Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 00:20, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: учебная мотивация старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.
Проблема исследования: имеются ли различия в учебной мотивации у девушек и юношей старшего подросткового возраста.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1)Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме учебной мотивации в старшем подростковом возрасте.
2)Изучить структуру, сущность и функции учебной мотивации подростков.
3)Проанализировать особенности учебной мотивации девушек и юношей старшего подросткового возраста.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению. ……………………….7
1.2.Особенности мотивации учения подростков………………………………14
1.3.Гендерные психологические особенности ……………………………….17
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………22
2.1. Организация и методы исследования………………………………24
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования……………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

курсовая полная.docx

— 321.35 Кб (Скачать)

 

   Зарегистрировано  «____» _________________ 2013 г.

 

_____________________________________________

Подпись   (расшифровка подписи)

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

( Н И  У « Б е л Г У » )

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОГО ВОЗРАСТА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Педагогическая психология»

(название дисциплины)

 (ФИО полностью)

 

 

 

 

 

 

 

       Научный руководитель:

асс.каф. возр. и соц. псих.

Бойченко Янина Сергеевна

(ученая степень, звание, фамилия  инициалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1.МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7

1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учению. ……………………….7

1.2.Особенности мотивации учения подростков………………………………14

1.3.Гендерные  психологические особенности ……………………………….17

Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА………………………………………………22

2.1. Организация  и методы исследования………………………………24

2.2.Анализ  и интерпретация результатов  исследования……………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общество выдвигает достаточно высокие требования к подготовке личности, для того, чтобы нормально адаптироваться к социальной среде человек должен постоянно совершенствоваться, саморазвиваться, уметь творчески преобразовывать окружающую действительность. Такие требования выдвигаются ко всему возрастному диапазону людей, но, как правило труднее всего усваивать социальные нормы молодым слоям населения, стоящим только на пути взрослой жизни – подросткам. Вышесказанная потребность общества не может быть удовлетворена при несформированности у школьников – подростков интеллектуально-познавательной мотивации при изучении различных дисциплин, важно, чтобы  задачи, поставленные в ходе выполнения учебной деятельностью, были не только поняты, но и приняты учащимися, т. е были для него внутренне значимыми. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования учебной мотивации учащихся.

Проблемой мотивации занимались А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, А.К. Маркова. В 60-х годах Д. Б. Элькониным и В. В. Репкиным была разработана теория учебной деятельности (УД), основанная на концепции Л. С. Выготского, о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации, и открывает новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.

В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики, подчеркивается мысль о том, что с возрастом у школьников становятся заметнее изменения в их учебных мотивах. 

В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др.

В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков во всех сферах, в том числе и в различиях  учебной мотивации. Основы гендерных различий закладываются генетически и затем с раннего детства развиваются в семье и в общении с другими людьми, в результате чего дети учатся поступать в соответствии со своим полом, гендерным стереотипом, у них вырабатывается «гендеросоответствующее» поведение, отсюда следует, что мотивы учебной деятельности у мальчиков и у девочек так же имеют свою специфику.

Учет гендерного фактора при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса. Воспитатели, педагоги, родители, воспитывая и обучая детей, должны непременно учитывать их особенности, но в тоже время не следует забывать, что представителям разных полов свойственны общечеловеческие качества, которые свойственны и мальчикам и девочкам.

Проблема мотивации обучения была и будет актуальна всегда, так как она определяет эффективность осуществления учебного процесса, так с развитием общества предъявляются новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых.

Таким образом, большая практическая значимость и актуальность обусловили выбор темы, объекта и предмета данного исследования, и определили его замысел.

 

Объект исследования: учебная мотивация старшего подросткового возраста.

Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.

Проблема исследования: имеются ли различия в учебной мотивации у девушек и юношей старшего подросткового возраста.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1)Провести теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме учебной мотивации в старшем подростковом возрасте. 

2)Изучить структуру, сущность и функции учебной мотивации подростков.

3)Проанализировать особенности учебной мотивации девушек и юношей старшего подросткового возраста.

4)Выявить гендерные различия учебной мотивации у юношей и девушек. 

Гипотеза исследования: Уровень учебной мотивации девушек старшего подросткового и юношей того же возраста будет различаться, а именно уровень учебной мотивации девушек старшего подросткового возраста будет выше, чем у юношей того же возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы, было проведено исследование, в котором приняли участие 40 человек из них 20 юношей и 20 девушек старшего подросткового возраста. База исследования МБОУ СОШ № 40          г. Белгорода.

Основные методы:

1)Теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы.

2)Констатирующий  эксперимент, методы математической  статистики (среднее значение, стандартное  отклонение, t-критерия (Стьюдента), применением  компьютерных программ для обработки  данных – Excel и SPSS.

3)Психодиагностические  методики: « Методика диагностики  направленности учебной мотивации»  Т.Д. Дубовицкой, «Методика  направленности на приобретение знаний"  под редакцией Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой.

4)Сравнение, анализ результатов, обобщение, интерпретация.

Результаты исследования могут быть полезны педагогами и психологам с целью оптимизации учебно-воспитательных воздействий и гармонизации личности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1.Мотивы учебной деятельности: их виды и факторы, влияющие  на формирование положительной  мотивации к учению

 

«Мотив» (фр. Motif – побудительная причина) – это внутреннее побуждение к действию, с целью удовлетворения возникшей потребности. Мотив связан со стимулом, внешним побудительным фактором и, как правило, отражает его. Потребности, мотивы, цели – основные составляющие мотивационной сферы человека [15].

«Мотивация» – процесс действия мотива, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации и определяющая её деятельность. Формируется в процессе воспитания  [23].

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.

Давая характеристику мотивов учебной деятельности школьников, Л.И. Божович называла мотивами все побудители этой деятельности [3].

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов:  удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [10].

Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Мотивация представляет собой некую сложную систему, что также породило множество  подходов к пониманию ее структуры (В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, Б. И. Додонов, А. Маслоу) [8].

Понятие «структура мотивации» в отечественной психологии применяется, когда речь идет об иерархии мотивов, о выделении основных групп и подгрупп мотивов: мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (мотивация содержанием, мотивация процессом), мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

Что же касаемо учебной деятельности, то основным в  ней  является система мотивов, включающая в себя следующие компоненты:

- познавательные потребности;

- интересы;

- стремления;

- цели;

-мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Данная названная система мотивов и образует учебную мотивацию.

По мнению А.К.Марковой качества мотивов могут быть [4]:

- содержательными - прежде всего связанные с проявлением характера учебной деятельности ученика (чаще всего преобладает качества, как  самостоятельность, осознанность);

- динамическими- связанные с психофизиологическими особенностями ученика;

Учебная деятельность является многогранной, поэтому активность обучаемого имеет различные источники.

Обычно  выделяют три вида источников активности обучаемого:

- внешние;

- внутренние;

- личные;

К внешним источникам относят  ожидания, требования и возможности обучаемого;

К внутренним источникам относят стремление к одобрению и похвалы со  стороны учителя и взрослого;

К личным источникам относят  интересы, цели, стремление, эталоны обучаемого. Особое место в учебной мотивации занимает этот источник. Стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, стать лучше;

Взаимодействие именно этих трех источников учебной мотивации   влияет на учебную деятельность. Эти три источника неразрывно связаны между собой. Отсутствие одного из них приводит к дезорганизации учебных мотивов.

Обычно выделяют следующие факторы мотивации учения:

1. Обучение  ради обучения, без удовольствия  от деятельности или без интереса  к преподаваемому предмету.

2. Обучение  без личных интересов и выгод.

3. Обучение  для социальной идентификации.

4. Обучение  ради успеха или из-за боязни  неудач.

5. Обучение по принуждению или под давлением.

6. Обучение, основанное на понятиях и моральных  обязательствах или на общепринятых  нормах

7.Обучение  для достижения цели в обыденной  жизни.

8.Обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях [11].

Выступая в качестве средства обеспечения последующей трудовой жизни, сама учебная деятельность может управляться профессиональной мотивацией и ориентацией на достижение всё более высоких результатов [6].

Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью [4].

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах [18].

А.К. Маркова считает, что вышеназванные мотивы могут иметь разные уровни и проходить определённые этапы.

Информация о работе Гендерные различия учебной мотивации старшего подросткового возраста