Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

      А.Л. Гройсман отмечает, что эмоции –  это форма психического отражения, стоящая на грани (к содержанию познаваемого) с физиологическим отражением и представляющая собой своеобразное личностное отношение человека и к окружающей действительности, и к самому себе [12.72428].

      П.К. Анохин определяет эмоции как физические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и  охватывающие все виды чувствований и переживаний. С точки зрения П.В. Симонова, эмоции есть отражение  мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности  ее удовлетворения в данный момент. Г.К. Шингаров под эмоциями понимает психофизиологический механизм, при  помощи которого на психическом уровне отражения действительности под  влиянием внешних воздействий изменяется внутренняя среда организма [Вахрушева].

     В научной литературе существуют самые  разные точки зрения на природу эмоций и их значение. С. С. Томкинс, К.Э. Изард, утверждают, что эмоции образуют первичную  мотивационную систему человека. Некоторые исследователи рассматривают  эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся  под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны. Некоторые ученые, например, Р.С. Лазарус  считают, что эмоции разрушают и  дезорганизуют наше поведение, что  они являются основным источником психосоматических  заболеваний. Другие же авторы, такие  как К. Э. Изард, С.С. Томкинс, Д. Рапапорт, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации  и подкреплении поведения[].

     Некоторые ученые исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным  процессам (и разуму), и рассматривают  нарушение этой субординации как  признак неблагополучия. Другие, напротив, считают, что эмоции выступают в  роли пусковых механизмов когнитивных  процессов, что они порождают  и направляют их (т.е. управляют рассудком).

     У психологов, так же как у философов  и педагогов, нет единой точки  зрения относительно роли, которую  играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум  характеристикой истинно человеческого  в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. Но другие ученые, все же, склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем просто накопление информации. Выдающийся специалист по психологии научения Маурер писал, что эмоции чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вовсе не заслуживают противопоставления разуму[].

     Можно сколь угодно спорить о природе  и значении эмоций, но люди, говоря о  том, что они радуются или грустят, злятся или боятся, никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно  знают, что они чувствуют.

      Из  всего многообразия теорий, объясняющих  механизмы возникновения, проявления и развития эмоций, К.Э Изард выделяет следующие, наиболее распространенные: эволюционную теорию эмоций Ч. Дарвина; «периферическую» теорию У. Джеймса  – Г. Ланге; «таламическую» теорию У. Кеннона – П. Барда; психоаналитическую теорию эмоций; сосудистую теорию выражения  эмоций И. Уэйбаума; биологическую теорию эмоций П.К. Анохина; фрустрационную теорию эмоций; информационную теорию эмоций П.В. Симонова[Вахрушева]. В каждой из указанных теорий раскрываются представления о сущности эмоций с авторских позиций, каждая из них имеет свои научно обоснованные достоинства. Тем не менее, большинство авторов указывают на связь эмоций с актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения, на неоспоримую роль эмоций в мотивации и направленности поведения, в регуляции когнитивных процессов и деятельности, в научении, в адаптации к среде, в том числе и социальной адаптации.

      Перейдем  к рассмотрению основных базовых  понятий психологии эмоций.

1.2. Основные базовые понятия психологии эмоций 

      В корне слова «эмоция» есть значение «движение», и эмоции действительно  двигают нас. Эмоции проявляются на трех уровнях: на уровне тела (вегетативные реакции), на поведенческом уровне, на уровне психологических переживаний.

     Принято выделять следующие составляющие элементы эмоций. Во-первых, тело физиологически возбуждается во время эмоций. Изменение  частоты сердечных сокращений и  артериального давления вызываются действием адреналина, который «выбрасывается»  в кровь. Сердцебиение, «дрожь в животе», потливость рук (при сильных эмоциях) возникают в результате возбуждения  вегетативной нервной системы, а  точнее – симпатической нервной  системы, которая реагирует довольно быстро.

     Во-вторых, нас часто мотивируют и побуждают  к действию такие эмоции, как страх, гнев или радость. В основе этого  лежит то, что эмоции связаны с  базовым адаптивным поведением, таким, как нападение, отступление, поиск  комфорта, помощь другим людям, воспроизведение  потомства и т.д.

     Третий  элемент, составляющий эмоцию – это  эмоциональная экспрессия, или внешние  признаки того, что чувствует человек. Это мимика, пантомимика, изменение  тона и модуляции голоса. Экспрессия имеет большое значение, т.к. она  передает эмоцию от одного человека к  другому. Считается, что внешние  проявления базовых эмоций, таких, как  радость, страх, гнев, отвращение и печаль, более или менее универсальны и не зависят от культурных различий (улыбка).

     Последний составляющий элемент эмоции – эмоциональные  чувства, т.е. личное эмоциональное  переживание человека. К эмоциональным  переживаниям традиционно относят:

      Настроение, отличающееся самой низкой интенсивностью эмоционального переживания. Это длительное, относительно уравновешенное и устойчивое общее эмоциональное состояние, окрашивающее длительные психические процессы и поведение человека.

      Собственно  эмоции, выражающие оценочное личностное отношение  к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней.

      Чувства возникающют в результате обобщения  эмоций. Имеют отчетливый предметный характер, характеризуются устойчивостью, низкой интенсивностью, продолжительностью, осознанностью, связью с людьми, предметами и т.д.

      Аффекты часто возникают на фоне угрозы жизни и здоровью. Это сильное, относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождающееся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, характеризующееся большой интенсивностью, бесконтрольностью, сужением сознания, кратковременностью.

      Страсть – это длительное, значительно  выраженное и напряженное эмоциональное  отношение с направленностью, концентрированностью чувства на определенном объекте  или виде деятельности.

     В психофизиологических исследованиях  эмоции рассматриваются как психический  процесс, активно включающийся в  модуляцию функционального состояния  мозга и организацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. В качестве мозговых коррелятов эмоции выделяют лобный и  височный отделы КГМ и лимбическую  систему, включающую в себя ряд структур: гиппокамп, гипоталамус, миндалину, часть  ретикулярной формации. Т.Г. Визель предполагает следующий мозговой механизм возникновения  эмоции:

     1) значимые сигналы по структурам  ретикулярной формации мозга  и зрительного бугра доставляются  к проекционной коре головного  мозга;

     2) параллельно эти сигналы к  лобной коре поступают через  гипоталамус, миндалину и гиппокамп  (лимбическая система);

     3) осознается значимость сигнала,  и в зависимости от этого  гипоталамус включает соответствующие  вегетативные реакции.

      Системы мозга связанные с движением, сенсорными образованиями, регуляторами вегетативных функций, выполняют исполнительную роль в удовлетворении потребности. Выделенные факты доказывают жесткую  взаимосвязь лимбической системы (основного аппарата эмоций) с разными  зонами коры, ответственными за память (височные доли), ориентировку в пространстве (теменные доли), прогнозирование, ассоциативное  мышление, интеллект (лобные доли).

      Как отмечает Т.Г. Визель, выявлена неодинаковая роль ассоциативных отделов левого и правого полушарий в эмоциональном  регулировании. При правосторонних поражениях возникает состояние  эйфории, левосторонние поражения  приводят к преобладанию дисфорических  состояний[].

      Кроме того, существуют специфические активаторы эмоций, к которым относятся:

     1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы: естественно вырабатываемые гормоны  и медиаторы; наркотические препараты;  экспрессивное поведение (мимика, пантомимика); изменение температуры  мозга и последующие нейрохимические  процессы.

     2. Аффективные активаторы: боль; половое  влечение; усталость; другие эмоции.

      3. Когнитивные активаторы: оценка; атрибуция;  память; антиципация.

      Роль  эмоций в жизни человека в жизни  человека неоспорима. Эмоции выполняют  ряд функций, к важнейшим из которых  можно отнести:

      1) функцию регуляции гомеостаза: малейшие  изменения гомеостаза улавливаются  эмоциональными подкорковыми структурами;

      2) модуляцию процессов организации  поведения – адаптационную функцию;

      3) побуждающую функцию, состоящую  в инициации адаптивного целенаправленного  поведения;

      4) оценочную функцию, состоящую  в быстром общем определении  полезности / вредности или значимости  воздействия;

      5) замещающую функцию, компенсирующую  дефицит информации в данный  момент (предвосхищение);

      6) подкрепляющую функцию, играющую  важную роль в процессе обучения;

      7) переключательную функцию,  способствующую  определению доминирующего мотива;

      8) мобилизационную и интегративно-защитную  функцию. На эту важную роль  эмоций указывал крупный отечественный  психолог П.К. Анохин. Он писал:  «Производя почти моментальную  интеграцию (объединение в единое  целое) всех функций организма,  эмоции сами по себе, и в  первую очередь, могут быть  абсолютным сигналом полезного  или вредного воздействия на  организм, часто даже раньше, чем  определены локализация воздействий  и конкретный механизм ответной  реакции организма» [2, с.76.72428];

      9) коммуникативную функцию передачи  информации невербальными средствами. Замечательным, например, является  тот факт, что люди, принадлежащие  к разным культурам, способны  безошибочно воспринимать и оценивать  выражение человеческого лица, определять  по нему такие эмоциональные  состояния, например, как радость,  гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.  Данный факт не только убедительно  доказывает врождённый характер  основных эмоций, но и наличие  генетически обусловленной способности  к их пониманию у живых существ. Врождёнными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания [20, с.35.72428].

     К. Изард определил десять фундаментальных (основных) эмоций –радость, интерес–возбуждение, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину, –большинство из которых встречается уже в детстве. Автор утверждает, что другие эмоции являются сочетаниями этих десяти, т.е. комплексными. Например, любовь – это сочетание радости и интереса-возбуждения; сострадание – это соединение любви и печали; ревность состоит из любви, ненависти и зависти, которые в свою очередь также являются комплексными эмоциями. Ученый разработал теорию дифференциальных эмоций, основными положениями которой являются следующие пункты:

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей