Эмоциональные состояния у детей из неполных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера школьников.
Предмет исследования – эмоциональные состояния детей из неполных семей.

Файлы: 1 файл

Эмоциональные состояния у детей из неполных семей.docx

— 95.62 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Универсальное значение эмоций в жизни человека является очевидным. Какие бы условия  ни определяли жизнь человека и его  деятельность, действительными они  становятся лишь тогда, когда проникают  в сферу его эмоциональных  переживаний. Благодаря эмоциональным  переживаниям, восприятие жизни приобретает  ценность и полноту. События и  впечатления окружающей жизни находят  отражение в различных и многообразных  эмоциональных состояниях человека. Однако эмоции не всегда оказывают положительное воздействие на человека, его состояние и поведение, а в некоторых ситуациях человек не может даже контролировать свои действия и состояния, что приводит к различным последствиям. Такие последствия могут быть различны: они могут, как помочь человеку достичь намеченной цели, так и наоборот, заблокировать мыслительную деятельность.

     Формирование  и развитие эмоциональной сферы  человека – одна из актуальных проблем  психологической науки в целом  и педагогической психологии в частности. Вопросы о природе, механизмах возникновения, функциях, классификации эмоций вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1973), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1962,1975, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997).

     Невозможно  переоценить то значение, какое имеют  эмоции для индивидуального развития человека, становления личности ребенка  и его социализации. Не случайно практически все авторы, пишущие  об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями  и их удовлетворением. Эту проблему в научной психологи поднимали Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, Р. Лазарус и др. На тот факт, что эмоциональное состояние и социальное поведение детей зависит от общей социальной ситуации и, особенно, от эмоционального комфорта в отношениях с близкими взрослыми и сверстниками указывали А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.С. Выготский, Н.А. Кряжева и др.

      Важнейшим институтом социализации подрастающего  поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы личности, ее отношения к труду, моральным  и культурным ценностям, стили межличностного взаимодействия. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической  поддержке и воспитании.

      Для ребёнка семья – это целый  мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые  могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Родительские отношения – это система разнообразных  чувств к ребёнку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Вследствие этого ребёнок может, например, расти  доброжелательным, открытым, общительным, активным или, наоборот, тревожным, пассивным, агрессивным, подозрительным.

      В последнее время проблемы, связанные  с семьёй, приобретают всё большую  актуальность в обществе. Серьезные  социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует  традиционные семейные отношения. Современная  семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно  влияние старшего поколения, возрастает количество неполных семей.

      Семейная  жизнь сложилась с давних пор  так, что родительские обязанности  делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка  возникают с увеличением числа  неполных семей, и ныне не являются редкостью одинокая мать, одинокий отец, разведенные родители. А.С. Макаренко  придавал особое значение структуре  семьи. Он ввел понятие «полная» и  «неполная семья», понимая под  этим семью, которая не имеет отца или матери[]. От того, какова по структуре семья, зависит и воспитание, и эмоциональное состояние, и успешная социализация ребенка.

     Много говорят и пишут о сложностях неполной семьи. Но полнота семьи  ещё не гарантирует воспитательных успехов, а неполнота не означает, что в ней обязательно будет  масса трудностей. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим  закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что  на одной стороне более благоприятные  условия развития, чем на другой. Но и это относительно. Жизнь ребёнка  только с матерью или только с  отцом развивает в нём такие  качества, которые могут отсутствовать  у детей, воспитывающихся в полных семьях. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит  от целого ряда факторов.

     Причины отсутствия в семье одного из родителей  могут быть самыми разнообразными, но чаще всего – это развод. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. А ведь развод – это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей. По данным статистики, за последние годы резко возросло число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать[]. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют свою специфику и отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. М. Раттер отмечает, что эти условия жизни ребенка будут отражаться в особенностях его личностного развития, в его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям[].

     Американские  ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей  эмоциональные трудности. Среди  эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны  с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей – чувство  одиночества, утраты и эмоциональной  пустоты. Таким образом, Б. Артур  и М. Кемме пришли к выводу, что  потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию  у взрослого человека[].

     Исследования  свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые  последствия, как неврозы, эмоциональные  нарушения, в том числе тревожные  и депрессивные состояния, и различные  нарушения в поведении. Изучением  этой проблемы занимались многие зарубежные и отечественные ученые, например, К. Аронс, Н. Акерман, Дж.В. Валлерштейн, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, Дж.В. Келли, А.Г. Ковалев,  Маслоу, М Раттер., А.Г. Харчев, В.М.Целуйко, Г. Фигдор, Э. Фромм. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя нескольких лет после расторжения  брака, остается открытым.

     Учитывая  массовый характер такого явления, как  неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и  закономерные последствия для развития личности ребенка, в том числе  для формирования его доминирующих эмоциональных состояний. Этим фактом и обусловлена значимость и актуальность нашего исследования.

      Данное  исследование направлено на выявление  существования особенностей в эмоциональных  состояниях у детей, воспитывающихся  в неполных семьях. На этот факт указывали  в своих исследованиях В.А. Сысенко, Б. Артур и М. Кемме и др., но на наш взгляд, данная проблема является наименее разработанной в научной  психолого-педагогической литературе.

      Для проведения исследования была выделена группа школьников из неполных семей  в возрастном диапазоне от 10 до 14 лет, в качестве контрольной группы были привлечены дети того же возраста, но проживающие в семьях с обоими родителями.

      Цель  исследования – выявить особенности  эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в неполных семьях.

      Объект  исследования – эмоционально-волевая  сфера школьников.

      Предмет исследования – эмоциональные состояния  детей из неполных семей.

      Гипотеза  исследования – 

      Задачи  исследования:

      1) рассмотреть и проанализировать  научно-психологические исследования  в изучении эмоциональной сферы  человека;

      2) провести теоретический обзор  исследований в области особенностей  эмоциональной сферы детей;

      3) провести теоретический обзор  литературы, посвященной исследованию  современной семьи;

      4) исследовать влияние особенностей  неполной семьи на формирование  эмоциональной сферы ребенка;

      5) провести экспериментальное исследование  группы детей из неполных семей  с целью выявления особенностей  их эмоциональных состояний;

      6) сравнить полученные экспериментальные  данные с результатами исследования  контрольной группы.

      В работе была использована следующая  совокупность методов:

      1. Метод изучения литературных  источников.

      2. Метод беседы.

      3. Метод анкетирования.

      4. Психологический эксперимент.

      5. Статистические методы обработки  данных.

      Практическая  ценность работы состоит в следующем:

      1. Результаты данной работы могут  использоваться школьными психологами  при анализе эмоционального состояния  и поведения детей, воспитывающихся  в неполных семьях.

      2. Практикующие психологи смогут  более точно понять трудности  детей, переживающих развод родителей  и подобрать соответствующие  стратегии для оказания им  психологической помощи.

      3. Практикующие психологи могут  опираться на результаты данного  исследования при составлении  тренинговых программ и проведении  тренинговых сессий.

      4. Данные исследования могут быть  также интересны и полезны  для психологов, работающих в  сфере семейного консультирования.

      5. Результаты работы могут быть  интересны родителям, в том  числе и родителям, самостоятельно  воспитывающим детей.

 

I. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 
 

1.1. Проблема эмоций  в психологии 

      Эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные  явления: эмоциональный тон, эмоциональные  состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных  типах личности, эмоциональныe устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

      Традиционно эмоции понимаются как субъективные реакции человека и животных на воздействие  внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия и неудовольствия, радости, страха и  т.п.

      В большом психологическом словаре  дано следующее определение эмоций: эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей [17. 72428].

      Ряд авторов придерживаются следующего определения. Эмоция – это психическое  отражение в форме непосредственного  переживания смысла жизненных явлений  и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств потребностям субъекта. В этом определении содержится одна из основных особенностей эмоций, отличающая их, например, от познавательных процессов – непосредственная представленность в них субъекту отношения между  потребностью и возможностью ее удовлетворения [16.72428]. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Информация о работе Эмоциональные состояния у детей из неполных семей