В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России (18 век)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – это проблема образования. Именно эту проблему, которая не может ни волновать современное общество, исследуем в нашей работе. Образование существовало всегда, но развивалось оно вместе с развитием человека. Сейчас, в современном мире, главным фактором является образование, это составная часть жизни человека, без которой человек бы не реализовал себя в этой жизни. Труды, которые дали толчок образованию в России, были труды Василия Никитича Татищева. Именно с него начинаемся развитие профессионального образования в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… …….3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России ( 18 век).
1. Профессиональное образование России в 18 веке……………… 5
2. Система образования Василия Никитич Татищева в России … 10
3. Наследие Василия Никитича Татищева ………………….. 15


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 20

Файлы: 1 файл

Реферат по психологи готовоо.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТАИ БИЗНЕСА

 

 

 

 

Кафедра социальной психологии и педагогики

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по психологии и педагогике

тема: В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России (18 век)

 

 

 

 

 

                                                  

Выполнил:

студент 1 курса, гр. 1.3. ФЭФ

Сурикова Оксана Александровна

Проверил:

к.п.н., доцент

Чехова

 Светлана Эдуардовна


 

                                    

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………… …….3

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. В.Н. Татищев  и начало профессионального образования в России ( 18 век).

1.

Профессиональное образование России в 18 веке………………

5

2.

Система образования  Василия Никитич Татищева в России …

10

3.

 Наследие   Василия Никитича Татищева …………………..

15

     

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – это проблема образования. Именно эту проблему, которая не может  ни волновать современное общество,  исследуем в нашей работе. Образование существовало всегда, но развивалось оно вместе с развитием человека. Сейчас, в современном мире, главным  фактором является образование, это составная часть жизни человека, без которой человек бы не реализовал себя в этой жизни. Труды, которые дали толчок образованию в России, были  труды Василия Никитича Татищева. Именно с него начинаемся развитие профессионального образования в России.

Многие учёные заинтересованы  трудами Василия Никитича Татищева, как основоположником профессионального образования, например: С. Н. Валк, Д. И. Латышина, С. В. Рыбаков, О. В. Сидоренко, А. П. Толочко, А. И. Юхт.

Противоречия:

В современном мире большое внимание уделяют педагогике. Есть огромное количество трудов посвященных педагогике, также огромное количество ученых  и в наше время занимаются изучением педагогики. Но есть противоречия между практикой и теорией -  теория есть, но она не применяется на практике. Нет широкого применения теории на практике в сфере образования.

Цель – Изучение трудов Василия Никитича Татищева.

Объект – Профессиональное образование в России в 18 веке.

Предмет – Наследие Василия Никитича Татищева.

Задачи:

    1. Изучить профессиональное образование России в 18 веке.
    2. Исследовать систему образования  Василия Никитич Татищева в России.
    3. Рассмотреть наследие   Василия Никитича Татищева.

 

Методы:

Теоретические: теоретический анализ научных источников и трудов Василия Никитича Татищева, анализ понятийно – терминологической системы.

Основные рабочие понятия:

Василий Никитич Татищев (1686 года— 1750 года)— известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской».

Профессиональное образование (А. Н. Лейбович) - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

Структура работы: реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Профессиональное образование России в 18 веке

К началу ХVII в. Россия не располагала системой постоянно действующих учебных заведений. К концу века такая система была создана, что означало завершение эпохи старорусского иррегулярного воспитания и обучения. Появилась особая социальная группа, которая профессионально стала заниматься педагогической деятельностью. К концу ХVII – началу ХVIII вв. в России пересматривается курс развития, в том числе в сфере образования. Происходит поворот в школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития.

Ряд ученых связывают появление в России системы профессионального образования в полном смысле этого понятия с реформами Петра I, когда были созданы профессиональные учебные заведения различных уровней, связанные с потребностями как государства, так и развивающихся производства и экономики. Задачами профессиональной школы петровского времени были совмещение курсов специальных и общеобразовательных дисциплин, подготовка к реальной практической деятельности. При этом первые профессиональные учебные заведения не обладали строгой уровневой дифференциацией. Профессиональное образование изначально в XVIII веке включало в себя начальную общеобразовательную подготовку, которая рассматривалась как необходимое условие для дальнейшей специализации. Профессиональная школа в XVIII веке не имела собственной теоретико-педагогической базы. Поэтому процесс обучения практически не отличался от системы классического образования. Единственной спецификой было то, что профессиональная школа начала реализовывать совмещение теоретических занятий с обязательной практикой. В системе профессионального образования обучение происходило без опоры на педагогические принципы, педагогических отношений не возникало.

Формирование первых педагогических идей, представлений о методах обучения в профессиональной школе в начале XVIII столетия связано с деятельностью педагогов горнозаводских школ. Одним из первых педагогов, разработавших ряд вопросов организации обучения в горнозаводских школах, ориентированных на производство, был В.Н.Татищев. Он рассматривает педагогические вопросы обучения «искусствам и ремеслам» с точки зрения соединения общего образования с производственным трудом. В его трудах получила признание необходимость соединения обучения и воспитания в процессе профессиональной подготовки, были определены некоторые педагогические условия развития умственных способностей и физических сил учащихся. Таким образом, можно говорить о начале формирования профессиональной педагогики в России в начале XVIII века.

