Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

во-первых, необходимо выяснить, что такое стресс и основные причины его возникновения.

Во-вторых, выяснить, как можно бороться со стрессами, но для этого необходимо узнать, как он влияет на человеческий организм.

В-третьих, выяснить, какие существуют методы профилактики стресса. Рассмотреть понятие аутогенного менеджмента, основной задачей которого является борьба со стрессами.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исследования стресса в литературе……………………………………5

Глава 2. Стресс в жизни и на работе.

2.1 Причины и источники стресса……………………………………………...13

2.2 Стрессовое напряжение……………………………………………………..18

Глава 3. Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса.

3.1 Представление об аутогенном менеджменте………………………………22

3.2 Профилактика стресса в производственных ситуациях на примере спортивно-культурного комплекса «Олимп»……………………………….....30

3.3 Практика преодоления стресса для спортивно-культурного комплекса «Олимп»………………………………………………………………………….36

Заключение………………………………………………………………………41

Список используемой литературы……………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Управление стрессами. Аутогенный менеджмент..doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

     Следовательно, стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

     В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

     В этой связи человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Стрессовое напряжение. 

     Подавляющее большинство стрессов вызывается психологическими причинами, каждая из которых содержит две составляющие. Одна из них —  ситуация, которая вызывает стресс, вторая — отношение человека к  этой ситуации. Стрессовую реакцию  запускает не столько то, что происходит с человеком, сколько то, что он об этом думает, т.е. чаще всего причиной стресса являются мысли самого человека.

     Следовательно, стресс – это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения.  Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

     Среди признаков стрессового напряжения можно выделить следующие:

     - невозможность сосредоточиться на чем-то;

     - слишком частые ошибки в работе;

     - ухудшается память;

     - слишком часто возникает чувство  усталости;

     - очень быстрая речь;

     - мысли часто улетучиваются;

     - довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);

     - повышенная возбудимость;

     - работа не доставляет прежней  радости;

     - потеря чувства юмора;

     - резко возрастает количество  выкуриваемых сигарет;

     - пристрастие к алкогольным напиткам;

     - постоянное ощущение недоедания;

     - пропадает аппетит – вообще  потерян вкус к еде;

     - невозможность вовремя закончить  работу19.

     Благодаря данным признакам можно своевременно обнаружить стрессовые симптомы организма  и внимательно изучив и проанализировав  можно определить исходящею причину.

     Причины стрессового напряжения чаще всего определяются следующими критериями:

     - гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности;

     - вам постоянно не хватает времени  – не успеваете ничего сделать;

     - вас что-то или кто-то подгоняет,  вы постоянно куда-то спешите;

     - вам начинает казаться, что все  окружающие зажаты в тисках  какого-то внутреннего напряжения;

     - вам постоянно хочется спать  – никак не можете выспаться;

     - вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали  за день;

     - вы очень много курите;

     - потребляете алкоголя больше, чем  обычно;

     - вам почти ничего не нравится;

     - дома, в семье, у вас постоянные  конфликты;

     - постоянно ощущаете неудовлетворенность  жизнью;

     - влезаете в долги, даже не  зная, как с ними расплатиться;

     - у вас появляется комплекс неполноценности;

     - вам не с кем поговорить  о своих проблемах, да и нет  особого желания;

     - вы не чувствуете уважения  к себе – ни дома, ни на  работе20.

     Вероятно, здесь приведены не все причины  стрессового напряжения. Каждый человек  должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма, так как любая, даже на первый ызгляд незначительная мелочь может привести к стрессу.

     Для последующего представления об управлении стрессами необходимо рассмотреть вопросы, отражающие отношение человеческого организма к стрессовым ситуациям, разобрать как человеческий организм реагирует на стресс.

     Существует  следующее представление о возможных  реакциях организма человека на стресс:

     1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. сам стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая «плохая адаптация». Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Следовательно, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний21.

     2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей22.

     3. Активная защита от стресса.  Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду  или огороде, коллекционирование и т.п.)23.

     4. Активная релаксация (расслабление), что повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция распространена в психологии или людей увлекающихся восточной культурой. Считается наиболее действенными методом в профилактике управления стрессами.

     Следовательно, в нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс – даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются.  Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее – готовность противостоять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса.

     3.1 Представление об  аутогенном менеджменте. Способы контролировать стресс. 

     Возрастающая  интенсивность и напряженность  современной жизни проявляются  на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций. Накапливаясь, они вызывают выраженные и длительные стрессовые состояния. В свою очередь это ведет к увеличению риска развития целого ряда заболеваний - так называемых "болезней стресса". Если раньше к традиционным "болезням стресса" относили некоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, а также невротические состояния, то в настоящее время даже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современного человека могут быть в той или иной степени вызваны стрессом.

     Стрессовые  состояния, помимо угрозы здоровью, существенным образом снижают у сотрудников  успешность и качество выполнения работы, повышают текучесть кадров (даже, несмотря на вероятность лишиться работы в условиях растущей безработицы), снижают удовлетворенность трудом, деформируют личностные и характерологические качества человека. Переживание острых и хронически неблагоприятных функциональных состояний приводит к снижению творческого потенциала сотрудников.

     В последние годы усилился интерес  к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже  на основе использования способов саморегуляции  и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний.

     Для этих целей и была сформулировано и представлено новое учение под  название аутогенный менеджмент, которое включает в себя весь опыт, отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер; «учись управлять собой!» - вот главный девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические учения и обряды.

     Менеджмент  происходит от английского слова management ( от manage — управлять), совокупность принципов, методов управления фирмой (шире –  экономикой), направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала фирмы24. Менеджмент тесно связан с оптимизацией использования фирмой таких ее ресурсов, как персонал, оборудование, методы деятельности, материальные ресурсы и денежные средства.

     Аутогенность  – метод психотерапии, основанный на самовнушении25.

     Из  данных определений можно сделать  вывод, что аутогенный менеджмент –  это совокупность определенных принципов  и методов управления, основанных на внушении и самовнушении для максимального использования внутреннего потенциала управляемой организации, т.е. управление с использованием психотерапии.

     Аутогенный  менеджмент изучает влияние стресса  на организм человека внутри организации и основной его задачей является борьба со стрессами. Под борьбой со стрессами подразумевается как сама борьба со стрессами, так и методы профилактики стрессов.

     Типичной  задачей для аутогенного менеджмента по профилактике неблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степеней эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, часто возникает необходимость на фоне нормализации состояний (главным образом за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного типа состояний - состояния высокой работоспособности.

     Среди множества разработок наиболее оптимальной  представляется универсальная форма построения занятия по психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека, занятия которой условно делятся на несколько модулей26:

     - релаксация;

     - аутотренинг;

     - психокоррекция;

     - медитация;

     - мотивация.

     Понятие «релаксация» происходит от латинского - уменьшение напряжения, расслабление.

     Находясь  в состоянии релаксации человек  способен ускорять перестройку некоторых  биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторых участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и другого.

Информация о работе Аутогенный менеджмент и способы предотвращения стресса