Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет внимание, оно обеспечивает эффективность обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 71.54 Кб (Скачать)

Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами, которые  человек ставит перед собой в  той или иной деятельности. При  преднамеренном внимании не всякие объекты  привлекают внимание, а только те, которые  стоят в связи с задачей, выполняемой  человеком в данный момент; из многих объектов он выбираем те, которые нужны  в данном виде деятельности.

Организованность. При произвольном внимании человек заранее готовится  быть внимательным к тому или другому  предмету, сознательно направляет свое внимание на этот предмет, проявляет  умение организовать необходимые для  данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет  организовать работу на более или  менее долгое время, оно связано  с планированием этой работы.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но качественно от него отличается. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности. Ее выполнение уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности. Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий. Оно обладает устойчивостью произвольного и энергетической экономностью непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание – это то непроизвольное внимание, которое "рождается" из ранее организованного произвольного внимания. Так, иногда бывает трудно сосредоточить внимание при чтении книги, статьи, но вот ее содержание захватило, увлекло читателя, и он не заметил, как произвольное внимание перешло в послепроизвольное. Это самый продуктивный вид внимания, с которым связывается и наиболее эффективная интеллектуальная и физическая деятельность. Если у человека возникло послепроизвольное внимание, ему трудно переключиться на другой объект.

По характеру направленности выделяют: внешне направленное и  внутреннее внимание.

 Внешне направленное (перцептивное) внимание направлено на окружающие объекты и явления, а внутреннее – на собственные мысли и переживания.

По происхождению выделяют: природное и социально обусловленное внимание.

Природное внимание – это  врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни субъекта (прижизненно) в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

По механизму регуляции  выделяют: непосредственное и опосредованное внимание.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно  и который соответствует актуальным интересам и потребностями человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов.

По своей направленности на объект различают следующие формы  внимания:

сенсорное (направлено на восприятие),

интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),

моторное (направлено на движение).

 

По динамике интенсивности  различают: статическое  и динамическое внимание.

Статическим называется такое  внимание, высокая интенсивность  которого легко возникает в самом  начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения.

 Динамическое внимание отличается противоположными качествами; в начале работы оно не интенсивно; человеку требуется известное усилие для того, чтобы заставить себя быть внимательным к данному виду действий; он медленно втягивается в работу; первые минуты проходят у него в постоянных отвлечениях, и лишь постепенно и с трудом он сосредоточивается на работе.

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

а) отбор значимых (т.е. соответствующих  потребностям данной деятельности) воздействий  и игнорирование других – несущественных, побочных, конкурирующих;

б) удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного  содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

в) регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Внимание неразрывно связано  с сознанием в целом. Эта связь  раскрывается в наиболее известных  психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма. В качестве физиологического состояния внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других реакций. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания. Двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость вследствие сосредоточения на них всей двигательной активности.

В соответствии с теорией  А.А. Ухтомского, физиологической основой  внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного  мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и  вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П.Я. Гальперина, внимание является одним  из составляющих ориентировочно –  исследовательской деятельности. Оно  представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются результатом формирования новых умственных действий.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Особенности внимания лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Изучением внимания детей  с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных  специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной  функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отсталости является недостаток произвольного внимания».

В действительности интеллектуальная недостаточность - результат сочетания  многих условий развития. Как бы ни определять понятие «внимание», его противоположностью считается  необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Ошибки в связи с отсутствием  внимания к объекту деятельности отличаются от ошибок из-за непонимания, незнания, неумения. При непонимании, незнании и неумении ошибки носят  стабильный характер. При невнимании эти ошибки совершаются только, в  какие-то отрезки времени, то есть в  моменты отсутствия необходимого сосредоточения на объекте деятельности.

      С точки  зрения П.Я. Гальперина внимание  является одним из феноменов  ориентировочно - исследовательской  деятельности. Оно представляет  собой психическое действие, направленное  на содержание образа, мысли и  другого явления. Внимание играет  существенную роль в регуляции  интеллектуальной активности. Он  считал, что «внимание нигде не  выступает как самостоятельный  процесс, оно открывается как  направленность, настроенность, и  сосредоточенность любой психической  деятельности на своем объекте,  лишь как сторона или свойство  этой деятельности»[9].

 

     Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Полагают, что произвольное внимание у них вырабатывается с трудом (Леонгард Э. И.). Н. С. Осиповой также показано, что формирование навыков самоконтроля у умственно отсталых детей при чтении и письме, содержавших ошибки, отличается от такового же у нормальных детей. Самостоятельно проверяя текст, дети работают медленно и не замечают ошибок. Обучение детей поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок. Из этого делается вывод о том, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать.Изменение устойчивости внимания может быть связано с нарушением баланса возбуждения и торможения, т. е. преобладания либо одного, либо другого физиологического процесса (Певзнер М. С.).

Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности  к их удержанию постоянно обнаруживается у умственно отсталых детей. Они  смотрят и не видят, слушают и  не слышат. Воспринимая какой-либо предмет, они видят в нем меньше отличительных признаков, чем нормальные дети. Это одна из причин, затрудняющих их ориентировку вне дома, на улице, в малознакомых местах.

У детей, причина умственной отсталости которых кроется в  преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических  процессов происходит увязание в  многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем  материала. Узость поля внимания умственно  отсталого ребенка связана с  трудностью осуществления мыслительного  синтеза (Пиаже Ж.). Для расширения объема внимания необходима ассимиляция  все большего количества учитываемых  признаков, включение их в структуру  опыта, что требует сохранности  соответствующих механизмов. У умственно  отсталых индивидов нередко наблюдается  нарушение переключаемости внимания, т. е. расстройство перехода от одной  деятельности (задания) к другой, или  нарушение торможения предыдущих способов деятельности. В их деятельности часто  проявляются застревания или "соскальзывания" на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например, не могут сразу выполнять два задания: рисовать и рассказывать стихотворение.

Существует несколько  взглядов на причину этих нарушений:

1. Патологическая инертность  нервных процессов, нарушение  их подвижности.

2. Колебания психической  активности, являющиеся кратковременными  фазовыми состояниями в коре  головного мозга, которые обнаруживаются  в форме истощаемости психических  процессов и возникают при  церебрастении (Мандрусова Э. С.).

3.Неудачное воспитание, не  сформировавшее у детей навыки  самоконтроля, критичности и самообладания  и приводящие в связи с этим  к нарушениям внимания (Гальперин  П. Я., Кобыльницкая С, Л.).

4.Расстройство деятельности  медиобазальных отделов коры лобных долей головного мозга, в значительной степени формирующих внимание (Хомская Е. Д.).

Произвольное внимание у  умственно отсталых лиц, таким образом, нецеленаправленное, нестойкое, легко  истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших  усилий для фиксации.

У лиц с умеренной степенью умственной отсталости у всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности.

Внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим  объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев - трудной переключаемостью. Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте, который  в данный момент является предметом  рассмотрения. Постоянно используются яркие предметы и их изображения, краткие эмоционально-выразительные  пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п. Продолжительность  занятий весьма ограничена. Проявления основных свойств внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Особенно малый объем внимания и его кратковременность свойственны возбудимым дошкольникам. Эти дети крайне импульсивны и несосредоточены.

Дошкольники с характерной  заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.

Умственно отсталые школьники  младших классов также очень  невнимательны, что в значительной мере мешает их обучению, способствует появлению множества ошибок при  выполнении даже таких заданий, которые  по уровню развития их познавательной деятельности им вполне доступны.

Информация о работе Изучение внимания лиц с особенностями психофизического развития