Архетипы К.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

Оглавление

Введение. ---------------------------------------------------------------------------- 3
1. Структура личности человека. --------------------------------------------- 4
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и их значение для творчества. ------------------------------- 7
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность. ------------------------------ 7
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------ 9
2.3. Архетипы и творчество. ---------------------------------------------- 13
Заключение. ------------------------------------------------------------------------ 17
Сноски. ------------------------------------------------------------------------------ 18
Литература. ---------------------------------

Файлы: 1 файл

Антропология.Архетипы К.Г.Юнга.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Архетипические  образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства. Архетипы несут в себе заряд мощной творческой энергии. Великий художник — это человек, умеющий извлекать эту энергию и передавать древнее очарование архетипов через современное ему искусство. Архетип — это фигура демона, человека или события, повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия. Это, прежде всего, мифологическая фигура, которая является итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. В каждой такой фигуре или образе кристаллизовалась частица человеческой психики и человеческой судьбы, частица страдания и наслаждения —• переживаний, несчетное число раз повторявшихся у бесконечного ряда предков.

Неудивительно, считал Юнг, если встретив типическую ситуацию или увидев произведение искусства, где ярко выражены архетипические мотивы (герой, побеждающий дракона; сын, нашедший своих родителей; несчастная девушка, которую полюбил прекрасный принц), мы внезапно ощущаем неподдельную радость, нас захватывает неодолимая и притягательная сила. В такие моменты мы — уже не индивидуальные существа, мы — род, голос всего человечества, просыпающийся в нас.

Все наиболее действенные  идеалы всегда суть более или менее откровенные варианты архетипа: родина в образе матери, мудрость в образе пожилого мужчины или старца-основателя и т.д. Архетип подобен так называемой «мистической причастности» первобытного человека к почве, на которой он обитает и в которой содержатся духи его предков.

При этом архетип, проявляющий себя в сновидении, фантазии или в жизни, всегда несет в  себе некоторое особое влияние или силу, благодаря которой его воздействие носит нуминозный, т.е. зачаровывающий характер. Архетип захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Поэтому, рассуждал Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Понятие «бога» — совершенно необходимая психологическая Функция, она не имеет отношения к вопросу о существовании Бога. Ответ на этот вопрос и приведение доказательств — не по силам человеческому интеллекту. И такое доказательство совершенно не нужно, идея сверхмогущественного, божественного  существа наличествует всегда, если не осознанно, то бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействия на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их.

Подобно тому, как  наше тело, считал Юнг, в целом ряде рудиментарных органов хранит пережитки  старинных функций и состояний, так же и наша душа, по-видимому, переросшая эти архаические влечения, несет, тем не менее, в себе признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние мотивы в своих фантазиях и снах.

      Наиболее  адекватной формой проявления архетипов  являются для нас сны. К снам, считал Юнг, нельзя относиться легкомысленно, чаще всего это не наши сны, это порождение коллективной души. Сны нередко предупреждают нас об опасности, только мы не понимаем их языка. Тревожные, пугающие сны говорят о том, что в человеке зародилась болезнь, он ее еще не ощущает, а коллективное бессознательное посылает в мозг сигналы тревоги. Сны также часто предупреждают человека об опасности, если он совершает сомнительные поступки и подрывает свои собственные душевные силы.

      Как-то Юнгу родители рано умершей от болезни  девочки принесли альбом с изображением всяких страшных чудовищ. Они хотели узнать у него, не сошла ли она перед смертью с ума. Юнг показал им старинный альбом с изображением таких же чудовищ и сказал, что люди знали о них столетия назад. Это символические звери, являвшиеся ребенку во сне, были свидетельствами нарождающейся болезни.

      Однако  в массе своей люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними. Они не боятся больше окружающей природы и не доверяют своим снам, они развенчали своих богов и демонов и считают себя свободными. Однако их боги и демоны никуда не ушли, они получили новые обличья и новые имена и все так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, бесчисленных неврозов и страхов, наркотиков и массовых психозов. Современный человек потерял свою душу и находится в постоянных поисках ее.

      Современное религиоведение активно пользуется юнговской идеей архетипов, используя ее для объяснения системы образов, присутствующих в мифологии, искусстве, религии. Понятиями «архетип» и «архетипический образ» пользовались К. Кереньи, М. Элиаде, Дж. Кэмпбэл и другие исследователи религии и мифологии.

      Целый спектр психотерапевтических учений, отличных от классического фрейдовского психоанализа, пользуется идеей бессознательного, представлением о тройственной структуре внутреннего мира человека.

      Работы  Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. Например, книга  Г.Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга.  Влияние идей о коллективном бессознательном и прсущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Юнг был мыслителем и ученым. Факты он отыскивал везде  – в древних мифах и современных  сказках; в жизни первобытных людей и современной цивилизации; в религиях Запада и Востока; в алхимии, астрологии, телепатии, ясновидении; в сновидениях и видениях здоровых людей; в антропологии, истории, литературе, искусстве; в клинических и экспериментальных исследованиях.

