Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожану К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Оглавление

Введение........................................................................................................
Глава I Теоретико-методологические основы изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
1.1 Понятие страха и причины его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.……………………………………………………
1.2 Отличительные особенности страха и тревожности………….................
1.3 Исследование возрастных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................
Глава II Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………
1.1. Методы и методики исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………
1.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста.. ….
1.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха……

Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возратса.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

 

Методика выявления  страхов с помощью специального теста тревожности. (Р.Теммл, М.Дорки, В. Амен.)

Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для  мальчика (на рисунке изображён мальчик).

 

Каждый рисунок снабжён  двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям  в строго перечисленном порядке  один за другим. Предъявив ребёнку  рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:

1. Игра с младшими  детьми. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у ребёнка: весёлое  или печальное? Он (она) играет  с малышами».

2. Ребёнок и мать  с младенцем. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

4. Одевание. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка, печальное или  весёлое? Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать  в одиночестве. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) идёт спать».

7. Умывание. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) в ванной».

8. Выговор. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое?»

9. Игнорирование. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное или весёлое?»

10. Агрессивное нападение.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое?»

11. Собирание игрушек.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) убирает  игрушки».

12. Изоляция.   «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное  или весёлое ?»

13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) со своими  мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка  можно зафиксировать в специальном  протоколе.

Протокол выявления  тревожности у детей (пример вариантов ответа)

Рисунок

Высказывание

Выбор

 

 

Весёлое лицо

Печальное лицо

1 .Игра с младшими  детьми

Мальчику надоело играть

+

 

2. Ребёнок и мать  с младенцем.

Я люблю гулять с мамой

+

 

3. Объект агрессии

Хочется ударить его  стулом

 

+

4. Одевание

Я    люблю     одеваться     на прогулку

+

 

5. Игра со старшими  детьми

Мама играет с ребёнком

+

 

6. Укладывание спать  в одиночестве

Когда     иду     спать,     беру игрушку

 

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

 

8. Выговор

Мама его ругает

 

+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+

 


 

1 0. Агрессивность

Кто-то отбирает игрушку

 

+

1 1 .Собирание игрушек

Мама        заставляет        его  собирать игрушки

 

+

12. Изоляция

Дети не хотят с  ним играть

 

+

13. Ребёнок

Родители играют с  ним

+

 

с родителями

 

 

 

14. Еда в одиночестве

Пьёт чай, я тоже люблю  пить чай

+

 


Анализ данных

 

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

Данные протокола заносятся  в таблицу, где вычисляется индекс тревожности каждого ребёнка.

На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей.

Анализ собранных данных доказывает, что к моменту поступления  в школу у детей наблюдается  уменьшение страхов, что как раз  обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую  направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Но, тем не менее, для детей семи лет характерен достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу.

Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного  возраста, то тревожность и опасения - подросткового возраста. В младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Младший школьный возраст - это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Ведущий страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо

 говорят, кого уважают,  ценят и понимают. Другими словами,  это страх не соответствовать  социальным требованиям ближайшего  окружения, будь то школа, сверстники или семья.

 

Диагностика количества страхов (тест: «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой.)

 

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных  персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением  задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают  встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его , восприятия. ,

Исходя из исследования страхов, которым подвержены дети выявилось, что дети больше всего подвержены страху темноты, менее подвержены страху крови (хотя боязнь крови занимает большое  число процентов), меньше всего дети подвержены всем остальным страхам.

Как видно из диаграммы, прослеживается положительная динамика уменьшения количества страхов у  детей.

 

Заключение

 

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх - это эмоция, которая  может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов старших дошкольников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые  были проведены, показали, что, работая  с тревожными детьми, следует учитывать  их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий  уровень тревожности характерен для периода поступления в  школу.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано  с учебной деятельностью. Опрошенные дети в дошкольном возрасте боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приемов, упражнений.

 

 

В любом группе обязательно  есть тревожные дети или дети, которые  испытывают страхи в различных областях деятельности. Воспитатель должен проводить  работу по снятию школьной тревожности  и страхов. Занятия проводятся, используя отдельные методы и приемы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий, где поддерживаются хорошие условия для ребенка со стороны окружающих.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Баркан А.И. Практическая  психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М., АСТ-ПРЕСС, 1999.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок  идет в школу. - М., 1989.

3. Вайзман Н. Реабилитационная  педагогика. - М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Гонкова-Ямпольская Р.В., Черток  Т.Д. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста-М., 1987.

5. Захаров А.И. Дневные и ночные  страхи у детей. - С-П., 2000.

6. Клайн В. Как подготовить  ребенка к жизни. - М., 1991.

7. Кузминкин В. Кого и чего  мы боимся. // Вечерний Новосибирск  от 13 окт.2001.

8. ЛевисШ. Ребёнок и стресс.-С-П., 1997.

9. Левис Ш. Ребенок и стресс. - С-Пб.: НЕВА, 2002.

Ю.Макарова Е.Г. Преодолеть страх или  искусство-терапия. - М.: Школа-Пресс, 2003. • . V

11 .Марковская И.М. Тренинг взаимодействия  родителей с детьми - СПб: Изд-во  Речь, 2000. - •

12.Мухина В.С. Шестилетний ребенок  в школе - М., 1990.

13.Овчарова Р.В. Практическая  психология. - М.: Сфера, 2004.

14.Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5

15.Прихожан А.М. Тревожность  у детей и подростков: Психологическая  природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.

16.Психокоррекцонная и развивающая  работа с детьми / Под ред. И.В.  Дубровиной. /                                         >

17.Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель  Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.        .

18.Фадин А. Страх  -2. // Юность 1989 -№10


Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.