Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т. д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса, в которых она функционирует.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Личность родителя в системе отношений с ребенком……………...5
Личность родителя как субъекта отношений с ребенком…………….5
Этнокультурная вариативность личности родителей в русском и бурятском этносах………………………………………………………………21
Изучение представлений подростков об отношении к ним родителей
Глава 2. Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье…………………………………………………33
2.1. База и методы исследования……………………………………………..54
2.2. Особенности отношения родителей к ребенку в современной бурятской семье……………………………………………………………………………64
2.3. Особенности представления подростков об отношении к ним родителей в современной бурятской семье………………………………………………..73
Заключение…………………………………………………………………….75
Библиографический список……………………………………………

Файлы: 1 файл

DiploM_33_33_33_33_33_33_33_33_33_33.docx

— 407.85 Кб (Скачать)

Более того, важным оказывается положение о развитии самой системы отношений родитель-ребенок. Как для любой открытой диссипативной системы, для этой системы характерны нелинейные процессы развития, самоорганизация, порождение внутри самой системы потенциалов к развитию. Эта система содержит в себе прошлое, будущее и настоящее.

В момент субъект-субъектного отношения постигается целостность, сущность, объективный опыт не приобретается. Опыт есть отдаление от субъекта. В системе отношений «родитель-ребенок» как развивающейся системе, следует изучать, исследовать субъект-субъектные отношения, а не вектор действия родитель - ребенок, обособленное выделение которого возвращает исследователя к изучению субъект-объектных отношений.

Человек - творец своих отношений с природой, другими людьми, культурой, самим собой. В системе отношений с другими людьми появляется самосознание, в системе отношений с детьми появляется самосознание родителя. Любовь родителя, порождающая ответственность родителя перед ребенком, власть родителя, выражающаяся в требовательном, волевом отношении к себе и другому, интерес родителя к ребенку, проявляющийся в поиске смысла, обнаруживаются только в системе отношений родитель- ребенок и этой же системой порождаются.

В структуре самосознания каждого родителя хранится опыт его воспитания, приемы воздействия (вербального и невербального) со стороны своего родителя, которые могут быть воспроизведены в практике воспитания своих детей. Однако идеальное родительское Я и реальное родительское Я имеют точку соприкосновения в процессе регуляции отношений к ребенку.

У родителя как субъекта отношений, действия и переживания, вызываемые ребенком, избирательны и различны в связи с особенностями его индивидуального опыта. Индивидуальный опыт, полученный человеком в роли ребенка и в роли родителя, определяет свойства личности родителя. На важную роль значимого взрослого указывал Л.С. Выготский. Ему принадлежит идея о слиянии «я» и «ты» в едином действии внутреннего «мы». «Первое, что возникает в сознании младенца, может быть названо ближе и точнее всего, как "Ur-wir", т.е. «пра-мы». Это первоначальное сознание психической общности, которое предшествует возникновению сознания собственной личности (т.е. сознания дифференцированного и выделенного «я»), является сознанием «мы», но не тем подвижным, сложным, включающим уже «я» сознанием позднего «мы», которое возникает в более старшем возрасте» [65, с. 938].

В Т. Кудрявцев акцентирует, что «гасится глубокий эвристический смысл тезиса Л.С. Выготского о том, что развивается не отдельный ребенок, а целостная система взаимодействия «ребенок-взрослый»» [133, с.33].

Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, или, точнее, взаимоотношения, внутри которыхосуществляется личностное становление и развитие каждого. В этом смысле В. А. Петровский [215, с. 14] говорит о развивающих взаимодействиях в системе взрослый - ребенок» (шире «взрослые - дети»). За каждым остается возможность свободного самоопределения, право на выбор себя.

