Биологическое и социальное в природе человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что проблемы человека и личности занимают в системе современного психологического и педагогического знания одно из центральных мест. Разумеется, у психологов и педагогов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика.
В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфика биологии человека………………………………………………..5
2.Социальное в развитии психики человека…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературных источников……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

       Новый, более высокий уровень развития психики, достигнутый в результате первичной социализации, создает  возможность для дальнейшего  социального развития. К концу  дошкольного возраста создается  готовность к обучению, и оно становится ведущим фактором развития. Школьные годы жизни являются вторым этапом социального развития. На данном этапе  формируются те психологические  структуры субъекта учебно-познавательной деятельности и личности, которые  обеспечивают эффективность процесса обучения. Социальное воздействие приобретает  систематизированный характер, главным  содержанием которого являются объективные  закономерности науки.

       Раньше  для ребенка существовал мир  вещей, теперь перед ним  — мир  отношений и закономерностей  с их внутренней, строго научной  организацией.

       Школьный  период представляет собой этап становления  и только субъекта деятельности, но и личности. В это время формы  общественно направленного влияния  усложняются и носят как непосредственный (процесс общения со сверстниками и взрослыми), так и опосредованный, через различные каналы социального  воздействия (кино, телевидение, художественная литература и т. д.), характер. Формирование личностных свойств осуществляется на основе широкой ориентировки в  социальном окружении и посредством  усвоения нравственных эталонов поведения, создаваемых различными видами искусства.[6]

       В школьные годы складываются целостные  эффекты личности и субъекта деятельности: характер, общие и специальные способности, мировоззрение, целеполагание и мотивационно-потребностная сфера, профессиональная направленность, ценностные ориентации, произвольная саморегуляция поведения и деятельности. Эти сложные компоненты формирующейся личности как субъекта деятельности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь. Их становление происходит при условии реализации системы педагогических задач и средств, учитывающей психологическую сложность и возрастную динамику объекта и субъекта процесса обучения — школьника.

       В период взрослости происходит дальнейшее развитие человека. Оно связано со сменой социальных ролей в разных сферах общения, в различных видах практики и поведения. Решающая роль в формировании личностных качеств  взрослого человека принадлежит его трудовой, профессиональной деятельности. Ведь в ходе нее проявляется социальная значимость, сущность человека как представителя общества. «В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется сложнейшая — многомерная, многоуровневая и динамическая — система субъективно-личностных отношений». В период взрослости формируются те свойства, которые характеризуют зрелую личность. В изучении человека как личности Б. Г. Ананьев выделял, наряду со статусом, общественными функциями и различными ролями, мотивацией в зависимости от целей и ценностей, мировоззрение и всю совокупность отношений личности к окружающему миру, характер и склонности. Он подчеркивал, что «социальное формирование человека не ограничивается формированием личности — субъекта общественного поведения и коммуникации. Социальное формирование человека—это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности»[1]-стр43.

       Консолидация  основных психологических подструктур  человека, осуществляемая в школьном возрасте, в период взрослости усиливается и приобретает новый вид. Социогенез в этот период происходит в двух направлениях: в плане усиления интерструктуры разнородных компонентов субъекта деятельности, личности, и в плане усиления интраиндивидуальных отношений внутри этих отдельных подструктур. В связи с включением в разнообразные социальные сферы жизнедеятельности (профессиональный труд, обучение, семья, общественные и самодеятельные организации) в условиях самостоятельного выбора своего жизненного пути необходимы не только знания, но и выработка сознательного отношения к различным сферам жизни, формирование определенной позиции.

       Человек принимает то или иное решение  именно на основе учета определенной совокупности своих субъективных отношений  к разным сторонам окружающей действительности. В сферу субъективных отношений  включаются также отношения к  себе как субъекту социальных отношений  и как личности в целом. Основное значение изучения субъективных отношений  в их многообразных проявлениях  состоит в том, что они являются базовой системой свойств для построения других основных подструктур личности и субъекта деятельности, таких, как характер, высшие формы мотивационно-потребностной сферы.

       Взрослость  является периодом образования максимально  широкого, с точки зрения разнообразия, круга субъективных отношений, путем  включения личности в новые социальные ситуации — профессионально-производственные, учебные, семейные, общественные, спортивные и т. д. Усиление социальных связей и их многообразие создает принципиально новые возможности для развития личности. Многомерность самих отношений создает диагностические возможности для выявления степени выраженности гармоничности их развития и вместе с тем для определения внутренних условий становления личности в целом, во всех ее подструктурах. [1]

       Социальное  в человеческом развитии выступает  в многообразных проявлениях, представляя  собой процесс социализации индивидных свойств и становление новообразований  в виде таких сложнейших психологических  подструктур человека, как личность и субъект профессиональных видов  деятельности, познания и общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       В заключение после изучения литературы, материала можно сделать следующее  обобщение в рамках проблемы данной тематики: человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

       Все это характеризует человека как  биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного  и прежде всего следующими чертами:

       —производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда),

       —изменяет окружающий мир не только по мерке  своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого  мира, равно как и по законам  нравственности и красоты,

       —может  действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей  воли и фантазии, действие животного  же ориентируется исключительно  на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и  т.п.);

       —свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно  изменяет, планирует.

       Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует  человека. Он рождается с набором  биологических черт, присущих ему  как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

       Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства  социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

       Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют  биологическую и социальную природу  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературных источников

       1.Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации //Человек и общество / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева. Л.,Ч. 1971.

       2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ред. колл.: Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. М., 1977.

       3. Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1977.

       4. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека /Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.

       5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946

       6. Лурия  А. Р.,  Юдович Ф. Я.  Речь и развитие психических процессов  у ребенка. М., 1956.

       7. Человек. /Авт.-сост. Макарова Н. Е. – Мн.: Современный литератор, 2001.

       8. Эльконин Д. Б.  К проблеме периодизации психического развития детском возрасте  // Избр. психол.   труды / Под ред. В. В. Давыдов , В. П. Зинченко. М„ 1989. 
 
 
 

Информация о работе Биологическое и социальное в природе человека