Общее представление об умственной отсталости

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Интерес к изучению недоразвитию психики, умственной отсталости, возник еще с давних времен, и проявляется и в нынешнее время, но каждый из моментов изучения и познания в данной области имел свои особенности.
В развитии представлений об умственной отсталости не малое значение имели и изменения взглядов на нарушение психического развития в целом, так как стали рассматривать и признавать влияние биологических и социальных факторов, воздействие окружающей среды, и что не мало важно, так же стали признавать наследственное наследование психического недоразвития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общее представление об умственной отсталости 4
2.Реформация: отношение и взгляды идеологов на «умственную отсталость» 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

Файлы: 1 файл

Взгляды идеалов реформации М. Лютера и Ж. Кальвина на проблемы умственной отсталости.docx

— 41.26 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к изучению недоразвитию психики, умственной отсталости, возник еще с давних времен, и проявляется и в нынешнее время, но каждый из моментов изучения и познания в данной области имел свои особенности.

В развитии представлений об умственной отсталости не малое значение имели и изменения взглядов на нарушение психического развития в целом, так как стали рассматривать и признавать влияние биологических и социальных факторов, воздействие окружающей среды, и что не мало важно, так же стали признавать наследственное наследование психического недоразвития.

Отношение к умственной отсталости в ранней истории человечества отмечено недоброжелательным, скорее негативным отношением и порицанием.

В Средневековье в странах Западной Европы таких детей лишали общественной жизни и подвергали физическому уничтожению, про образование таких «особенных» детей никто и не задумывался.

Цель моей работы.- дать краткий исторический обзор основным взглядам идеологов Реформации, рассмотреть их позицию к «умственно отсталым» людям.

Актуальность выбранной темы. Период Реформации, главными идеологами которого были Мартин Лютер и Жак Кальвин, известное явление в истории ставшее одной из движущих сил развития науки об умственной отсталости.

Представленная работа состоит из: введения; двух главы; заключения; Списка используемой литературы.

 

 

1. Общее представление об умственной отсталости

 

Понятие "умственная отсталость", в современном понимании, - это стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком ее своеобразии.1

В изучении умственной отсталости выделяют медицинские науки помогающие увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произошедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, психиатрия, генетика, педиатрия.

А так же выделяют, психологические науки позволяют выявить закономерности развития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся общая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Заметим, что умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. В зависимости от сопровождающих синдромов, умственную отсталость можно классифицировать на отдельные клинические формы. Эти формы разнообразны, но лишь немногие из них встречаются настолько часто, что представляют общий интерес. Одна из наиболее распространенных форм - синдром Дауна, выявляемый более чем у 10 процентов умственно отсталых, госпитализированных в психиатрических учреждениях.

Умственная отсталость - не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

При умственной отсталости страдают функции психики обеспечивающие нормальное развитие человека. Это следствие повреждения головного мозга, к которым приводят негативные факторы, действующие на зародыш и плод во внутриутробном развитии, а так же во время родов, и в послеродовом периоде. Так же отмечается, что различного рода токсические поражения организма, травмы полученные плодом в период внутриутробного развития и родов, а так же некоторые заболевания матери во время беременности, могут являться первопричиной умственной отсталости.2

Отметим, что умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, и имеет место быть у различных расовых групп.

 

 

 

2.Реформация: отношение и взгляды идеологов  на «умственную отсталость»

 

Еще с древнейших времен в обществе существовали аномальные люди. Вплоть до 6 века. до н.э. еще не существовало научного объяснения психической деятельности. Отношение к таким людям на протяжении веков тоже было разным.

В период раннего средневековья, а так же в начале Реформации ведущая роль принадлежала церкви, которая препятствовала развитию науки и культуры, да еще и преследовала научные знания. Поэтому древнее объяснение психической деятельности человека заменяется демонологической трактовкой. Церковь способствует появлению иных религиозных воззрений на слабоумных людей, появляется  разделение взглядов: одни религии считают слабоумных «детьми бога», а другие (в основном католическая религия) – «детьми дьявола». Душевные заболевания понимаются как одержимость злым духом. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции. По всей Европе пылали костры, в которые бросали стариков, детей и женщин, чье поведение было ненормальным из-за душевных болезней. Также уничтожались и врачи.