Развитие реформы образования делят на 4 этапа:

Первая четверть века предполагала создание первых общеобразовательных школ, которые давали практические и начальные знания.  Многие появившиеся школы сочетают в себе  профессиональные и образовательные основы, в это время создается Медицинская и Пушкарская школы, кроме того появляется ряд навигационных, математических и ремесленных заведений.

 Так как молодому царю, Петру I хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям, то для достижения такой цели России нужна была сильная армия.

Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы.

Таким образом, развитие светского образования началось в России в эпоху царствования Петра I. Сначала это были профессиональные школы: аптекарская, типографская, морская, строительная и др. В этих школах помимо профессиональных предметов ученики изучали  родной язык, иностранный язык, арифметику, политику, философию и др. общеобразовательные предметы. По преимуществу школы создавались для дворянских  детей, но сословный порядок часто нарушался. У молодого царя были амбициозные планы: он мечтал о выходе России к морям, в том числе к незамерзающим. Но чтобы достичь этой цели, нужна была сильная армия с современным оружием и грамотными военными специалистами. Для подготовки офицерских кадров Петр создал две военные школы: Бомбардирскую (школу артиллеристов) и Преображенскую (школу пехотинцев).

Первая профессиональная школа – это Школа математических и навигационных наук, которая была создана в Москве в 1701 году.

Директор школы – профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать.

В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 – 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы – штраф. За побег из школы – смертная казнь.

В школе преподавал  Леонтий Федорович Магницкий (1669 – 1739гг), автор учебника «Арифметика». По этому учебнику постепенно шло обучение алгебраическим, логарифмическим действиям:  от простого к сложному и было привязано к профессии: фортификация, корабельное дело и пр.,  использовались наглядные пособия. Из числа «лучших учеников» выделяли «десятских», которые следили за поведением  учеников.

По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная.

28 февраля 1714 году вышел Указ  о введении обязательной учебной  повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих. Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось  заниматься общим образованием. Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы (Петербург, Кронштадт, Ревель),  где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.[3, с.41] 

Второй этап продолжается с 1730-1755 годы предполагал возникновение дворянских школ, в это время создаются Морской, Сухопутный и Инженерный корпуса, кроме того в это же время появляется Смольный институт для благородных девиц.  Именно в этот период  формируется общественное образование, ревнителем которого является Ломоносов. В провинции начинают развитие адмиралтейские и епархиальные школы, а в Петербурге и Москве начинают работать первые гимназии.

Третий этап продолжается с 1755-1782 год, начинают распространение просветительские идеи, переводу подвергаются сочинения Джоа Локка, которые впоследствии печатаются. В этих трудах Локк   высказывается в пользу воспитания ребенка не методами устрашения и подавления его личности, а более прогрессивными методами.  Именно в это время государство предпринимает попытки  создать целую систему воспитательно-образовательных учреждений, именно это  могло бы позволить не только получить новых квалифицированных художников ученых и ремесленников, но и врачей. Открывается большое количество училищ.

Четвертый этап начинается с 1782 года и заканчивается в 1786 году, именно в это время создается государственная система образования.  После долгих раздумий Екатерина II решает  построить систему народного образования по австрийскому методу.  Уже в 1782 году в России создана Комиссия об учреждении училищ. Согласно замыслам созданной комиссии создаваемые училища разделялись на два типа. Первый тип предполагал 4 класса в губернии, второй малые двуклассные заведения в уезде.  Именно такие училища главным образом были необходимы для обеспечения народа начальным образованием.

Единственной проблемой, которой была ознаменована проводимая школьная реформа это нехватка учителей в создаваемые учреждения.  Вскоре основываясь на этом в стране открывается Учительская семинария, и Главное народное училище которые были призваны для подготовки новых кадров.  Именно в это время российское образование приобретает определенную структуру, что сказалось на его дальнейшем качестве.

Русское правительство начинает уделять огромное количество времени  образованию, понимая как оно значимо для страны вцелом, с этого времени образование в России в 18 веке ставится под жесткий контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Система образования  Василия Никитич Татищева в России

 

Василий Никитич Татищев был представителем светского направления в русской педагогике XVIII в.  В сочинении « Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он один из первых поставил образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно – нравственного воспитания.

Школы, по его мнению, должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста», что в известной мере предвосхищало основную педагогическую идею Н.Г. Чернышевского. В его понимании «разумный эгоизм» должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра.

    Василий Никитич Татищев считал, что уже с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу, что является основной задачей второго этапа обучения — собственно профессионального. В инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» (1736), составленной Татищевым на основе изучения им школьного дела в Швеции и собственного педагогического опыта, содержались методические рекомендации учителям.  С точки зрения Василия Никитича Татищева, учитель — не только преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин, но и воспитатель молодежи, который готовит ее к полноценной жизни в обществе и к труду. Он должен подходить к ученикам с учетом их индивидуальных способностей, больше внимания уделяя тем предметам и наукам, к которым ученик проявляет склонность.

Информация о работе В. Н. Татищев и начало профессионального образования в России (18 век)