Цель регуляции отношений опосредована этическими нормативами. Взрослые - носители общечеловеческих ценностей. «Значения, смыслы и ценности характеризуют предметы, включенные в мир человека, и являются качествами самих предметов. В ценностном мире взрослых вещи, предметы не исчезают после удовлетворения индивидуальных потребностей в них - они осознаются в своей отнесенности к другим людям, имеющим аналогичные потребности, к тем, кто произвел эти предметы, к себе самому, который будет нуждаться в них завтра», - пишет В.Е. Клочко [118, с. 91]. «Ценности, с этой точки зрения, превращают жизненный мир личности в действительность -устойчивое, переживаемое как реальность, т.е. существующее "здесь и сейчас" пространство, сближающее человека с другими людьми в силу определенной тождественности их миров, которая определяется единым источником, из которого вычерпываются ценности. Этим источником является культура как совокупный общественный продукт исторического развития цивилизации» [там же с. 92]. В традиционном воспитании «ценность» это знание, которое может быть «присвоено», «передано», «понято». «Ценности не усваиваются, они превращаются в одно из измерений многомерного мира человека, превращая его в жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека. Переходя из своей надличной, идеальной формы, ценности обнаруживают себя в структуре жизненного мира как особое внечувственное качество предметов и явлений, составляющих жизненный мир. Это и обеспечивает устойчивость его во времени, стабильность, которую не могут нарушить индивидуальные смыслы, формирующиеся в ответ на ситуативно актуализирующиеся потребности» [118, с 91].

Поскольку тема самосознания родителей в большей мере затрагивает этические проблемы, психологический аспект выделить в ней достаточно сложно и работ по этой теме в психологии практически нет. Для нас является важным показать включенность самосознания родителей в структуру этнического самосознания, обусловленность его содержания и функционирования этнокультурными компонентами. Особенности психологических отношений определяются нормами культуры конкретного этноса, её процессами. Число неопределенных социальных ситуаций порождает новые виды социальной деятельности и новые социальные роли, групповые нормы. В таких условиях трансформируется система отношений родителей с детьми.

Для исследования этого вопроса достаточно рассмотреть аспекты традиционной культуры, регламентирующие роль родителя. В традиционных культурах «культ предков» и почитание родителей регулируют отношения между родителями и детьми, формируют взаимное чувство долга и ответственности. В этнокультуре данный культ наполнялся ценностным удержанием, а ценности определяли психологию отношения к прародителям.

В рамках выдвигаемых проблем нашей работы можно говорить о родительском самосознании как подструктуре самосознания человека внутри этнического самосознания, которая объективируется в психологической культуре [1; 121; 233].

Изучение психологической культуры личности родителя, его самосознания в системе отношений с детьми, актуально не только по причине переживаемого обществом кризиса, но и востребовано предыдущим историческим развитием человека в культуре. И здесь культуру можно рассматривать «как особое метаизмерение человеческого бытия, которое создается благодаря совместным творческим усилиям взрослых и детей (хотя совместный как, впрочем, и творческий характер этих усилий далеко не всегда явен) и изнутри посредствует их взаимоотношения» [133, с.65].

Реальная личность действует и устанавливает отношения в конкретных социально-исторических условиях, выполняя те или иные общественные функции. В контексте нашего исследования общественная роль родителя отражается в его самосознании. Общепринято, что родители выполняют воспитательные функции. Однако родительские функции при переходе из одной культуры в другую достаточно резко могут меняться не только по степени выраженности, но и по распределению этих функций.

Психологическая культура отношений с детьми есть результат осознанной работы родителя над самим собой. Осознание культурных нормативов отношений с детьми, сложившихся поведенческих стереотипов выражения родительского отношения, конфликт побуждают к работе родительское самосознание.

В структуре самосознания родителя можно выделить компоненты субъекта деятельности и уровни отношений: социально-обусловленные отношения и психологические отношения.

Стороны или виды психологического отношения: потребность (конативная тенденция овладения), эмоциональное отношение, когнитивное отношение, отношение к самому себе - самоотношение.

Ряд отношений может рассматриваться как относительно самостоятельные образования: интерес, оценочное отношение, требовательное отношение, ответственное отношение

Самосознание родителя - это осознание родителем себя субъектом системы психологических отношений. Сознаваемые личностью родителя компоненты системы отношений с ребенком позволяют ему осознать свое родительское «я», активный характер установления отношений с ребенком.

В процессе общения родители как персонифицированные носители отношений, раскрывшихся в обращении с ними их родителей, раскрывают ценности, нормы и этику родительского поведения, требования общества к взрослеющему человеку. Тем самым родители способствуют формированию у личности ребенка идеального родительского Я. Идеальное-Я при исполненииродительской функции у человека выступает в роли эталона при соотнесении личностью своего реального и идеального отношения к своим детям. У человека формируется представление о своем реальном родительском Я: насколько Я как родитель соответствую требованиям общества к исполнению родительской роли.

