Бессознательное и сознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:53, реферат

Краткое описание

Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.

Структура личности по Ассаджиоли включает:

- низшее бессознательное;

- среднее бессознательное (предсознание);

- высшее бессознательное (супербессознательное);

- поле сознания;

- сознательное Я;

- высшее Я;

- коллективное бессознательное.

Файлы: 1 файл

психосинтез Ассаджиоли.docx

— 47.43 Кб (Скачать)
lign="justify">Я хозяин своих ролей, а не раб их».

Здесь в какой-то мере применяются бихевиористские  приемы -подбор нужной и устранение ненужной роли методом проб и ошибок (стимул-реакция) с положительным и отрицательным подкреплением.

Ну и, разумеется, здесь, как и в других упражнениях  психосинтеза, постоянно присутствуют элементы ролевой терапии, имаготерапии и психодрамы. Тут нельзя сказать, кто из великих психотерапевтов и что позаимствовал у другого. Почти все классики психотерапии жили и создавали свои направления и школы почти в одно и то же время и под влиянием одних и тех же идей (важной роли бессознательного в формировании неврозов и защитных механизмов, объяснительных фикций, субличностей, ролей и т.п.).

Поэтому, несмотря на выдающиеся, вполне самостоятельные  достижения каждого из терапевтических (и в первую очередь -психоаналитических) направлений, я глубоко убежден, что с практической точки зрения в них больше общего, чем различного.

Отождествление  с центром Я

К этому упражнению переходят только после успешного  выполнения предыдущих: разотождествления себя с элементами личности (телом, эмоциями, интеллектом и т.п.), с субличностями, с ролями.

Осознав такое  разотождествление, клиент должен осознать сущность своего истинного Я как  центра чистого самосознания и воли. Должен поверить в его стабильность и силу.

Он говорит (внушает) себе: «Из этого центра я могу трезво наблюдать и контролировать мое тело, эмоции, интеллект, направляя и изменяя их активность по моей воле».

Путем постоянных подсобных упражнений по разотождествле-нию себя с различными элементами процесс обретения чистого Я становится все более послушным и быстрым, сокращая подготовительные стадии.

Это упражнение помогает быстро разотождествляться даже с сильно мешающей эмоцией, как бы отстраняя ее от себя, позволяя взглянуть на нее более холодно, со стороны.

Формирование  нужного качества

Обычно это  упражнение используется для формирования спокойствия, однако может применяться и для развития других качеств, потребностей, манеры поведения.

Для формирования спокойствия рекомендуется сесть  комфортно, максимально расслабиться.

Это упражнение быстрее и эффективнее получается у тех, кто овладел аутотренингом и другими процедурами психомышечной саморегуляции. Здесь включается и процедура успокоительного дыхания, и элементы имаготерапии, то есть представление своего максимально спокойного образа в приятной и спокойной обстановке.

Когда вы научитесь  достаточно быстро и четко вызывать в своем воображении образ  «спокойного и уверенного себя самого», постарайтесь вспомнить человека или обстоятельства, выводящие вас из спокойного состояния, но на этот раз попытайтесь остаться максимально спокойным. Вызывайте в своей памяти эти и другие беспокоящие вас объекты, тренируя свою «непробиваемость», постепенное снижение тревожности и других мешающих вам эмоций. Это близко к бихевиористскому приему систематической десенсибилизации - притупления чувствительности (см. бихевиористская терапия).

Задание

Придумайте  по аналогии сами несколько упражнений на формирование других нужных качеств.

Все свои успехи и трудности постоянно анализируйте в рабочей тетради и периодически обсуждайте с психотерапевтом.

Формирование  идеальной личности

Повторяйте  уже освоенное разотождествление  с различными элементами до возникновения  состояния чистого Я.

Постарайтесь  как можно четче ощутить это  состояние и как можно дольше удержать его.

Создайте  в своем воображении образ  того идеального Я, каким вы мечтали бы себя видеть. Однако помните, что этот образ не должен слишком отрываться от вашего реального внешнего и внутреннего (хотя и лучшего) облика. То есть вы должны представить не просто образ идеального человека, а именно образ своего лучшего Я, того, как вы бы хотели выглядеть и вести себя; чувствовать и мыслить.

Как можно  глубже прочувствуйте «себя лучшего».

Опишите в  рабочей тетради этот образ как  литературного героя, от одежды и внешности до внутренних мыслей и чувств. Постарайтесь нарисовать его.

На этом этапе  важно почувствовать, что представленная вами модель одновременно совершенна и реалистична (то есть в пределах ваших же лучших возможностей).

После этого  начинайте путем многократных сеансов (которые вы можете проводить самостоятельно с закрытыми глазами) вживаться в образ своего идеального Я, сливаться с ним, становиться одним целым. Ассаджиоли рекомендует повторять это упражнение ежедневно, прямо в постели, сразу после того, как вы проснулись и еще не «заразились» суетой повседневных тревог и забот. Завершать каждое такое упражнение надо решительным самовнушением, что вы будете действовать, мыслить и чувствовать в соответствии с образом вашего лучшего Я независимо от складывающихся обстоятельств.

Очень важно  быть заранее готовым к тому, что  не все сразу будет получаться гладко, поэтому полезно вести  рабочую тетрадь, в которой накапливать  положительный опыт, и анализировать  причины временных неудач и срывов с «высоты своего лучшего Я».

Как мы уже  говорили, это упражнение и его модификации в настоящее время широко используются как самостоятельный психотерапевтический метод имаготерапия (от англ. image - образ).

Аналогичные подходы по вживанию актера в образ  применял К.С.Станиславский, с той  разницей, что актер вел поиск  не в сторону своего лучшего  Я, а в сторону наиболее органичного воплощения своего Я в роль своего героя (который мог оказаться не только положительным, но и отрицательным) Однако психофизический механизм такого воплощения здесь тот же, что и у Ассаджиоли.

Синтез

Некоторые специалисты  считают это упражнение самостоятельным, другие видят в нем завершающую часть предыдущего упражнения по формированию идеальной личности.

В основе этого  упражнения лежит подчеркнутое еще  Адлером стремление каждого человека к обретению внутренней гармонии.

Для этого  Ассаджиоли предлагает сначала обнаружить в себе противоречивые чувства и  качества личности, а затем начать работу по их примирению.

Мы нередко  можем обнаружить в себе и в  других (особенно в период юности и  молодости) чередование черт грубости и сентиментальности, цинизма и возвышенных чувств, любви и ненависти, уважения к себе и самоуничижения, застенчивости и наглости. Ассаджиоли считает, что гармония личности может быть обретена только примирением этих полярностей, а не предпочтением одной из них за счет вытеснения другой.

Ведь Ассаджиоли был последовательным учеником Фрейда и считал, что именно вытесненные  из сознания нежелательные для нас  чувства, мысли и образы самих  себя и являются главными причинами  формирования и углубления неврозов.

Для примирения наших «полярностей», противоположностей в психосинтезе применяется много  упражнений.

Одно из начальных, наиболее простых и популярных упражнений - рисование образов своих собственных противоположностей.

Для этого  вы берете чистый лист бумаги, делите его  на две половины.

На одной  половине символически изображаете  одно из противоположных ваших чувств, настроений, восприятии себя, а за чертой -их «полярности».

Затем, внимательно  вглядываясь (и психологически вживаясь) то в одну полярность, то в ее противоположность, начните искать в них что-то общее  или хотя бы «примиряемое».

Теперь ниже нарисуйте символическое взаимодействие этих противоположных образов: дерутся, ругаются, угрюмо молчат, жмут друг другу  руки, играют в мяч друг с другом или в одной команде, помогают друг другу и т. п.

Неоднократно  применяйте это упражнение, стараясь находить с каждым разом все больше вариантов взаимодействия и все  меньше раздоров.

Старайтесь  с позиции одной стороны понять другую, ее точку зрения, переубедить или хотя бы убедить в необходимости поиска мирных решений - ведь поле их битвы вы сами, а результаты- ваши страдания и проблемы в общении как с собой, так и с другими.

На обороте  этих рисунков (в вашей рабочей  тетради) ведите записи всего того, что вы чувствуете и думаете в процессе этой работы.

Такой анализ позволит быстрее выявить типичные повторяющиеся ошибки и провоцирующие их ситуации, продумать решения по предотвращению таких ситуаций, поиску разумных компромиссов.

Информация о работе Бессознательное и сознательное