Особенности мотивации современных дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44

Файлы: 1 файл

1курсовая работа. Быкова Е..doc

— 932.00 Кб (Скачать)

На основании проведенного исследования (методика№1) можно сказать, что поведение современных дошкольников определяется личными и общественными мотивами. Для шестилетних детей, в определенной ситуации, общественный мотив поведения стал доминирующим.  Однако в зависимости от возраста ребенка, мы выяснили, что могут преобладать либо личностные, либо общественные. Так для пятилетних детей,   характерен выбор  личностные мотивов.

Сравнение возрастных групп испытуемых (методика№2) показало, что у 5-летних детей – игровой мотив доминирует над познавательным. Ведущий мотив поведения  6-летних детей, наоборот – познавательный.  Показательно то, что познавательный мотив у современных дошкольников  выражен очень четко. Это  отличает современных дошкольников от своих предыдущих сверстников. Возможно, это объясняется наличием обилия информации в наше современное время.  

Анализируя и сравнивая поведение детей (методика №3), можно отметить, что разные по социальной значимости мотивы оказывают  огромное влияние на поведение детей. Желание сделать приятное и сочувствие к своему больному товарищу, оказалось для детей более сильным  мотивом поведения.

Проводя исследование, мы увидели, что у современных дошкольников, доминирующими мотивами, определяющие поведение ребенка стали: потребность в познании объектов внешнего мира, общественные мотивы, мотивы морального содержания, мотивы достижения успеха и избегания неудачи, мотивы соревнования и соперничества.

В психолого-педагогической литературе многочисленные ученые указывают на такие же ведущие мотивы. Так же исследователи указывают и на то, что в зависимости от конкретных условий воспитания, определенной ситуации,  отношений, складывающихся у ребенка с взрослыми, на первый план могут выступать  то одни,  то другие мотивы, определяющие поведение ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, в целом получила экспериментальное подтверждение. Цель, поставленная в нашем исследовании, достигнута, задачи выполнены.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте.- СПб., 2008
  2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: «Просвещение», 1972.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35.
  4. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
  5. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. -№4.
  6. Ермолаева М.В Развитие личности дошкольника  Психология развития. – М., 2000.- С.142-148
  7. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. -1987. -№5. - С. 121-123
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнова С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб., 2004. -С. 254-259 
  9. Кравцова, Е.Е. психологические новообразования дошкольного возраста//Вопр.психол.-1996,-№6
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977. – С. 87
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.:«Психология», 1972.
  12. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. - М., 1962.
  13. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни.// Вопросы психологии,1978.
  14. Лысенко Е.М. Возрастная психология Дошкольный возраст и его особенности /.- М., 2006. - С.107-121
  15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.:Питер, 2008 – 583 с.
  16. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. –С. 108-117
  17. Маслоу А.  Мотивация и личность   3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.
  18. Мотив // Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М., 2004. - С.224
  19. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед институтов / Под ред. Л.А. Венгера.- 2-е изд,. М.: Просвящение1985г. -272с.
  20. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. –Спб.: Питер,2006.-1096с.
  21. Романова Е.С.Психодиагностика. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009. -400 с.
  22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 2002. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-672с.
  24. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебнтк для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.:Питер, 2009. - 304 с.
  25. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос,1995. -291с.
  26. Филатов Ф.Р. Мотивационная сфера личности. Потребности /  –Р-на /Д., 2003. - 416с.
  27. Хилько М.Е , М.С. Ткачева Возрастная психология.- Психическое развитие дошкольника   М., 2007. - С.99-110
  28. Чиркова, Т.И. психолгическаяя служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России,1998.-255с.
  29. Элконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007. -384 с.

Приложение № 1

1 -я серия исследования:  изготовление лодочек

Предложено детям: а)  подарить лодочки  малышам (общественный мотив); б) оставить себе (личный мотив))

Возраст 5 -6 лет

1.Викулова И.

«б»

2.Проничев А. 

«а»

3.Бабенко С. 

«а»

4.Сорокин П.

«б»

5. Вобликов М. 

«б»

6. Жуйков М.  

«б»

7. Косыгин Н.

«а»

8. Морошкина Р.

«а»

9. Захарова Н.

«б»

10.Белокопытова  А.

«б»




 

Возраст  6-7 лет

1. Вдовиченкова К .

«б»

2. Мальцев В.

«б»

3. Керновских Марат.

«б»

4.Сорокин П.

«б»

5.Быкова С. 

«б»

6.Логачев К. 

