Особенности мотивации современных дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности мотивации поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мотивация дошкольников.
Предмет исследования: мотивация поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники по проблеме мотивации;
Раскрыть специфику развития и формирования мотивации в дошкольном возрасте.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотивации дошкольников
1.1.Общая характеристика понятия мотивов и мотивации в
психолого-педагогической науке………………………………….……6
1.2.Развитие мотивов детей старшего дошкольного возраста……….….11
1.3.Значение сюжетно–ролевой игры для развития
мотивации современного дошкольника………………………………17
Выводы………………………………………………...…………………………23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению
мотивов старших дошкольников
2.1.Основные этапы методики исследования............................................27
2.2. Результаты исследования, их анализ……………………………........30
Выводы…………………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..…..38
Список литературы...............................................................................................44

Файлы: 1 файл

1курсовая работа. Быкова Е..doc

— 932.00 Кб (Скачать)

            Игра содержит в себе все  тенденции развития; она источник  развития и создаёт зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего типа, указывал Л.С.Выготский.[4]

            Современные исследования игровой  деятельности дошкольника подтвердили  правильность идей Л.С.Выготского. Было установлено, что важнейшие  стороны психики, в частности формирование личности ребёнка, развивается преимущественно в игре. Благодаря которой, в сознании дошкольника выделяются и осмысливаются социально принятые этические нормы поведения, формируется основной движущий мотив личностного развития - быть как взрослый.

           Игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребёнком произвольными формами.

    В ряде исследований психологов было показано, что  в игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением.

    А.В.Запорожец  первым обратил внимание на  то, что характер движений, выполняемых  ребенком в игре и в условиях  прямого выполнения задания различен.

    В исследовании Л.И.Божович [1] обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.

    На решающую роль игровой деятельности в развитии произвольного поведения неоднократно указывал Д.Б.Эльконин [29]. В его исследованиях было показано, что введение сюжета в игру ребенка существенно повышает эффективность подчинения правилу.

    Итак, ролевая игра дошкольника естественно и гармонично сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности и, с другой — осознанности поведения.

     Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения в дошкольном возрасте.

     Однако в ролевой игре отсутствует сознательный контроль своего поведения. В ней действия ребенка мотивируются и опосредуются образом действия другого человека (ролью), но не осознанием своего поведения. В игре ребенок действует за другого, опосредуя свои действия “чужими” словами и правилами.

     Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений.

            Произвольность поведения, истоки которой лежат в овладении ребёнком произвольными движениями в процессе элементарных игр, продолжает эффективно формироваться в сюжетно-ролевых играх. Магия роли, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией деятельности, перестраивает поведение ребёнка, он начинает контролировать себя. Следуя роли-образцу, ребёнок подавляет сиюминутные побуждения и желания, подчиняется эталону поведения, который диктуется ролью [11].

            На протяжении всего дошкольного  детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остаётся наиболее характерным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. 

           Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребёнка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность  игра представляет собой сложное образование, состоящее исследующих структурных компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного, операционного, результативного.

           Ролевая игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребёнок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т. п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребёнка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными.

          Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полёт на Луну).

          Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др.

           Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний, интересам, чувствам ребёнка, его личному опыту. 

Игры воплощается ребёнком с помощью роли, которую он берёт. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.  Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Основным результатом игры ребёнка является удовлетворённость, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребёнка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств;  развитие разнообразных познавательные интересов и умственных способностей. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение, развивается память. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое. [27]

           В игре развивается, и возникают новые мотивы   и связанные с ними цели. Л.С. Выготский  был, несомненно, прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.

    Соподчинение  мотивов,  впервые возникает и  наиболее ярко проявляется в  игре. Выполняя игровую роль, ребенок  подчиняет этой задаче все  свои сиюминутные, импульсивные  действия.

