)