Групповая сплоченность и психологический климат в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .Царь..docx

— 48.98 Кб (Скачать)

Тема: Групповая сплоченность и психологический климат в группе.

     Введение

     В условиях организации современного общества постоянно растет интерес  к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Актуальность  данной проблемы диктуется запросами  практики, обусловленные усилившимся  в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными  проблемами эффективности организации  и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования  воспитательных и психотерапевтических воздействий. 

     Специальные научные исследования групповой  сплоченности начались в конце сороковых  годов текущего столетия с работ  известного американского исследователя  Л. Фестингера, давшего определение сплоченности как результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней. Научный интерес, вызванный описанной Л. Фестингером новой групповой характеристикой, ее глубокий теоретический и практический потенциал привели к лавинообразному увеличению количества исследований в рассматриваемой области. Последнее способствовало росту количества предлагаемых авторами определений сплоченности, зачастую несогласующихся между собой. Несогласованность результатов исследований объясняется сложностью и многогранностью объекта исследования. По словам У. Росс Эшби "всякая реальная "машина" имеет бесконечное число переменных, из которых разные наблюдатели (с различными целями) могут, исходя из своих соображений, делать бесконечное число различных выборов...".

    Разные аспекты групповой сплоченности изучали следующие ученые: сплоченность рассматривалась как результат ценностно-ориентационного единства членов группы (А.В. Петровский, В.В. Шпалинский, Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский, Д.М. Гвишиани и др.); как единство действий (поведения) составляющих ее индивидов (Ю.Л. Неймер, Ю.Е. Дуберман, А.И. Донцов, В.А. Бодров, Н.Ф. Лукьянова и др.); как проявление внутренне-психологического единства и целостности группы (Р.Х. Шакуров, Г.П. Предвечный, Ю.А. Шерковин, Л.И. Уманский и др.). В качестве объекта исследований выступала сплоченность летных экипажей (В.А. Бодров, Н.Ф. Лукьянова), производственных коллективов (А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, А.С. Леонавичус, Ю.Л. Неймер, А.М. Фуэнтес), ученических коллективов (Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник), коллективов вообще как групп высокого уровня развития (А.В. Петровский, М.А.Туревский, В.В. Шпалинскнй), воинских подразделений (Я.В. Подоляк, С.И. Съедин), комсомольских организаций (Л.И. Умайский, А.Н. Лутошкин), педагогических коллективов (Р.Х. Шакуров) и взаимоотношения в спортивной команде (Коломейцев Ю.А.).т. д.

       Принимая во внимание различность результатов проводившихся исследований и, безусловно, доверяя их научной чистоплотности, можно сделать вывод о том, что групповая сплоченность проявляется различным образом в зависимости от ситуации, в которой находится группа, специфики ее деятельности, коммуникативных качеств ее участников, уровня развития группы и т.п.

Объект : групповая сплоченность и психологический климат в группе.

 Предмет: групповая сплоченность и психологический климат в подростковом возрасте.

Цель : изучить особенности групповой сплоченности и психологического климат в подростковом возрасте.

Задачи:

1.  Провести теоретический обзор по проблематике;

2.  Выявить особенности групповой сплоченности  и психологического климата в группе подростков;

3. Провести психодиагностическое исследование и выявить особенности групповой сплоченности  и психологического климата в подростковом возрасте.

Основная  гипотеза исследования: в подростковом возрасте выявляются свои особенности групповой сплоченности  и психологического климата в группе. ТУТ Я НЕ ЗНАЮ ЧТО ПИСАТЬ.

Методы  исследования:

1.  Метод теоретического обзора литературы

2. Метод экспертной оценки

3. Психодиагностический метод

В качестве основных методик исследования использовались: ТАКИЕ МЕТОДИКИ ПОЙДУТ?

  1. Методика “Экспертная оценка сплоченности учебной группы”.
  2. Методика “Изучение психологического климата в учебной группе”.
  3. Методика “Определение индекса групповой сплоченности Сишора”.
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический  подход к изучению групповой сплочённости и психологического климата в группе

1.1. Понятие о групповой сплоченности и психологическом климате в группе. 

  Условия современной научно-технической революции оказывают большое влияние  на рост интереса к явлению сплоченности и социально-психологического климата группы. Совершенствование социально-психологического климата группы - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития группы и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.  
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов группы.  
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия[7].  
  Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

     Обобщение имеющихся исследований (А. А. Александров, 1997; Ж. Годфруа, 1992; К. Рудестам, 1993 и др.) позволяет выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю – нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
  • привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
  • квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
  • наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

       Причинами снижения групповой  сплоченности могут выступить: 

     - возникновение в группе мелких  подгрупп (это особенно вероятно  в группах, превышающих 15 человек;  впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику);

     - знакомство (дружба, симпатия) между  отдельными членами группы до  начала её образования – это  ведет к сокрытию от остальных  участников группы какой-то частной  информации, к стремлению защитить  друг друга и не вступать  в полемику, к отчуждению такой  диады от группы;

     - неумелое руководство со стороны  лидера, которое может привести  к излишнему напряжению, конфликтам  и развалу группы; Это предложение убрать??

     - отсутствие единой цели, увлекающей  и объединяющей участников, и  совместной деятельности; вялая  групповая динамика.

     Сплоченность  определяет успех групповой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии[2].

Социально-психологичекий климат — складывающаяся в группе нравственная (эмоциональная) атмосфера комфортная или дискомфортная.

         Факторы на него влияющие:

     1. Макросреда - общественная формация.

     2. Микросреда - нравственное окружение  личности.

     3. Индивидуальные особенности членов  коллектива.

     4. Характер руководства группой.

Социально-психологический  климат определяют как преобладающий  в коллективе относительно устойчивый психологический настрой участников группы, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Формируясь на основе эмоциональных и трудовых отношений в группе, индивидуальных ценностных ориентации, социально-психологический климат, в свою очередь, и сам определяет систему отношений членов  группы друг к другу, к своему труду, ко всем другим формам жизнедеятельности (к быту, досугу и др.)[3].

Существуют  несколько определений понятия  социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие  психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий  тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.( Кузьмин Е.С.)  

Б.Ф.Ломов  включает в понятие психологический  климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В.М.Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат- это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального. ( Шепель В.М., 1974)

Р.Х. Шакуров  рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных  особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и  для ее функционирования как самостоятельного объединения людей. ( Шакуров Р.Х. )         

По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический  климат - это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения и мысли от которых  зависит степень активности в  достижении целей, стоящих перед  группой. ( Платонов К.К., Казаков В.Г.)

В социально-психологическом  климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. ( Парыгин Б.Д. )

Анализ  различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий. 

Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что  он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни группы, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Достижение  высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно[2].

Здоровый  социально-психологический климат в группе медленно вызревает и  трудно поддерживается на необходимом  уровне. Состояние микроклимата в  коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных  условий.

Информация о работе Групповая сплоченность и психологический климат в группе