ХVI век отмечен как время Реформации - антифеодального, антицерковного движения, зародившегося в Германии. Мартин Лютер и Жак Кальин, главные идеологи того периода, отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией, считая носителем истины Священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верующим не нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном языке.3

Отмети, что Жак Кальвин (1509 - 1564) основатель такого течения как Кальвинизм, он не ограничивается богословием; это - всеобъемлющая система, включающая также определенные взгляды на политику, общество, науку и искусство и дающая нам единое видение мира и жизни в целом. Фактически кальвинизм представляет собой одну из немногих основополагающих систем религиозной философской мысли, когда-либо открывавшихся человеку.

Мартин Лютер (1483 - 1546) в свою очередь, является родоначальником такого течения как лютеранство. Доктринальные положения лютеранства даны в так называемой Книге согласия. Лютеране, как и большинство христиан, принимают учения о Святой Троице и о двойной природе Иисуса Христа - божественной и человеческой. Они верят также в искупительную жертву Христа, Его воскресение и вознесение. Одной из важнейших доктрин лютеранства является положение о спасении человека только Божьей милостью через веру в Иисуса Христа.

В лютеранстве, как и в кальвинизме, принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Лютеране, как и большинство других протестантов, признают единственным источником, правилом и нормой веры Священное Писание. Символы веры и другие принятые традицией положения имеют, согласно лютеранству, лишь подчинённый характер.

Лютер считал, что перед Богом все равны, и что нет благородного или презренного труда. Кальвин считал, что с рождения одни люди предопределены к погибели, а другие к спасению. Они вдвоем признавали, что Бог верховен во всем.

Лютер учил, что надо "убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии", а Кальвин пошел дальше и "убрал из церкви всё, что в Библии не требуется".4

Религиозная война подтолкнула к развитию образовательной системы в Западной и Центральной Европе. Так как, реформаторы главной своей идеей выдвигали  желание убрать латынь из богослужений, потом, что большинство людей не понимали ее. Главной задачей они видели дать возможность изучать Библию не на «непонятной» латыни, а на родном языке; ввести обязательное начальное образование и научить всех читать. Обучение вменялось проводить только на родном языке и дабы исключить влияние римской церкви, обучение сделали принудительным. Государство обязали содействовать этому.5

В трудах ученых отмечается, что великие идеологи Реформации Мартин Лютер и Жан Кальвин, хотя и выдвигали иные взгляды и идеи, противоположные Риму, но в отношении к умственно отсталым людям, детям исповедовали те же взгляды, что и их враги. Давая советы сажать отсталых в тюрьмы, или того хуже, бросать в реки. Потому как, по мнению Лютера, умственно отсталый ребенок - это просто massa carnis (масса плоти, лишенная души). 6

Отметим, что он объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом: «Ему было двенадцать лет, он обладал зрением и всеми другими чувствами, так что кто-то со стороны мог посчитать его нормальным ребенком. Но он не делал ничего, кроме того, что ел за четверых крестьян или молотильщиков. Он ел, испражнялся и паясничал. Если кто-то пытался заняться им, он кричал. Если что-то ему не нравилось, он плакал... Ибо в силах дьявола развращать людей, имевших рассудок и душу, когда он вселяется в них. Дьявол сидит в таких слабоумных на месте души их!»7

 Кальвин же проповедовал, что умственно отсталые люди « одержимы Сатаной». В своем учении он говорил об абсолютном предопределении, по которому люди делятся на избранных и осужденных, по - видимому к коим он и относил умственно отсталых.

В исследованиях разных ученных отмечается, что идеологи средневековья, принципиально расходясь в догматах веры и взглядах на устройство государства, единодушно считали лиц с грубыми отклонениями в развитии неполноценными и ненужными. В своей идеальной модели мира ни одна из сторон не оставляла места людям с отклонениями в умственном или физическом развитии.