При выполнении родительской роли удовлетворяются и получают дальнейшее развитие потребности и интересы, развиваются и проявляются в обращении с ребенком человеческие качества. Отношение родителя к ребенку позволяет удовлетворить потребности во внимании со стороны другого человека и потребности быть необходимым этому человеку. Родительская роль обеспечивает удовлетворение базовой потребности самосохранения, через рождение и воспитание ребенка, что не одно и то же.

Элементы прошлого содержатся в воспитательных установках родителей, представляющих собой традиционную модель воспитания. Е.А. Савина, О.Б. Чарова [229] указывают, что термин «родительские установки» является чрезвычайно широким и включающим целый ряд разнообразных понятий, таких как ценности, восприятие ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские установки включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемые способы его дисциплинирования. Они оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Наконец, они могут обеспечивать родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты в эталоны, в соответствии с которыми, оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. Из этих установок формируются каузальные атрибуции детского поведения [305; 309].

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и поведенческий [305]. Оценочный компонент - это оценкародителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка [312]. Поведенческий компонент родительских установок включает намерения или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку и проявляется в конкретной практике воспитания. Родительские установки выполняют взаимосвязанные функции: интерпретационную и прагматическую [310]. Родители используют установки или представления для интерпретирования и понимания межличностных отношений в семье. Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует, категоризирует ее, опираясь на собственные представления. В своей прагматической функции родительские установки необходимы, чтобы планировать свои действия относительно ребенка. Достаточно часто родителями проблема подростка не воспринимается как проблема. Но возможен и другой вектор, хотя чисто гипотетический (В.А. Петровский): подросток не рассматривает проблему взрослого как проблему. Это как раз и не учитывается в современной психолого-педагогической практике.

И.С. Кон, рецензируя книгу Ф. Ариеса «Ребенок и семейная жизнь при старом режиме», констатирует, что родительские установки, отношение взрослых к детям и к детству, восприятие обществом и воспитание детей – одна из главных, согласно Ф. Ариесу, характеристик культуры в целом. Изменения в отношениях могут прояснить многие другие глубинные макросоциальные сдвиги, например, в структуре и функциях семьи [125, с.40-41].

Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений А.Г. Асмолов [18] выделяет уровни анализа системных качеств личности: «роль-для-себя»; «роль-для-группы» и «роль-для-всех». Иначе эту проблему можно было бы обозначить как неизменный родитель в меняющемся обществе, меняющаяся личность родителя в неизменном обществе, индивидуальность родителя в истории общества.

При анализе социотипического поведения личности родителя в системе «роль-для-всех», в рамках нашей работы представляют интерес проявления и функционирование родителя в разных этнических общностях. В рамках социального пространства одной культуры функциональные, ролевые качества личности отца, матери, сына, дочери проявляются в типичных, свойственных для данной культуры, образцах поведения. Этот факт подтверждает тенденцию к сохранению эволюционирующей социальной системы. В то же время включенность родителя в другие социальные группы с разными требованиями обеспечивает возможность выбора индивидуальных решений.

Френч и Равен выделяют 5 видов социальной власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослым в семье [93, с. 35).

  1. Власть вознаграждения. Ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание - за социально-порицаемым.
  2. Власть принуждения. В ее основе лежит жестокий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию либо словесному - угроза, либо физическому).
  3. Власть эксперта. Основана на большей компетентности родителей в том пли ином деле (социальная или профессиональная компетентность).
  4. Власть авторитета. В ее основе лежит уважение человека (одного из родителей), который является образцом, носителем социально-одобряемого поведения.
  5. Власть закона. Единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона», правил поведения для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Психологическую модель семьи, по мнению В.Н. Дружинина, можно характеризовать тремя видами отношений: доминирование-подчинение; ответственность; эмоционально-психологическая близость [93, с.34]. Пока есть система этих отношений, и пока семья выполняет задачу воспитания детей - семья существует. Между родителем и ребенком в первую очередь реализуетсяотношение власти: доминирование - подчинение. Эти отношения имеют, несомненно, социокультурную специфику.

Информация о работе Эмпирические исследования детско-родительских отношений в современной бурятской семье