Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приёмов для снятия тревожности старших дошкольников разработано у А.М. Прихожану К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, поэтому важно предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

Оглавление

Введение........................................................................................................
Глава I Теоретико-методологические основы изучения страхов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
1.1 Понятие страха и причины его возникновения в отечественных и зарубежных исследованиях.……………………………………………………
1.2 Отличительные особенности страха и тревожности………….................
1.3 Исследование возрастных особенностей проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста ........................................................................
Глава II Диагностический мониторинг и условия устранения страхов у детей старшего дошкольного возраста………………………………………
1.1. Методы и методики исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. ……………………………………………………………
1.2. Условия устранения страха у детей старшего дошкольного возраста.. ….
1.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по работе с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающих чувство страха……

Заключение ……………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возратса.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Представляют собой  наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного  объекта может быть вызван мысленным  воспроизведением в памяти или антиципацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх.

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Отличительные  особенности страха и тревожности

 

«Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская А., Т.2, 1999).

«Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» (Захаров А.И., СПб., 2000).

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал  чувство страха.  Беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.  Но   при    чрезмерной    податливости   к    страхам, зависимости  от  них  меняется  поведение человека вплоть  до  «эмоционального паралича». Устойчивые  страхи  –  это  страхи,  с  которыми не может справиться    ни    ребёнок,   ни  взрослый,  которые   приводят к   появлению   нежелательных черт   характера.  Детские    страхи,   если    к    ним   правильно   относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, то это служит  признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном    поведении   родителей, конфликтных отношений в семье.  Для того, чтобы воздействовать  на  ребёнка,  помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо  также знать,  что такое  страх,   какую   функцию   он  выполняет,  как  возникает  и  развивается,  чего больше всего боятся дети и почему.

Известный  физиолог И. П. Павлов  считал  страх проявлением    естественного   рефлекса,   пассивно-оборонительной   реакцией  с  лёгким  торможением коры    больших   полушарий.     Страх   основан   на  инстинкте      самосохранения, имеет защитный характер и     сопровождается   определёнными изменениями      нервной высшей     деятельности, отражается   на    частоте    пульса     и дыхания, показателях артериального давления,   выделении желудочного   сока.   В   самом  общем  виде эмоция страха возникает в ответ на действие  угрожающего   стимула

Существует 2  угрозы,  имеющие универсальный  и одновременно фатальный в своём исходе   характер.  Это   смерть  и  крах  жизненных ценностей,   противостоящие  таким понятиям, как жизнь,   здоровье,    самоутверждение,     личное   и социальное   благополучие.  Но  и  помимо  крайних выражений страх всегда подразумевает  переживание  какой-либо реальной и воображаемой опасности

Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их   источник  -  взрослые,    окружающие ребёнка (родители,  бабушки,  воспитатели  детских учреждений),   которые     непроизвольно   заражают ребёнка   страхом,   тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто   эмоционально   указывают на наличие опасности.

В результате   ребёнок  воспринимает только вторую часть  фраз типа:  «Не ходи – упадёшь», «Не бери – обожжёшься»,   «Не гладь – укусит».   Ребёнку пока ещё не  ясно,  чем ему всё это грозит,  но  он  уже распознаёт  сигнал   тревоги,  и естественно,  у него возникает   реакция    страха.   Страх   закрепился   и распространился на исходные ситуации.

К  числу  внушенных  можно  отнести   также и  страхи, которые   возникают  у   излишне    тревожных родителей.   Разговоры   при   ребёнке   о   смерти, болезнях,   пожарах,   убийствах  отражаются на его психике,  калечат   её.    Всё   это   даёт  основание говорить о рефлекторном   характере страха,   даже,  если  ребёнок пугается (вздрагивает) при   внезапном   стуке  или   шуме,  т.к.  последний когда - то     сопровождался     крайне    неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь   непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Страх и тревога.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности (Спиваковская А.).

В  страхе  и  в  тревоге есть  общий  эмоциональный  компонент в  виде чувства волнения и беспокойства, т.е.   в   обоих   понятиях     отображено   восприятие угрозы   или   отсутствие   чувства   безопасности.

Страх - эффективное  (эмоционально   заострённое) отражение в   сознании  человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально    заострённое    ощущение   предстоящей   угрозы. Тревога в отличие от страха  не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного    волнения,     волнующего   ожидания. Эмоционально    неблагополучный    ребёнок   в зависимости  от  психической    структуры   личности, жизненного опыта, взаимоотношений с  родителями и сверстниками   может   испытывать  как тревогу, так и страх. Объединяющим  началом для страха и тревоги является чувство беспокойства.   Оно   проявляется   в том,  что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим  голосом    и   часто   замолкает   совсем.

Внутри   всё  холодеет,  тело  «наливается свинцом»,  ладони  становятся  влажными. Он может совершать  много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.

В  свою   очередь,  страх  можно  рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной    форме,    если    чувства    не  пропорциональны опасности,  и  тревога  принимает  затяжное  течение. Если   ребёнок   начинает    бояться  самого    факта возникновения   страха,  то  здесь   налицо   высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится,  а  точнее  опасается  всего  того,  что  может даже косвенно угрожать его жизни и   благополучию.

Тревожность различают  как эмоциональное состояние  и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (Прихожан А.М., Москва-Воронеж, 2000).

Таким образом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Исследование  возрастных особенностей проявления  страхов у детей старшего дошкольного возраста

 Параграф получается слишком большой, поэтому убрать все, что не касается его содержания, оставив лишь только возрастные особенности страхов у детей ст. дош. возр. Всего должно быть в параграфе 5-6 листов )

Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем они носят, как правило, конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов, значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет - страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов  у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Некоторые психологи выявили интересную закономерность: чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает страхов. А тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога - это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно  расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек  развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. В связи с этим различают мобилизирующую тревогу и расслабляющую. Мобилизирующая тревога дает дополнительный импульс, а расслабляющая тревога парализует человека.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще - во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в  настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной  из причин повышенного уровня тревожности старших дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений. Проводилось специально исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что такие социально психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. Считается, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и  девочки, но специалисты считают, что  в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение  становиться равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.

Кроме того, доказано, что дошкольная тревожность тесно связана с  мотивацией учения, социометрическим статусом, с успешностью обучения. За последние 10 лет количество тревожных  детей старшего дошкольного возраста увеличилось. Тревожность стала  более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления. Если раньше рост тревожности по поводу взаимоотношений со сверстниками наблюдался в подростковом возрасте, то в настоящее время многих учащихся младших классов начинает волновать их характер взаимодействия с другими людьми.

Исследования показали, что дошкольная тревожность имеет взаимосвязи  со структурными характеристиками интеллекта.

Чаще всего тревожность развивается  тогда, когда ребенок находится  в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. Негативными    требованиями,    предъявляемыми    к    ребенку, которые могут унизить  или поставить в зависимое  положение.

2. Неадекватными, чаще всего  завышенными требованиями.

3. Противоречивыми    требованиями,    которые    предъявляют    к

ребенку родители.

Критерии по выявлению тревожного ребенка:

 

1. Не может долго  работать не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться  на чем-то.

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения  задания очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о  возможных неприятностях.

7. Как правило, краснеет  в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что снятся  страшные сны.

9. Руки обычно холодные  и влажные.

10. Нередко бывает расстройство  стула.

11. Сильно потеет, когда  волнуется.

12. Не обладает хорошим  аппетитом.

13. Спит спокойно, засыпает  с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает  у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не может  сдержать слезы.

Информация о работе Особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста.