Архетипы К.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:20, реферат

Краткое описание

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

Оглавление

Введение. ---------------------------------------------------------------------------- 3
1. Структура личности человека. --------------------------------------------- 4
1.1. Краткая характеристика структуры личности . ------------------- 4
1.2. Характеристика коллективного бессознательного. -------------- 5
2. Архетипы и их значение для творчества. ------------------------------- 7
2.1. Понятие «архетипа» и его сущность. ------------------------------ 7
2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------ 9
2.3. Архетипы и творчество. ---------------------------------------------- 13
Заключение. ------------------------------------------------------------------------ 17
Сноски. ------------------------------------------------------------------------------ 18
Литература. ---------------------------------

Файлы: 1 файл

Антропология.Архетипы К.Г.Юнга.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

 Государственное образовательное учреждение

 Высшего профессионального образования

 «Челябинский  государственный университет» 
 
 

 Экономический факультет 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                             
 
 

Реферат

на тему:

Apxeтипы  культуры. Гипотеза К. Юнга. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                                     Выполнила студентка: Щербак О. А. 

                                                                                                          Группа:  
 
 
 
 

Челябинск 2012 
 
 

ПЛАН. 

Введение. ----------------------------------------------------------------------------    3

  1. Структура  личности человека. ---------------------------------------------     4

       1.1. Краткая характеристика структуры личности . -------------------    4

       1.2. Характеристика коллективного  бессознательного. --------------    5 

 2. Архетипы и их значение для творчества. -------------------------------      7

       2.1. Понятие «архетипа» и его  сущность. ------------------------------     7

       2.2. Виды архетипов и их источники ------------------------------------    9

       2.3.  Архетипы и творчество. ----------------------------------------------    13

Заключение. ------------------------------------------------------------------------    17

Сноски. ------------------------------------------------------------------------------    18

Литература. -------------------------------------------------------------------------    19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      Карл  Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психиатр, философ и культуролог, мыслитель и властитель дум очень большого числа людей. Ученик З.Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую концепцию коллективного  бессознательного. Юнговская концепция коллективного бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

      Его работы по психологии, по анализу современной культуры, места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас его считают неким духовным пророком.

      Карл  Юнг известен как один из выдающихся мыслителей-психологов двадцатого столетия. В течение шестидесяти лет он с великой энергией и целеустремленностью отдавал себя анализу разнообразных глубинных процессов человеческой личности. Работы его многочисленны, оказанное влияние — грандиозно. Его знают не только психологи и психиатры, "но и все образованные люди. Он был удостоен многих почестей, в том числе почетных званий Гарвардского и Оксфордского университетов. Он часто выступал с лекциями в Соединенных Штатах, где у него много почитателей и последователей. 20-томное англоязычное издание не вместило всех его работ.

      Юнг рассматривал культуру под углом  зрения психологических процессов  и отводил ведущее место в  этих процессах бессознательному. Главный  вклад Юнга в культурологи состоит  в том, что он вводит в научный  оборот понятие коллективного бессознательного и выявляет его основные характеристики.

      В своих работах Юнг обосновывает положение об изначальных культурных истоках бессознательного, первичными формами которого выступают архетипы.

Цель  работы: доказать взаимосвязь и взаимозависимость между архетипами                                                                                           и творчеством личности.

Задачи:

      1. Дать характеристику структуры личности , согласно концепции Юнга.
 
      1. Ввести  понятие архетип и раскрыть его  виды.
 
      1. Показать  действие архетипов на творчество человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Структура личности.

1.1. Краткая характеристика структуры личности.

      Личность  в целом, или душа, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем.                                            Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы: персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки интроверсия и экстраверсия и функциимышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость — центр всей личности.

Эго.

      Эго — это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания. Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и, благодаря ему, мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное  бессознательное.

        Непосредственно под сознанием  находится личное бессознательное — это регион, примыкающий к эго. Оно состоит из переживаний, воспоминаний, импульсов, желаний, нечетких восприятий бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых,  и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное содержит в себе комплексы  или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта [Jung, 1921/1973]. Содержание личного бессознательного сгруппировано в тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и т.п. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей – идеи силы или идеи неполноценности, которые оказывают влияние на поведение человека. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.                                                                                                   Содержание личного бессознательного, доступно сознанию; между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Комплексы. Комплекс — это организованная группа пли констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий пли «кон-стеллирующий» различные переживания (Jung, 1934).  Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальностью, жизнью и движением. Он может захватить контроль над личностью и использовать психику в собственных целях — как над Толстым, по свидетельствам, доминировала идея прощения, а над Наполеоном — жажда власти.

      Ядро  и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но любая ассоциация может стать — и частично становится — сознательной.

        Юнг утверждал, что материал  личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума. 
 
 

       Коллективное бессознательное.

      Ниже  уровня личного бессознательного лежит  более глубокий уровень – коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного.                                                                                               

      Архетипы.

      Архетипы - врожденные тенденции коллективного  бессознательного, получившие название архетипов, являются внутренней детерминантой психической жизни человека. Они направляют действия человека в определенное русло. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, с основными стадиями жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность. Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Некоторые из них, что были идентифицированы, - архетипы рождения, возрождения, смерти, власти, волшебства, целостности, героя, ребенка, Бога, мудрого старца, матери-земли, животного. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это - Анима, Персона, Тень и Самость. Например, Анима — это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины.

      Установки.

      Юнг различат две установки – установку  экстраверсии и установку интроверсии. Экстравертная установка ориентирует  человека на внешний, объективный мир, а интровертная – на внутренний, субъективный мир (1921). В личности присутствуют обе установки, но обычно одна из них доминирует.

      Функции.

      Существуют 4 фундаментальные психологические  функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. При помощи  мышления люди пытаются понять сущность мира и свою собственную. Чувство как функция дает людям субъективные переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви. Ощущение дает конкретные факты или репрезентации мира. Интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний. Любая из функций может быть ведущей.

      Самость.

      Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни.

1.2. Характеристика коллективного  бессознательного.

      Юнг главное свое внимание уделял бессознательному, по своей природе которое, никогда не было осознанно. Это привело его к выводу о наличии более глубоко лежащей и обширной области – коллективного бессознательного. К этому понятию он подошел уже в первой крупной работе «Метаморфозы и символы либидо» (Wand eungen und Symbole des Libido: W.,1912). Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Гипотеза о наличии коллективного бессознательного, как и понятие «бессознательного» относится к тем идеям,  которые сначала удивляют публику, а затем, преобразованные ею, превращаются в привычные представления.

      Юнг под коллективным бессознательным понимал «разум наших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа»1. Коллективное бессознательное представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Причем коллективное бессознательное обладает собственной многоуровневой структурой и включает в себя семейное, расовое, национальное и общечеловеческое достояние. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с матрицей, грибницей (гриб - душа), с подводной частью горы или айсберга: чем глубже мы уходим «под воду», тем шире основание2.           Коллективное бессознательное транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности.

Информация о работе Архетипы К.Юнга