     Итак, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективное бессознательное.

     Коллективное  бессознательное — хранилище  скрытых воспоминании, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Коллективное бессознательное — это наследие эволюционного развития человека, наследие, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально. Юнг объясняет универсальность коллективного бессознательного сходством структуры мозга у всех рас, что, в свою очередь, объясняется общностью эволюции.

     Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно, в отличие от личного бессознательного, и никогда не было вытеснено ли забыто.

     Коллективное  бессознательное — это совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира). Архетип, по Юнгу, — это система установок и реакций на мир древних людей, в те времена, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас, — открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вжиться в этот мир, приспособиться, как-то объяснить и интерпретировать его. Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов.

      Архетипы  находят свое отражение в научном  и художественном творчестве людей. Однако, в массе своей, люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, они оторваны от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними.

      Индивидуальная  личность для Юнга — продукт и вместилище родовой истории. Человеческие существа в настоящем своем виде сформированы кумулятивным опытом предшествующих поколений, уходящим к неведомым корням человечества. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны.

Индивидуальная личность — результирующая взаимодействия внутренних и внешних сил.

Внимание к  расовому прошлому человека и его  значению для людей сегодняшнего дня означает, что Юнг, как никто из психологов, исследовал историю человечества, дабы узнать все, что возможно, о расовых корнях и эволюции личности. В поисках истоков развития личности он изучал мифологию, религию, древнюю символику, обычаи и верования первобытных народов, а также сновидения, видения, невротические симптомы, психотические галлюцинации и иллюзии. Его образованность и эрудиция — и в плане широты познаний, и в плане глубины

остаются, по всей видимости, непревзойденными в современной  психологии.

      Идеи  Юнга  значительное воздействие  на широкие сферы религии, истории, искусства и литературы. Многие историки, теологи и писатели находили вдохновение в его работах. Однако в целом, научная психология просто проигнорировала его аналитическую психологию. 
 
 
 
 
 
 
 

Сноски.

1. История социологии. /А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова. С. 225.

2. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее./ К.Г. Юнг. С. 27.

3. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. С.85.

4. Там же. С.85.

5.Психология  и этика делового общения./ Под  ред. проф. В.Н. Лавриненко.  С. 84.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. С. 200.

7. Розин В.М.  Психология: теория и практика. С. 144. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. / К.Г. Юнг, Э. Самюэлс, В. Одайник, ДЖ. Хаббэк; сост. В.В. Зеленский, А.М. Руткевич. – М.: Мартис. 1997. – 320с. – (Классики зарубежной психологии).

2. Алексеев А.А.  Путеводитель по стране Юнга. // Юнг К.Г. Сзнание и бессознательное:  Сборник. / Перевод с англ. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 544с.

3. Бауэр В., Дюмотц И., Головтн С. Энциклопедия символов. / Пер. с немецкого Г.И. Гаева. – М.: Крон-Пресс, 1995. – 512.

4. Губин В.Д.  Основы философии. Учебное пособие.  – М.: ТОН – Остожье, 1999. – 384с.

5. Гуревич П.С.  Антропологический персонаж Юнга. // Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. – М.: - «Олимп»; ООО «Изд-во АСТ- ЛТД», 1997. – 400с.

6. История социологии: Учебн. пособие. / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов; Под общ. ред. а.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб и доп. – Мн.: Высшая школа, 1997. – 381с.

7. Культурология:  Учебное пособие. / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа, 2003. –  432с.

8. Лурье С.В.  Психологическая антропология: история,  современное состояние, перспективы:  Учебное пособие для Вузов. – М.: Академический Проспект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624. – («Gaudeamus»).

9. Мудрость древних  и тайные общества. / Перевод с  англ. Под ред. А.И. Жеребцова.  – Смоленск: Русич, 1995с.

10. Психоанализ.  Популярная энциклопедия. / Сост., научн ред. П.С. Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Фирма . Издательство АСТ», 1998. – 592с.

11. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 415с.

12. Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Издат-й Дом «Форум», 1997. – 296с.

13. Сознательно  о бессознательном. // Знаменательные  даты. Универсальный илл. календарь.  – М. 1999. – 223с.

14. Холл Кэлвин  С., Линдсей Гарднер. Теория личности. Пер. с англ., И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1995. – 592с. – (Серия «Мир психологии»).

15. Хьелл Л., Зиглер  Д. Теория личности (основные положения,  исследования и применение). –  СПб. Питер Пресс, 1997. – 608с.  – (Мастера психологии).

16. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. / Перев. С англ.  – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998.- 528с.

17. Юнг К.Г.  Воспоминания, сновидения, размышления.  – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», Львов:  «Инициатива», 1998. – 480с. (Классики  зарубежной психологии).

Информация о работе Архетипы К.Юнга