Биологическое и социальное в природе человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы заключается в том, что проблемы человека и личности занимают в системе современного психологического и педагогического знания одно из центральных мест. Разумеется, у психологов и педагогов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К человеку обращаются различные науки, и не только науки, но и художественная литература, искусство, религия, публицистика.
В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфика биологии человека………………………………………………..5
2.Социальное в развитии психики человека…………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературных источников……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Реферат психология.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

       2 Социальное в развитии психики человека 

       Процесс социального развития человека носит  многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни в  различных направлениях. Социальное развитие начинается еще в раннем детстве, поскольку ребенок с  момента рождения находится в  социальной среде и с ней взаимодействует. Вначале процесс социального  развития выражается главным образом  в социализации индивидных форм, в  подготовке в дальнейшем формированию сложных форм психики. Но для того, чтобы социализация осуществлялась эффективно, необходимы также предпосылки  в виде естественных форм познавательной деятельности, темпераментных особенностей, сферы естественных потребностей, опыта  невербального эмоционального общения, ориентировочно  - исследовательской  активности различных нейродинамических  характеристик. Их специфика состоит  в том, что у ребенка сразу  же после рождения эти формы носят  незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в социальной среде. Кроме того, сами естественные формы  поведения, как  yжe подчеркивалось выше, носят исторический характер.

       Процесс социального развития есть результат  последовательного включения человека в различные системы социальных отношений. Наряду с факторами прямого, межличностного взаимодействия важное значение имеет совокупность общественных отношений (социальные, экономические и культурные факторы) в дошкольном периоде, который является первичной, непосредственной формой социального развития, можно выделить ряд качественно различных фаз или этапов этого развития.[1]

       Особенность первой фазы — новорожденности —  состоит в том, что она содержит предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм социального развития. Положение о том, что предрасположенность человека к социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человеческое существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по психологии раннего детства

       Вторая  фаза относится к младенческому  возрасту, когда формируется психологическая готовность к социализации па основе развития разноуровневой структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за исключением представления. При особой чувствительности к разнообразным воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающих удовлетворение жизненно необходимых потребностей ребенка, появляется целый комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность поведения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие  воздействии ребенка на взрослого в виде жестикуляции, голосовых, общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д. Б. Эльконину сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные действия. Эмоциональное общение в качестве основного фактора развития определяет специфику младенческого возраста. В этот ранний период жизни наряду с естественными формами психического развития закладываются предпосылки для формирования субъекта общения, познания, деятельности и личности.[8][6]

       Следующая, третья, фаза подготовительного периода  — преддошкольный возраст — характеризуется  тем, что на ее протяжении формируется основной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом — речевая деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная и практическая, предметно-манипулятивная активность способствуют образованию обобщенной и элементарной формы самосознания, собственного «я». Это начало построения социальных свойств как бы «сверху», с образования высших элементов личности и субъекта деятельности — самосознания, а не только «снизу», с развития их основы в виде индивидных свойств.

       К концу преддошкольного возраста «я» ребенка представляет собой весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших ндивидных и социальных характеристиках. И. М. Сеченов и вслед за ним Б. Г. Ананьев дали блестящий анализ процесса осознания ребенком самого себя, который развертывается у него параллельно с отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний.

       Процесс овладения речью в этот период представляет собой иерархическую  возрастную структуру, где идет одновременно разноуровневое развитие фонематического  слуха, слогообразование, построение слов и грамматических синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает  ускоренный темп формирования у ребенка  языковой системы в целом. Этот процесс  заканчивается в основном к трем годам.

       Речевая система представляет собой сложно многоуровневое образование, где на основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и развивается  новый функциональный системный  механизм, моделирующий объективную  языковую систему общества.

       Формируясь  в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и  познавательную функции, речь ребенка  служит средством выделения его  из социальной среды и в то же время является механизмом адаптации  его к требованиям социального  окружения путем самоограничения  своих желаний и потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны произвольно изменить поведение и затормозить свои непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого. [5]

       Это подготавливает ребенка к активному  восприятию многообразных воздействий  социального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начинается интенсивное социальное развитие психики.

       Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ребенка в дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда социально-психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организации при социализации психофизиологических функций, так и при формировании структурных образований личности, субъекта общения, познания, деятельности и индивидуальности в их первоначальном виде. Происходит переход психической эволюции на качественно новый путь социального развития. В этот процесс постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к возникновению целого ряда психологических эффектов посредством речевой деятельности, вносящей новый принцип в работу мозга.

       Под воздействием второсигнальных импульсов  и в контексте решаемых ребенком социально и личностно значимых задач, происходят значительные изменения чувствительности разной модальности. Важным элементом социализации в этот период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством общения и речи социально-фиксированных эталонов в виде овладения системой темперированных звуков, знания цветового спектра, набора геометрических форм.

       На  этой основе осуществляется упорядочение и систематизация сенсорного и перцептивного опыта в целом путем использования операций сличения и сравнения, группировки, классификации и сериации. Процессы восприятия становятся направленными, сознательно регулируемыми и мотивируемыми актами. Наблюдение в начале своего развития проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности, когда воспринимаемый объект связывается со словом, а чувственное и смысловое содержания перцепции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект познавательной деятельности.

       Наряду  с образной памятью, которая преобразуется  под влиянием социальных факторов в  том же направлении, что и перцепция, формируется и способность к запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления, образуется новый словесно-логический уровень решения мыслительных задач. Таким образом, усложнение познавательной сферы ребенка характеризуется тем, что в основных формах его психофизиологических функций образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни. Посредством речи происходит и формирование нового типа  регуляции психики и поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания, мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными способами и приемами, которые усиливают психическую деятельность, превращая ее в активный процесс, направленный на преобразование получаемых знаний. В результате к концу дошкольного периода создается принципиально новый познавательный аппарат, более совершенный с точки зрения требований социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального развития. Обширный и разнообразный комплекс психических изменений и преобразований в процессе социального развития свидетельствует о начале формирования новой психологической структуры субъекта познавательной деятельности в ее различных модификациях в виде складывания таких ее существенных составляющих, как целенаправленность и способность решать отдельно от практических перцептивных мнемических, мыслительные задачи с использованием разнообразных по составу операций.[6]

       Выделяются некоторые основные критерии или свойства, по которым можно осуществить размежевание естественного и социального в психическом развитии. К ним относятся: вербальность, произвольность, опосредствованность, — формирующиеся в процессе социализации природных форм психики и характеризующие высший уровень развития психических функции. Естественным же формам психического развития присущи противоположные свойства, такие, как невербальность, непроизвольность, непосредственность, которые хотя и сохраняют в ходе социогенеза свою относительную самостоятельность, но приобретают подчиненный высшему интеллектуальному уровню характер. Л. С. Выготский исходил из понимания детского развития как диалектического единства двух принципиально различных рядов (натурального и культурно-исторического). Основную задачу исследования он видел в адекватном исследовании одного и другого ряда и в изучении законов сплетения на каждой возрастной ступени.

       К психологическим эффектам социального  развития относятся личностные особенности, мотивационно-потребностная сфера, включающая ценностные ориентации, интересы и черты характера. Элементы личностной структуры начинают также формироваться  в дошкольный период, на первом этапе  социального развития. При этом наблюдается  тесная связь личностных эффектов и  тех глубоких изменений, которые  происходят в познавательной сфере  ребенка. Преобразованная под влиянием языковой системы психическая организация  необходима для осуществления социализации индивида, для формирования личности и субъекта познания, общения и  деятельности.[1]

       Отражение человеком социального окружения  включает различные физические, динамические и нравственные стороны облика и  поведения человека.

       Тем самым создается широкая характеризующаяся  информационной избыточностью основа для формирования первичных форм социальной ориентации. В это связи  намечаются два пути выработки указанной  ориентации.  Первый — это физические, темпераментные особенности как  основа формирования личности, они  проявляются и фиксируются ребенком главным образом в процессе непосредственного  взаимодействия с детьми и взрослыми. Второй путь связан с нравственными  качествами их усвоение обязательно  опосредованно общением со взрослыми. При этом физические возможности  определяются более точно, чем моральные  качества.

       В оценке последних ребенок часто  применяет понятия неадекватно  и  в очень общей форме. При  раскрытии содержания отдельных  личностных качеств дети используют различные способы.

       Они или называют конкретные случаи поведения (68— 46%) или дают объяснения обобщающего  характера (32—54%). Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает знания о нравственном поведении в категориальной форме, постепенно наполняя их конкретным содержанием путем отбора функциональных свойств, проявляющихся в реальных взаимоотношениях в группе. Такой путь значительно ускоряет нравственное развитие, но вместе с тем заключает в себе опасность отрыва нравственного знания от поведенческой практики ребенка в условиях недостаточности его собственного нравственного опыта.

       Личностные  эффекты формируются в результате сложного взаимоотношения, конвергенции процесса реального поведения и  взаимодействия ребенка с внешним  миром, включая социальное окружение, и процесса усвоения им норм, правил и нравственных критериев поведения. Поступки и действия ребенка санкционируются обществом, приобретая тем самым социальную ценность. Его поведение управляется взрослыми посредством нравственных критериев, оценок, норм, которые направляют отбор социально значимых актов. Однако к концу дошкольного возраста ребенок сам начинает давать нравственные оценки, что в конечном счете способствует их включению в качестве важных компонентов в структуру его первоначальных ценностных ориентации. Усваивая отдельные качества личности, он вслед за взрослыми пользуется общим критерием «хорошо—плохо» и посредством его осуществляет размежевание социально полезных и негативных поступков, действии.

       Различные свойства личности ребенка вначале  представляют собой непосредственные корреляты межличностных отношений, являясь психическими эффектами реальных взаимодействий его с детьми и взрослыми. Личностный компонент складывается в процессе взаимной социальной адаптации и усвоения детьми требований, предъявляемых взрослыми к различным видам деятельности и поведения. В результате уже к пяти годам у ребенка появляется определенная позиция в группе; происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу.[6]

       К концу дошкольного возраста психологические  эффекты (речь, ценностные ориентации, интересы, черты характера) сами начинают выступать в качестве внутренних факторов, положительно влияющих на ход адаптации ребенка к социальной среде. В силу глубоких и разнокачественных преобразований, которые неизбежны по мере вхождения ребенка в социальное окружение, период до 6—7 лет можно считать первичным этапом социального развития. В то же время раннее детство является критическим переходным периодом, когда интенсивно развертывается многофазный процесс создания необходимых предпосылок для последующего формирования социальных психологических эффектов человеческого поведения и деятельности.

Информация о работе Биологическое и социальное в природе человека