Бессознательное и сознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:53, реферат

Краткое описание

Сам Ассаджиоли считал, что где классический психоанализ заканчивается (найдя причину невроза), психосинтез только начинается, помогая сложить разложенные части личности в более совершенную комбинацию, при этом напоминая, что сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста, но не более того.

Основные подходы психосинтеза Ассаджиоли лучше всего понять, рассматривая предложенную им структуру личности.

Структура личности по Ассаджиоли включает:

- низшее бессознательное;

- среднее бессознательное (предсознание);

- высшее бессознательное (супербессознательное);

- поле сознания;

- сознательное Я;

- высшее Я;

- коллективное бессознательное.

Файлы: 1 файл

психосинтез Ассаджиоли.docx

— 47.43 Кб (Скачать)

Вдумчивое ведение  записей и их последующий анализ помогают отделить главное (то, над чем надо сконцентрировать работу в первую очередь) от второстепенного.

Ведение и  периодический анализ рабочей тетради  позволяет лучше познать самого себя, стать откровеннее с самим  собой, а значит, и быстрее выявить  истинные причины проблем и наметить более четкие пути их решения.

Добавлю, что  регулярное ведение аналитических  записей уже само по себе хорошая рациональная терапия. Создается ощущение собственной действенности на пути решения проблем, а разложение этих проблем на составные части ведет к их «разминированию».

Это созвучно информационной теории эмоций В.П.Симонова. согласно которой сила эмоциональных переживаний уменьшается по мере повышения информированности индивида о причинах и содержании этих переживаний («не так страшен черт, как его малюют» нам наши эмоции и фантазии).

Можно сказать, что здесь метод рациональной психотерапии (стремление взглянуть на ситуацию не эмоционально, а рационально) естественно комбинируется с бихевиористскими приемами систематической десенсибилизации, то есть притупления психотравмирующих эмоций путем их систематического (контролируемого) рассмотрения со стороны.

Ваши  возможности

Это упражнение строится на контрасте ощущения положительных и отрицательных переживаний.

Для этого  найдите тихое спокойное место. Постарайтесь максимально расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей.

Начинайте не спеша, поочередно включать воображение, стараясь как можно ярче представлять различные проявления сильных отрицательных эмоций, таких, как физические и душевные страдания, злоба, гнев, тревога, одиночество, безнадежность и т.п.

Затем - по контрасту  с испытанными переживаниями - постарайтесь резко переключить свое воображение на такое же яркое олицетворение таких понятий, как радость, любовь, счастье, разум, творческое вдохновение, стремление к совершенству и т.п.

Почувствуйте  и убедите себя в том, что так  же как ваше воображение переключилось с отрицательных эмоций на положительные, так и вы сами можете начать последовательно отстраняться от ваших страданий, продвигаться в сторону использования ваших способностей и возможностей самосовершенствования и достижения лучшей жизни.

Анализируйте  ваши эмоции, успехи и временные  трудности в рабочей тетради.

Кто я?

Как уже говорилось, основополагающую часть психосинтеза составляет постоянно совершенствующийся самоанализ. Он включает уточнение своих не только положительных, но и отрицательных черт и особенностей их проявления.

Суть данного  упражнения состоит в том, что, выбрав спокойное уединенное место, вы не спеша  начинаете отвечать себе на вопрос «Кто я?»

Задав в окружающей тишине и в тишине собственной  души этот вопрос, не спешите на него ответить готовыми формулировками, а начните постепенно проявлять свой образ из тумана ваших противоречивых взглядов на него.

Помогайте себе зрительной фантазией, видя свое лицо, осанку, одежду, движения как бы со стороны.

Затем постарайтесь поярче выразить какую-либо свою черту, утрируя, как в пантомиме.

«Доверьтесь мудрости своего тела», - говорил Ассаджиоли, считавший, что мимика и жесты нередко лучше выражают истинную сущность человека.

Процесс самопознания достаточно длительный и предполагает регулярное ведение и анализ ваших  записей.

Мы дополняем  это упражнение «Кто я?» просмотром рисунков самого себя или, вернее, выражения своих определенных черт характера, фотографий, видеозаписей, прослушиванием своего голоса.

Для объективизации представления о себе мы добавляем  также упражнения «Я глазами других» и «По делам их судите их».

Имея некоторую  фантазию, вполне доступно представить  себя глазами тех, кто вас хорошо знает, вспомнить их положительные  и негативные оценки вашего характера  и поведения и постараться  с максимальной объективностью проанализировать их. Даже если вы не согласны с какими-то оценками, подумайте, не дали ли вы повод  для них. В общем, постарайтесь временно «влезть в шкуру» другого человека, а свой образ отделить от себя и  начать рассматривать его с точки зрения и правоты этого человека. Это очень полезное упражнение в семейной конфликтологии.

Этому упражнению хорошо помогает следующее - «По делам  их судите их».

Оценивая  свое отношение к другим и их отношение  к себе, проанализируйте, насколько  ваши реальные поступки подтверждали ваши мнения о том, что вы кого-то любите или не любите, о том, что кто-то вас любит или не любит.

Проанализируйте свое отношение к делам, свою активную или пассивную жизненную позицию  ответом в соответствии с пословицей «Кто хочет (делать дело или помочь другому), ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». Честный ответ на этот вопрос и покажет вам ваше истинное отношение к делам и к людям (а также их отношение к вам).

Разотождествление

Исходное  положение то же самое - нужно найти  тихое уединенное место, удобно сесть, расслабиться, постараться отвлечься от посторонних чувств и мыслей и настроиться на данную работу.

Дальше в  полной душевной тишине вы четко произносите  про себя:

«У  меня есть тело, но я  не тело.