«а»

7.Бубнов В.

«б»

8.Керновских Миша.

«а»

9. Педай С. 

«а»

10. Анисимова С.

«б»


 

 

 

Приложение № 2

 

2- я серия исследования: изготовление  вертушек 

Предложено детям: а)  подарить лодочки  малышам;(общественный мотив); б) оставить себе; (личный мотив)

Возраст 5 -6 лет

1.Викулова И.

«б» 

2.Проничев А. 

«а»

3.Бабенко С. 

«б»

4.Сорокин П.

«б»

5. Вобликов М. 

«б»

6. Жуйков М.  

«б»

7. Косыгин Н.

«б»

8. Морошкина Р.

«б»

9. Захарова Н.

«б»

10.Белокопытова  А.

«б»




 

Возраст  6-7 лет

1. Вдовиченкова К .

«а»

2. Мальцев В.

«б»

3. Керновских Марат.

«б»

4.Сорокин П.

«а»

5.Быкова С. 

«б»

6.Логачев К. 

«а»

7.Бубнов В.

«б»

8.Керновских Миша.

«б»

9. Педай С. 

«а»

10. Анисимова С.

«б»


 

 

 

Приложение №3

Протокол фиксации ответов детей  по методике №2

Список детей

Ответы детей на вопрос «Хочешь дослушать историю до конца или пойдешь играть?»

1.Викулова И

«Я хочу дослушать сказку» (Уверенно)

2. Проничев А. 

«Я потом дослушаю, завтра» (предпочел игрушки)

3. Бабенко С. 

«Буду слушать» (Уверенно)

4. Сорокин П

«А надолго принесли игрушки и книгу?», ( Экспер-р: -Нет, не надолго. Выбрал слушание сказки)

5. Вобликов М. 

«А можно я буду играть и слушать сказку?»(экспер-р: -Нет, выбирай что –то одно. -Тогда буду слушать)

6. Жуйков М.  

«Буду играть в игрушки» (Слушал невнимательно)

7. Косыгин Н.

«Не хочу слушать, пойду играть» (все время вздыхал, смотрел в сторону игрушек)

8. Морошкина Р.

«Нет, я буду слушать» (немного колебаясь)

9. Захарова Н.

«Я хочу сказку» (Уверенно)

10.Белокопытова А.

«У меня дома такие игрушки есть, я хочу сказку»

11. Вдовиченкова К.

« Я буду слушать» (Уверенно)

12. Мальцев В.

«Мне очень понравилась сказка, я буду слушать»

13.Керновских Марат

«Про Мишку буду слушать» ( Без сомнений)

14.Сорок ин П.

«Мне нравится сказка» (Не твердо)

15.Быкова С. 

« Я хочу дослушать» (Уверенно)

16.Логачев К. 

«Интересно очень , я не хочу сейчас играть»

17.Бубнов В.

«Хочу сказку» (Небольшая заминка перед ответом)

18.Керновских Миша.

« Я буду лучше слушать» (Почти уверенно)

19. Педай С. 

«Я хочу узнать, что будет дальше» (Уверенно)

20. Анисимова С.

«Мне очень нравится сказка, я буду слушать»


 

 

Приложение № 4

Для определения доминирующего мотива у детей дошкольного возраста использовалась методика №2. В эксперименте участвовали 2 группы детей (по10 человек в каждой).

По методике необходимо было выяснить, что предпочитают дети:

а) узнать продолжение истории;                                

б) поиграть с выставленными на столиках игрушками;

Возраст 5 -6 лет (гр№ 1)

1.Викулова И.

«а»

2.Проничев А. 

«б»

3.Бабенко С. 

«а»

4.Сорокин П.

«а»

5. Вобликов М. 

«а»(сомнения)

6. Жуйков М.  

«б»(

7. Косыгин Н.

«б»

8. Морошкина Р.

«а»

9. Захарова Н.

«а»

10.Белокопытова А.

«а»




 

Возраст  6-7 лет (гр № 2)

1. Вдовиченкова К.

«а»

2. Мальцев В.

«а»

3. Керновских М.

«а»

4.Сорок ин П.

«а»

5.Быкова С. 

«а»

6.Логачев К. 

«а»

7.Бубнов В.

«а»

8.Керновских М.

«а»

9. Педай С. 

«а»

10. Анисимова С.

«а»


 

Приложение № 5


Работы детей, сделанные для выставки.


 


 

 

 

 

 

 


 

                "Аквариум"

/ коллективная  работа детей. /

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников