Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 71.54 Кб (Скачать)

 Произвольное внимание - одна из важнейших характеристик  познавательной деятельности детей.  Сосредоточенность на чем- либо  может быть достигнута желанием  самого человека, усилием его  воли. Оно возникает тогда, когда  человеку приходится преодолевать какие - то трудности, внешние или внутренние, чтобы быть внимательным к чему- то нужному. По своей сути оно представляет умственные действия контроля. Его можно формировать.

 Учащиеся с интеллектуальной  недостаточностью смотрят на  объекты или их изображения,  не замечая при этом, присущих  им существенных элементов. Вследствие  низкого уровня внимания они  не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель.  По этой же причине дети  выполняют ошибочно какую-то часть  предложенной им однотипной работы.

 Усвоение учащимися  школьных знаний предполагает  некоторую сформированность произвольного внимания. Оно у учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью, и переключаемостью, малой произвольностью. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики – олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие объекты, находящиеся в окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

 Исходя из выше сказанного  можно сделать следующий вывод,  что дети с интеллектуальной  недостаточностью испытывают проблемы при обучении в школе, из-за несформированности процессов внимания. Так как одним из условий познания, является способность ребенка, быть внимательным при выполнении заданий и какой- либо деятельности.[7]

   С точки зрения отечественных специалистов Л.С.Выготского, С.Д.Забрамной, С.В.Лиепинь, С.Я.Рубинштейн, У.В.Ульянковой, занимающихся психологией детей с интеллектуальной недостаточностью, с целью изучения основных недостатков внимания проводили наблюдения за учащимися вспомогательной школы. Распределение внимания влияет на успеваемость по всем предметам. Успеваемость по математике, русскому языку, чтению и другим предметам тем выше, чем лучше распределение внимания. Так как у этих детей объем внимания узок, они не могут воспринять информацию полностью, что влияет на их успеваемость. Из - за нарушений внимания дети не могут понять условие задачи с первого раза, низкая концентрация внимания отрицательно влияет на выполнение заданий. Трудности при усвоении математики: некоторые дети постоянно отвлекаются от выполнения задания, неадекватно реагируют на замечания учителя. Во время урока дети не могут самостоятельно выполнять задания, предлагаемые учителем, большая часть времени уходит на решение одной задачи урока, наблюдения и исследования показывают, что узость, нецеленаправленность и слабая активность внимания создают определенные трудности в понимании задачи. Учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментально, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. Но некоторые дети не выполняют задания учителя и отвлекают от работы близ сидящих учеников. Педагог с трудом привлекает внимание детей и в течение всего урока стимулирует учебную деятельность, поощряя самые незначительные успехи.  На уроках русского языка у детей с преобладающим возбуждением возникают трудности при письме: пропуски, перестановки слов, дублирование, неправильное списывание, т.е. «ошибки внимания». У учащихся с преобладающим торможением доминирует вялость, медлительность, заторможенность моторики. Дети с дефектами речи допускают ошибки при звукобуквенном анализе слов, что негативно сказывается на овладении грамотой и письменной речью. На вопросы, заданные учителем, дети отвечают односложными ответами. При выполнении письменных работ наблюдается большое количество исправлений, искажений в начертаниях букв и их соединений. Низкий уровень распределения внимания отрицательно влияет на качество уроков.

 На уроках чтения  при усложнении структуры текста  наблюдается замедление скорости  чтения. Наиболее характерными являются  смысловые замены. Не все учащиеся  овладели сознательным чтением  (понимают значение слов и словосочетаний, употребляемых в прямом и переносном  смысле, значение целых предложений,  отдельных частей текста; не могут  выделить главную мысль, определить  свое отношение к прочитанному). Техника чтения поддается больше коррекции, чем осмысление прочитанного. По ходу наблюдений выявилось: внимательные дети читают тем лучше, чем более устойчиво их внимание.

    Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод:

 успешность овладения  знаниями на уроках математики  наиболее тесно связана с объемом  внимания, успешность овладения  знаниями на уроках русского  языка зависит от того, насколько  точным является распределение,  а хорошее чтение зависит от  устойчивости внимания.

   С.Д. Забрамная разработала множество материалов, методических рекомендаций для исследования и коррекции внимания детей с интеллектуальной недостаточностью. Она указывает на то, что в случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у детей с интеллектуальной недостаточностью сужен объем внимания. Бросая взор, на какой – то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у детей с интеллектуальной недостаточностью и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела, например, рисовать и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по стулу и т.д.

 Отрицательное влияние  на развитие внимания оказывает  свойственная детям с интеллектуальной  недостаточностью - бедность интересов  и повышенная утомляемость. Очень  важно установить, что является  причиной низких результатов  работы: отсутствие интереса, непонимание  задания, повышенная истощаемость  или несформированность внимания, прежде всего таких его качеств, как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Особенности  изучения внимания у школьников с  интеллектуальной недостаточностью

   2.1 Методы изучения внимания

         Расстройства внимания выявляются  как во время беседы (отвлекается  на посторонние раздражители, не  может сосредоточиться, быстро  утомляется, не может переключиться  и т.д.), так и в ходе специального  психодиагностического исследования. Из методик исследования внимания  наиболее известны и широко  применяются: корректурные пробы,  счет по Крепелину, отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

         Выделяют следующие методики, которые  применяются в исследовании внимания.