    Сюжетно - ролевая  игра не ограничивается тем, что  у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

            Конечно, и другие виды деятельности влияют на формирование этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка. [13]

            Предыдущие высказывания подтверждаются  многочисленными исследованиями  в области игры Д.Б. Эльконина. Им было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями.   Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры велико, «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания».

            Вполне оправдалось положение  Л.С. Выготского, что в игре «ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий» и что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли.

            Все приведенные факты с достаточной  убедительностью свидетельствуют, что в игре происходит существенная перестройка поведения ребенка - оно становится произвольным.  Ребенок в игре выполняет одновременно как бы две функции; с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля над выполнением этого образца. Следовательно, игру можно считать школой произвольного поведения. 

    Итак, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память, имеет решающее значение для развития воображения. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника, в процессе игры складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение.

    Игра содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Выводы  по главе  1

На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым, подвести общие итоги. 

Обобщая рассмотренные представления о сущности мотивации поведения в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания мотивации и мотивов поведения.

Мотивация представляет совокупность психических процессов, которые придают поведению общую направленность, для достижения определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. 

            Мотивационная составляющая личности  человека пронизывает все аспекты, все уровни его бытия, оказывает  решающее влияние на совершаемые им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности.

           Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни (сознательный и бессознательный) проявления, что вносит определенную сложность при выяснении их роли в формировании поведения человека.

Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.

            Дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка.  Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. Соподчинение приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного занятия, одобряемого взрослым. Соподчинение мотивов, по определению Леонтьева, есть результат столкновения непосредственных желаний ребенка с прямым или косвенным требованием взрослых действовать по заданному образцу. И то, что именуется произвольностью поведения, есть подчинение своих поступков образцу, а возникновение первых морально-этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В ходе формирования произвольности, у дошкольника возникает новый тип поведения, который условно может быть назван личностным, т.е. таким, который опосредуется ориентирующими образцами, содержанием которых являются общественные функции взрослых, их отношений к предметам и друг к другу.

К числу новообразований  личности ребенка относится проявление новых, типичных для детского возраста мотивов. Среди них — мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые, и это  оказывает огромное влияние на все поведение ребенка. В этот период у детей формируются соревновательные мотивы, появляется потребность в признании, развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения.

           Игровые  мотивы, как правило, связаны с  интересом к самому процессу игры, переплетаются у ребенка со стремлением быть похожим на взрослых. Другая важная группа мотивов, которой руководствуются дети, — установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми.

           Особое  место в жизни современного  дошкольника занимает познавательный мотив, который лежит в основе формирования будущей учебной деятельности.   Большое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства.

            Среди нравственных мотивов поведения  все большее место начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

            Мотивы дошкольника приобретают  разную силу и значимость.  Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми, это в первую очередь исключение из игры), еще более слабый - собственное обещание ребенка. Главным мотивом для мальчиков - достижение успеха, для девочек - избегание неудач.

            Таким образом, можно составить иерархию  мотивов поведения  дошкольников: 1) мотивы, связанные с интересом к деятельности и отношениям взрослых; 2) игровые мотивы; 3) мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; 4) мотивы самолюбия, самоутверждения; 5) познавательные мотивы; 6) соревновательные мотивы; 7) мотивы достижения; 8) нравственные мотивы; 9) общественные мотивы.

           Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои желания, чем младшие, но эта задача остается достаточно сложной на протяжении всего периода.

            По мнению А.Н. Леонтьева иерархия мотивов является той основой, на которой формируется воля и произвольность дошкольника.

            Сюжетно – ролевая игра оказывает  огромное влияние на развитие  психики ребенка. В процессе игры, у ребенка происходит развитие  различных мотивов:  ориентация в сфере человеческих отношений, смыслов и задач, формирование новых по содержанию социальных мотивов, в частности стремления к общественно значимой и оцениваемой деятельности; формирование обобщенных сознательных намерений; возникновение соподчинения, иерархии мотивов.

Информация о работе Особенности мотивации современных дошкольников