Факты избавления от неполноценных детей в средневековой Европе достаточно многочисленны. Но совершился крупный религиозный переворот, изменился взгляд на душу человека, и только тогда, уже в глубине средних веков, сознание европейцев восстало на защиту маленьких людей, борясь законодательным путем, государственной и церковной властью против этого тяжелого явления в прошлом европейской культуры». Возможно, причиной тому стало уважение к индивидууму как существующему по образу бога.

Несмотря на такое ярое негативное отношение к личности отсталых, Кальвин и Лютер в своих идеях огромное место отводи науке и ее развитию, что благодатно оказало влияние и положило начало развитию науке об умственно отсталых, душевно больных людях требующих особого изучения присущих им особенностей психики.

Таким образом, анализируя вышеизложенное, замети, что период Реформации стал отправной точкой от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.

Отношение к инвалидам, в том числе и детям - инвалидам, по сравнению с предшествующими веками, безусловно, менялось к лучшему, но происходило это медленно и трудно.

Отмети, что господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной отсталостью начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или "диких" детей распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками. К середине XIX столетия общее представление об умственной отсталости распространилось из Франции и Швейцарии на большую часть Европы и Северной Америки.8

Несмотря на все сложности того времени происходило развитие тенденций, которые все более укреплялись во взглядах врачей и ученых. Наука боролась с церковью, что дало развитие научных знаний. Ученые стали посещать монастыри и тюрьмы, где находились душевнобольные и наблюдать за ними. Врачи стремились понять душевный мир психически больных и слабоумных.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Права и свободы человека в значительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства, стали предметом международной заботы. Поэтому каждое государство которое стремится в интеграцию международного сообщества, должно подстроить свое законодательство и свою политику под определенные международные стандарты.

На всех этапах своего развития человеческое общество не могло быть безразличным к тем, кто имел те или иные нарушения физических и психических качеств. К таким людям нельзя было относиться нейтрально, не замечать, они требовали к себе особого внимания. Ведь если государство и общество «закрывало глаза» на отсталых людей, они становились бременем , тяжелым грузом , так как способствовало появлению преступников,бродяг – разного рода лиц аморального поведения.В связи с этим у общества возникла потребность определить свое отношение к данной категории людей, установить их правовое положение,  создать и оказать разного рода нужные формы помощи

В трудах исследователей лиц с умственной отсталостью отмечается, что нарушения физического и умственного развития влияют на процесс становления ребенка как личности. Это было замечено еще на ранних этапах общественного развития и нашло отражение в законодательствах, определявших положение таких лиц в обществе.

Общественное положение детей с нарушениями развития определялось совокупностью правил, которые выражались как в законах высших органов государственной власти, так и в актах государственных учреждений.

С развитием общества менялось не только его отношение к своим аномальным членам, изменялся и сам критерий аномальности. Ведь на характер отношения общества к аномальным и установления рамок между нормой и патологией влияет ряд многочисленных факторов: это уровень экономического, политического, нравственного, религиозного развития общества, состояние просвещения, здравоохранения, науки и культуры.

Рабовладельческой, феодальной и буржуазной формациям соответствуют определенные системы общественного и гражданского права. В каждой формации по-особому определялось общественное положение детей с нарушениями развития как членов определенного общества.

Но, не смотря на такое положение вещей и учитывая взгляды главных идеологов реформации М.Лютера и Ж. Кальвина на « умственно отсталых детей» - как «детей Сатаны», период Реформации можно отнести к началу, так сказать, отправной точке развития науки об «отсталых» людях. Заключить это можно так как, реформаторы приходят к освобождению разума от догмы. По сути, снимаются все преграды и запреты для науки, для занятий наукой и философией, ибо никакие занятия наукой и философией не ведут к богопознанию, да и препятствовать ему не могут.

Информация о работе Общее представление об умственной отсталости