         1. Корректурная проба. Применяется  для исследования устойчивости  внимания, способности к его концентрации. Используются бланки с изображением  рядов букв, которые расположены  хаотично. Испытуемый должен зачеркивать  одну или две буквы по выбору  экспериментатора. Для проведения  исследования необходим секундомер. Иногда каждые 30–60 с отмечают положение карандаша испытуемого. Экспериментатор обращает внимание на количество допущенных ошибок, темп выполнения больным задания, а также на распределение ошибок в течение эксперимента и их характер (зачеркивание других букв, пропуски отдельных букв или строчек и т. д.). Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6-8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок.

         2. Счет по Крепелину. Эта методика была предложена Э. Крепелиным в 1895 г. Ее применяют для изучения особенностей переключения внимания, исследования работоспособности. Испытуемому предъявляются бланки с расположенными на них столбцами цифр. Нужно складывать или вычитать в уме эти цифры, а на бланке записывать результаты.

        С  помощью графика можно получить  кривые работоспособности - равномерность  и темп выполнения задания,  наличие истощаемости, врабатываемости,  расстройства внимания.

        После  выполнения задания экспериментатор  делает вывод о работоспособности  (истощаемости, врабатываемости) и  отмечает наличие или отсутствие  расстройств внимания.

        3. Отсчитывание. Методика была предложена Крепелином - возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания.

         Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время  одного и того же числа (например, 7). Испытуемого предупреждают, что  считать он должен про себя, а вслух только называть полученное  при очередном вычитании число.

        Промежутках между числами хронометрируются. Запись опыта приобретает следующий вид:

(100-7). .93...86...79...72...65..58.51..44..37.30.23.16.2.

       При  наличии повышенной истощаемости  длительность пауз в конце  - увеличивается.

Возможны два вида ошибок.

       Первый - ошибки в единицах и главным  образом при переходе через  десяток - свидетельствует о некоторой  интеллектуальной недостаточности,  например:

(100-7)..93.... 85.. ..78..71. ...64.. ..58 и  т. д.

        Второй - ошибки в десятках - характерен  главным образом для больных  с неустойчивым вниманием. Например:

93...86...69..62.....55...38 и т. д.

        4. Отыскивание  чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.

        Можно  отмечать количества чисел, найденных  обследуемым за каждые 30 с, либо  время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел.

       Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

 

 

        Для  большей наглядности результатов  исследования строится график, в  котором отражены показатели  продуктивности (например, количество  просмотренных знаков) и допущенных ошибок (например, количество неправильно зачеркнутых букв в корректурных пробах) в течение определенного интервала времени.

        Если  график медленно «растет» вверх  – инертность нервных процессов,  постепенная врабатываемость.

       Резкое снижение показателей к концу работы - слабость нервных процессов, утомляемость (проявление астении (при неврозах, психосоматических нарушениях и т.д.).

       Неравномерный  темп выполнения - истощаемость и  снижение работоспособности.

       При  органических поражениях головного  мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) - невысокая продуктивность, истощаемость  внимания, снижение работоспособности  при небольших нагрузках, наличие  ошибок.

       При  неврозах - выполнение заданий может  иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

       Модифицированная  таблица Шульте. Для исследования переключения внимания часто используется модифицированная красно-черная таблица Шуль-те, которая содержит 49 чисел (из них 25 черных и 24 красных). Испытуемый по очереди должен показывать цифры: черные – в порядке возрастания, красные – в порядке убывания. Эта таблица используется для исследования динамики мыслительной деятельности и способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Специфика изучения внимания у школьников с интеллектуальной недостаточностью

       Важным  моментом в изучении дизонтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития - усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка (…….Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей МГУ - 1985…). Так, например, к характерным проявлениям эпилепсии относят приступы расстройства настроения - дисфории. Для таких состояний типично внезапное, обычно ничем не мотивированное появление их и такое же внезапное прекращение. Чаще всего во время дисфории имеет место злобно-тоскливое настроение, намного реже повышенно-веселое. Ребенок неожиданно для окружающих становится мрачным, раздражительным, иногда отмечается тревожное беспокойство, страх, он всем недоволен. Попытки отвлечь, успокоить его ни к чему не приводят, ребенок может ответить на это резкостью, грубостью, агрессией. Длительность таких состояний от нескольких часов до нескольких дней.

      Мышление  отличается тугоподвижностью, замедленностью, вязкостью.

      Л.С. Выготский  считал, что в изучении аномального  развития, вскрывая его механизм, можно определить путь к дифференцированной  коррекции нарушения развития.

      Недостаточный  уровень развития навыков, умений  и знаний у ребенка с полноценной  нервной системой, но длительно  находящегося в условиях недостатка  информации, интеллектуальной, а часто  и эмоциональной депривации. В  социально-неблагополучных семьях (при хроническом алкоголизме  родителей, в условиях безнадзорности) может задержаться интеллектуальное  развитие ребенка и со здоровой  нервной системой.

Информация о работе Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития