Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение понятия "общение"……………………………………………...3
2. Средства общения………………………………………………………………6
3. Механизмы воздействия в процессе общения………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы и источников…………………………...10

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 26.87 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Определение понятия "общение"……………………………………………...3

2. Средства общения………………………………………………………………6

3. Механизмы воздействия в процессе  общения………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………...8

Список  использованной литературы и источников…………………………...10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Деловое общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид  отношений с другими людьми. Деловое  общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами  по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками.

    Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении), т. е. умения устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с людьми. Коммуникативная компетентность включает систему знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях общения. Кроме того, эффективность общения зависит и от того, что называет «коммуникативным ядром личности», под которым понимают все, что относится к личности человека и как то влияет на его общение с людьми, включая черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности (познание объекта общения), т. е. то, что называют коммуникативными способностями (качествами).

    Общение — искусство и наука, где важны  не только природные способности, но и образование. От уровня развития коммуникативных  способностей во многом зависит эффективность  труда и успеха в достижении намеченных целей.

    Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения в коллектив, факторов, определяющих поведение сотрудников  в совместной деятельности. 
 
 

1. Определение понятия "общение" 

     Существование множества различных определений  понятия "общение", прежде всего, связано с различными подходами  и взглядами на эту проблему.

Общение   —   широкое   многоплановое   понятие.

       Как пишет Волкова А.И., в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

         Фефелова В.И.  отмечает, в слове  "общение" заложен более  личностный, духовный контакт партнеров,  а "коммуникация" предполагает  более деловую, рациональную смысловую  направленность взаимодействия  субъектов. Автор полагает, что общение — «это то, что в нашем восприятии непосредственно связано с культурой и духовностью, с произведениями русских классиков, с неформальными отношениями людей».

       Свою  книгу «Психология делового общения» Бороздина Г.В.  посвятила проблеме общения в целом, в ней дается определение понятия «общение», рассматриваются виды и формы  общения, его структура и психологические  механизмы, а также стили общения.

     Автор даёт такое определение общению: «Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

     Зельдович Б.З. предлагает такое же определение  «общения» как и Бороздина  Г.В. Также он пишет: «Общение   —   разновидности   межвидовых   и       внутривидовых   контактов между живыми существами и потому свойственно не только человеку.  Человеческое общение имеет самую  совершенную форму, так как оно  осознано и опосредовано речью. В  общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства».

       В своей статье «Общение» из журнала  «Знание. Понимание. Умение» Лунева О.В. так определяет понятие общение: «Общение – это взаимодействия и  взаимоотношения,  возникающие между  различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом».

       Авторы  энциклопедического психологического словаря под редакцией Кондратьева М. Ю. полагают, что «общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)».

       Мещеряков Б., Зинченко В. говорят, «общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее  в обмене между ними информацией  познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление  и контролирование их деятельности. Так же общение удовлетворяет  особую потребность человека в контакте с другими людьми».

       А. А. Леонтьева считал, что общение  — это особый вид деятельности и выступает как компонент, составная  часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. В  то же время он оговаривал, что это  не означает, что общение выступает  как самостоятельная деятельность. В. М. Целуйко  определяет общение как форму деятельности, которая осуществляется между людьми как равными партнерами и приводит к установлению психического контакта.

       Попытку объединить противоположные точки  зрения на общение предприняла Г. М. Андреева (1990). Она предложила рассматривать  общение и как сторону совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразное производное. М. И. Лисина (1986) высказывает по существу ту же позицию, назвав одну из глав своей книги «Общение и деятельность. Общение как деятельность».

       Разные  психологи по-своему подходят к соотношению  между общением и взаимодействием, рассматривая последнее лишь как  одну из сторон общения. Так, Г. М. Андреева (1990) выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися. Перцептивная сторона общения заключается в восприятии друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона — это организация взаимодействия между общающимися, т. е. обмен действиями. Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности.

       В. Н. Куницына отмечает, что общение  является потребностью и условием жизни  человека, как взаимодействие и взаимовлияние, как своеобразный обмен отношениями  и сопереживание друг другу, как  взаимное познание и деятельность.  
 

2. Средства общения 

       Средства  общения   —   это способы  кодирования,  переработки  и расшифровки  передаваемой в процессе общения  информации. Информация извне поступает  через органы чувств: зрение, слух,  обоняние,  вкус,  кожу. Кодирование  информации — способ передачи от одного живого существа к другому.

     Все средства общения делят на две  группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые). 

Вербальные  средства общения.

     Речь  — это процесс использования  языка в целях общения людей, это говорение. Язык — это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей.

     Среди различных функций речи особое значение имеет коммуникативная функция, имеющая три стороны: информационную, выразительную и волеизъявления (действенность).

     Информационная  сторона речи характеризуется:

  •  разборчивостью  высказываний, что обеспечивается достаточной  силой голоса, темпом речи, интонациями,  логическими ударениями;

  •  понятностью, т. е. учетом  уровня знаний собеседника по  теме сообщения и представлением  информации в форме, доступной  пониманию слушателей;

  •   содержательностью высказываний, т. е. наличием новой информации  по 

  сравнению с имеющейся у собеседника  или слушателей;

  • определенностью высказываний, которая обеспечивается ясным  содержанием с указанием достоверности  сообщаемой информации;

•  упорядоченностью высказываний, которая  характеризуется их структурной 

  организованностью, последовательностью.

       Выразительная   (эмоциональная)   сторона  речи   связана   с   передачей   чувств и отношения говорящего к  тому, о чем он говорит. В словах, сказанных с различной интонацией, отражаются самые разнообразные  эмоции и чувства — от страха до радости, от ненависти до любви. По тембру, громкости голоса, по паузам и т. д. узнают, спокоен или взволнован человек, сердится он или радуется, утомлен или скучает. Через речь собеседнику передается свое отношение  к поступкам и делам людей. По речи можно легко распознать искренность  переживаний собеседника или  прикрываемое игрой во взволнованность  его равнодушие. Способствует выразительности  речи ее образность.

       Волеизъявление (действенность) определяется влиянием на мысли, эмоции, поведение другого  и отражает стремление говорящего подчинить  действия и поступки общающегося  с ним человека своим желаниям и намерениям. Оно тесно связано  с убеждением и внушением.

          Чтобы речь была эффективным  средством общения, она должна  обладать многими качествами, которые  делят на две группы. К первой  относятся те, которые делают  речь правильной с точки зрения  лексики, фонетики, произношения, построения  фраз, отсутствия неточных и ненужных слов, провинциализмов и вульгаризмов.

       Речь  бывает монологической и диалогической. Монологическая речь — это чаще всего последовательное и связное  изложение системы мыслей, знаний. Из всех многообразных форм чаще всего  используются объяснение, описание, рассказ. К монологической речи относятся  также выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь — это обмен  репликами между обеими общающимися  сторонами. Она используется для  обмена мнениями, согласования совместных действий. 

       Невербальные  средства общения.

       Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

       Невербальные  элементы общения:

  • Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека)
  • Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.)
  • Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения)
  • Визуальное общение - контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)

       Жесты дают дополнительную к вербальной информацию о психическом состоянии партнера по общению, о его отношении к  участникам общения и обсуждаемому вопросу, о желаниях, выражаемых без  слов или же о желаниях, остановленных  самоконтролем.

Информация о работе Понятие общения. Структура и средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения