Принципы Штайнеровской педагогики,особенности их реализации в обучении детей с Нарушением слухаэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Штайнеровская педагогика базируется на уважении к индивидуальности каждого ученика, на воспитании духовно свободной личности. Здесь человеческое мышление рассматривается не как способность вещества, а как способность самого человека, его духовного «Я». В основе принципов этой педагогики лежат эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера, разработанные Штайнером.
Цель штайнеровской педагогики в воспитании свободных, способных и творчески мыслящих людей.

Оглавление

Введение...............................................................................................3
Основные принципы и свойства штайнеровской педагогики.........4
Штайнеровская педагогика, как перспективное и развивающееся направление в нетрадиционной педагогике......................................5
1.Развитие штайнеровской педагогики..............................................5
2.Особенности штайнеровской школы, ее организация и структура...............................................................................................5
III. Особенности штайнеровской педагогики в обучении детей с
нарушение слуха...................................................................................8
Особенностьи личности детей с нарушением слуха....................8
Наглядность и метод образного обучения в работе с детьми с нарушением слуха...........................................................................9
IV. Заключение..........................................................................................11
Список литературы.............................................................................12

Файлы: 1 файл

Контрольная о штайнеровской школе.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

 


 


                        

 

                                  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

По дисциплине « Коррекционная педагогика с основами специальной психологии».

Задание «Принципы штайнеровской педагогики, возможности особенности их реализации в обучении детей с нарушением слуха».

Дата выполнения «03»марта2014г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Оглавление

 

    

    1. Введение...............................................................................................3
    2. Основные принципы и свойства штайнеровской педагогики.........4
    3. Штайнеровская педагогика, как перспективное и развивающееся направление в нетрадиционной педагогике......................................5

1.Развитие штайнеровской педагогики..............................................5

2.Особенности штайнеровской школы, ее организация и структура...............................................................................................5

    III.      Особенности штайнеровской педагогики в обучении детей с 

               нарушение слуха...................................................................................8

    1. Особенностьи личности детей с нарушением слуха....................8
    2. Наглядность и метод образного обучения в работе с детьми с нарушением слуха...........................................................................9

     IV.     Заключение..........................................................................................11

    1. Список литературы.............................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        I. Введение

 

   Своеобразие человека с нарушением слуха, его особенности требует специальных условий обучения, создание среды, адекватной для полноценного развития его личности. Определив особенности ребенка с недостатками слуха, можно ставить и решать конкретные задачи, выбирать пути обучения и воспитания. Большую часть своего времени в детстве и подростковом возрасте человек проводит в школе. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Под комфортностью обучения подразумевается наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные интеллектуальные и физические нагрузки, когда воспитанник не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми. Комфортность обучения - это те микросреда и микросоциум в школе, в которых ребенок имеет возможность раскрыть и реализовать свой природный творческий потенциал.

     Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Штайнеровская педагогика базируется на уважении к индивидуальности каждого ученика, на воспитании духовно свободной личности. Здесь человеческое мышление рассматривается не как способность вещества, а как способность самого человека, его духовного «Я». В основе принципов этой педагогики лежат эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера, разработанные Штайнером.

   Цель штайнеровской педагогики в воспитании свободных, способных и творчески мыслящих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  II. Основные принципы и свойства штайнеровской педагогики

 

 

 Основными принципами штайнеровской педагогики являются:  
- антропоцентризм (человек- центр Вселенной);  
- образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;  
- гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);  
- обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;  
- историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;  
- цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;  
- эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим;  
- художественность всего обучени.

 

 

 Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.  
 Стержень воспитательной работы — организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Штайнеровская педагогика, как перспективное и развивающееся

      направление в нетрадиционной педагогике

 

1.Развитие штайнеровской педагогики.

 

 

 7 сентября 1919 г. в г. Штутгарте (Германия) для детей рабочих сигаретной  фабрики «Вальдорф — Астория»  была открыта первая школа, идею и содержание деятельности которой предложил Р. Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы. Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ.

  В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности. Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии. Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии. 

 

2. Особенности штайнеровской педагогики, ее организация и структура.

 
Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир. В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов. Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.  
Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я. В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности.

Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:

- развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;  
-формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;  
-развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию.

 Организация вальдорфской  школы строится на следующих  основах:

-организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам;

- изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем;

-художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;

-принцип авторитета — один из серьезнейших в вальдорфской школе; дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие;

-свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаменов; ребенка заставляет учиться его собственное желание.  
Основной путь обучения детей — через подражание, создание ситуаций для сопереживания поступка, эмоционального переживания ребенком поступка-примера и соединения себя с поступком.  
Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисование, лепку, музыку, эвритмию («зримая речь», «зримый напев»), кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенку дается возможность свободно найти свои средства для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого начала.  
Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.  
Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически.  
При адаптации учебного плана штайнеровских школ принципиально важно главное — понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом.

Вальдорфская педагогика старается душевно-духовно оживить учебный материал, исходя при этом из того, что есть вещи, которые нельзя внешне сделать наглядными. В штайнеровской школе существует требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется Штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуальности.  
Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным средством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как особая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения.  
Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов. Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конструктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка. В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые отклонения в развитии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности штайнеровской педагогики в обучении детей с

           нарушением слуха

 

  1. Особенности личности детей с нарушением слуха.

 

 

Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

 В процессе развития способностей глухих детей обнаруживаются большие индивидуальные различия в уровне и характере развития интеллектуальных способностей, а также в формировании специальных способностей к различным видам конкретной деятельности.

При формировании речевых способностей у глухих детей обнаруживается стремление общаться устной речью, осознание ее значимости для социально-психологической адаптации в мире слышащих. . Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.

Информация о работе Принципы Штайнеровской педагогики,особенности их реализации в обучении детей с Нарушением слухаэ