Групповая сплоченность и психологический климат в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 48.98 Кб (Скачать)

Важнейшими  признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

— доверие  и высокая требовательность членов группы друг к другу;

— доброжелательная и деловая критика;

— свободное  выражение собственного мнения при  обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

— отсутствие давления руководителей на подчиненных  и признание за ними права принимать  отдельные значимые для группы решения;

— удовлетворенность  принадлежностью к группе;

— высокая  степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов группы;

— принятие на себя ответственности за состояние  дел в группе каждым из ее членов.                         Социально-психологический климат как качественная сторона межличностных  отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе.

        Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития  группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик  группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов[7].

Первые  эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой  теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен  Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И.Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятельности исследуется в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами, характеризующими уровень целостности (интегрированности) группы выступают плотность функциональных связей между ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы и т.д.

В рамках системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива (А Л.Журавлев и др., 1988) сформулировано положение о множественности (или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из этих процессов является ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований процессов дифференциации и интеграции, которая определяет, как правило, и смену стадии развития коллектива[4].

      Т. Ньюком использует понятие "согласие" (consensus) для анализа коллективной сплоченности, имея в виду сходство суждений индивидов в отношении объектов ориентации: "Под понятием "согласие" я подразумеваю наличие между несколькими личностями схожих ориентаций в отношении чего-либо".

     Уровнем согласия Т. Ньюком определяет сплоченность любого коллектива. Однако здесь согласие связывается лишь с частотой связей, и круг, таким образом, снова замыкается, а сплоченность вновь приводится к эмоционально-психологическим характеристикам. Коммуникация в любой форме, считает Ньюком, в своем следствии имеет рост степени согласия. Согласие определяется также одной из коллективных характеристик, характеризующих механизм образования норм, или способ трансляции нравов обычаев из поколения в поколение. Но и в таких случаях согласие находит связь с теорией взаимодействия и коммуникации. Поэтому, делая попытки измерить степень согласия, существующую между членами группы, операционально, исследователи, как правило, испытывают неудовлетворенность, так как вынуждены опять и опять анализировать число коммуникаций, их продолжительность и силы. Причиной такой неудовлетворенности является подход к изучению сплоченности, игнорирующий социальную основу процессов внутри группы, природу их деятельности.

     Так групповая сплоченность рассмотрена  большим количеством социальных психологов в первую очередь как  согласие и взаимная привлекательность, касательно главных объектов ориентации. На первый взгляд, с этим сложно поспорить. Однако, указав на сходство позиций  и установок среди членов коллектива как неотъемлемый ее признак, Т. Ньюком, Р. Бейлс, Г. Хомманс и другие психологи, тем не менее, по сути, игнорируют его в методологии исследования, говоря о том, что сходство позиций членов коллектива, в конечном счете, основывается на частоте их общения. Качественные характеристики коллектива определены последствиями и условиями коммуникативных актов, говорит Ньюком.

     Констатация того, что согласие - это условие  сплоченности индивидов, не вызывает сомнений. Вопрос заключается в другом: в отношении к чему есть необходимость согласия как источника сплоченности коллектива, что определяет само согласие, как его измерять, всели случаи согласия в отношении к тем или иным объектов ориентации должны и могут говорить о групповой сплоченности, наконец, как просматривается связь согласия с другими параметрами межличностных отношений.

     Концепция коллективной сплоченности, принятая традиционной социальной психологией, оказалась неспособной к решению  многих важных проблем групповой  динамики, что в той или иной степени признают сами исследователи[8]. 

     1.2. Особенности сплоченности и психологического климата группы в подростковом возрасте.

Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с  групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт  каждого ее члена.

Как уже было отмечено, отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

         Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На следующей  стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется  сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные  ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это  чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей  стадии в группе актуализируется  борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие  трудности. Развитие группы на этом этапе  может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может  расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает  конфликт. Но даже если лидер один, еще  не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и  отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

Таким образом, групповая динамика рассматривается  нами как совокупность динамических процессов, которые происходят в  единицу времени и знаменуют  собой движение группы от стадии к  стадии[6].

     Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» - физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму – условные знаки, свои клички, свои обряды, – например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.

Информация о работе Групповая сплоченность и психологический климат в группе