Я хорошо отношусь к  своему телу, слежу  за его чистотой и  здоровьем, но я -не только тело».

Теперь закройте глаза и четко несколько раз  подведите итог вашим рассуждениям одной краткой фразой:

«У  меня есть тело, но я  -не тело».

После определенной паузы, во время которой вы как  бы вновь освобождаетесь от всех эмоций и мыслей, приступаете к прочувствованию  следующей фразы:

«У  меня есть чувства, но я - не чувства.

Я имею разные сильные  чувства, они меняются от радостных до неприятных, от любви до вражды, но мое истинное Я не меняется вместе с ними.

Чувства приходят и уходят, а мое Я - остается».

Закройте  глаза и резюмируйте итог этого  этапа, внушая себе мысль:

«У  меня есть чувства, но я-не чувства».

То же самое  проделайте по отношению восприятия своего интеллекта, подчеркивая разными фразами, что ваш интеллект может совершенствоваться, изменяться, направляться на разные объекты, тогда как ваша сущность остается неизменной.

Резюмируйте построение фразы самовнушения:

«Я  обладаю интеллектом, но я-не интеллект».

При постоянном повторении этого упражнения ассоциативные  связи закрепляются, и их промежуточные  звенья смогут быть опущены, как при  аутотренинге.

Вы научитесь  достигать нужного вам разотождествления, употребляя лишь резюмирующие фразы:

«У  меня есть тело, но я  -не тело.

У меня есть чувства, но я -не чувства.

У меня есть интеллект, но я - не интеллект».

Исходя из наших практических наблюдений, мы стали применять несколько другой перевод этих завершающих фраз, которые рекомендуем произносить (про себя или вслух ) с пафосом:

«Я  хозяин, а не раб  своего тела.

Я хозяин, а не раб  своих чувств.

Я хозяин, а не раб  своего интеллекта».

Возможно, ортодоксы  психосинтеза осудят нас за такой  вольный перевод, но мы исходили из демократического выбора самих клиентов. Некоторые из них длительное время держались за классический перевод, но потом все же предпочли наши формулы. Мы понимаем, что наш перевод вносит и другой психологический настрой, и поэтому не претендуем на то, что это то самое упражнение, которое Ассаджиоли называл «Кто я?», а наша творческая модификация, показавшая свою практическую эффективность.

Субличности

Выделите  поочередно ваши основные субличности: Ребенка, Родителя, Супруга, Друга, Начальника, Подчиненного, Специалиста в своей области, Обладателя какого-то хобби (филателиста, меломана, туриста т.п.).

Не спеша  постарайтесь вжиться в образ  и состояние каждой из этих субличностей, почувствовать ее, взглянуть ее глазами  на мир, на людей, на себя, на другие субличности.

Постарайтесь  критически проанализировать каждую из ваших субличностей: чем она вам помогает, а чем мешает.

В этом месте мы советуем клиенту попросить  свои другие субличности  критически высказаться  в адрес этой субличности.

Например, две  субличности, любящие одновременно и свою мать, и своего мужа (которые  не симпатизируют друг другу), могут  поспорить друг с другом. При грамотном  психотерапевтическом руководстве такой спор позволит каждой из субличностей объективней увидеть свою и чужую правоту или необъективность и учесть это. Психотерапевт поможет вам лучше использовать преимущество каждой из субличностей и нейтрализовать или начать уменьшать ее вредное влияние на другие субличности. Постарайтесь примирить субличности под руководством лучшей из них.

Восхождение. В саду

Эти упражнения имеют много общего. Вы представляете  субличность, с которой работаете либо в процессе восхождения на горные вершины среди красивых пейзажей, либо когда она наслаждается красотой и ароматом цветов в прекрасном саду.

В обоих случая вы стараетесь создать для своей  субличности светлый, эстетически  высокий настрой, способствующий максимальному раскрытию в ней ответных светлых и высоких чувств. Кроме того, при восхождении к этому добавляется (по мнению французского психолога Дизоля) «акт подъема на высший уровень существования», как бы противоположный всему низменному и деградирующему.

Прочувствовав свои субличности в таких возвышенных  условиях, проанализируйте их, запомните эти высокие ощущения, постарайтесь закрепить и постоянно совершенствовать их в себе.

В этом вам  поможет ваш постоянный самый  доверенный собеседник - рабочая тетрадь.

Я не роль

Это упражнение, так же как и большинство предыдущих, направлено на разотождествление с элементами личности или дез-идентификацию с субличностями.

Терапевтическая идея та же самая - дать понять и почувствовать клиенту, что он может отделиться от мешающих ему состояний и моделей поведения, что они не вросли в него «намертво» и что он не обязан тащить их как крест всю жизнь.

Следует постоянно  помнить, что не надо лечить то, что  не болит. То есть анализировать, вычленять, разотождествлять (в смысле отделять от себя) нужно не все, что попало, а лишь то, что мешает клиенту настолько, что он сам с этим справиться не может и обращается за помощью к специалисту-психотерапевту.

Терапевт  показывает клиенту, что неудовлетворяющие, травмирующие его взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыграть и по-другому.

Так с помощью  психотерапевта разрушается (или корректируется) неудачная роль и создается более  приемлемая. Клиент начинает сознательно  играть ту роль (родителя, супруга, ребенка, сотрудника), которая его мучила. Убеждается, что это лишь роль, которая  может быть сыграна и по-другому. Отделяет свою сущность от роли.

Мы советуем заканчивать это упражнение утверждением-самовнушением:

«То, что мне сейчас во мне не нравится,

не  является моей неизменной сущностью.

Это лишь одна из ролей,

которую я могу сыграть по-другому

или отказаться играть вообще.

Информация о работе Бессознательное и сознательное