Антропологиялық зерттеулер

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция

Краткое описание

Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.

Оглавление

1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері

Файлы: 1 файл

Антропологиядан дәрістік кешен.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Возрастная антропология исследует изменение морфофункциональных характеристик в процессе индивидуального развития человека.

Конституциональная антропология изучает варианты сочетаний морфологических, физиологических и психологических параметров организмов (конституции), встречаемых у современного человека.

Одним из основных понятий возрастной антропологии является онтогенез – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от момента зарождения до окончания жизни.

Человек является существом социальным, но жизнедеятельность его (в частности, процессы роста, развития и старения) подчинена биологическим законам. Поэтому, изучая ход различных морфологических, функциональных и психологических изменений в онтогенезе, исследователь должен учитывать биологические и социальные факторы развития человека.

Индивидуальное  развитие каждого человека подчинено  определенным закономерностям.

1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.

2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. Например, прежде чем сформируются постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные; половое созревание всегда предшествует репродуктивной стадии (возрасту половой жизни).

3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса - осенью.

4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает “взрослых” параметров.

5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.

6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаимодействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.

Древнейшие  периодизации развития человека принадлежат  античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода  человеческой жизни: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Врач Гиппократ разделил индивидуальную жизнь на десять семилетних циклов.

Многие исследователи  предлагали свои схемы периодов индивидуального  развития; часто число периодов достигало  семи. Привлекают внимание те схемы, которые  имеют биологическое или медицинское  обоснование. В начале ХХ века русский  ученый Н.П.Гундобин предложил схему периодов, основанную на анатомо-физиологических данных. Немецкий ученый С.Штрац в основу своей периодизации положил интенсивность роста тела и созревание половых желез. В многочисленных современных схемах выделяется от 3 до 15 периодов в жизни человека.

При разработке научно-обоснованной периодизации индивидуального  развития необходимо учитывать в  комплексе биологические (морфологические, физиологические, биохимические), психологические  и социальные аспекты развития и  старения организма.

Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве в 1965 г.

 

Жас кезеңі

Кезеңдердің ұзақтығы

Новорожденность

0-10 күн

Грудной возраст

10 күн – 1 жыл

Раннее детство

1-3 жас

Первое детство

4-7 жас

Второе детство

8-12 жас - ұлдар

8-11 жас - қыздар

Подростковый  возраст

13-16 жас - ұлдар

12-15 жас - қыздар

Юношеский возраст

17-21 жас - ұлдар

16-20 жас- қыздар

Зрелый возраст

1 период

 

2 период

 

22-35 жас - еркектер

21-35 жас - әйелдер

36-60 жас- еркектер

36-55 жас - әйелдер

Пожилой возраст

61-74 жас - еркектер

56-74 жас - әйелдер

Старость

75-90 жас

Долгожительство

90 жастан жоғары


 

В этой периодизации учтены закономерности формирования организма  и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности  человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма. Средний биологический возраст складывается из индивидуальных вариантов. Многие признаки биологического возраста были не только издавна известны медикам, но и учитывались в быту различными народами мира.

Важное значение для дальнейшего развития человека играет пренатальная фаза. К 4 месяцам внутриутробного развития плод человека уже имеет сформированные органы. До этого времени происходит формирование зародыша. Плод интенсивно растет. Незадолго до рождения рост замедляется, так как размеры плода ограничены размерами детородных путей.

На рис.1 приведены  кривые, показывающие изменения абсолютных значений и скорости роста длины  тела для внутриутробного периода и первого года жизни. Максимальная скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев после зачатия. Далее идет замедление роста, наиболее низкие скорости роста приходятся на интервал от 8 до 10 месяцев. После рождения скорость роста снова увеличивается.

Новорожденность – самый короткий этап жизни (от первого вдоха до 10 дней). Некоторые ученые считали верхней границей этого периода время окончательного зарубцевания пупочной ранки, в наши дни период новорожденности ограничивают временем вскармливания ребенка молозивом.

Новорожденные различаются по уровню зрелости. Критериями биологического возраста в данном случае считают продолжительность утробного периода и основные размеры тела. Некоторые параметры новорожденного могут определять особенности развития ребенка в будущем.

Прежде всего, новорожденных разделяют на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие первых длится 39-40 недель, а вторых - 28-38 недель. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий - масса тела при рождении. Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными - новорожденных, имеющих массу тела меньше 2500 г.

В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400-3500 г, а девочек 3250-3400 г, длина тела для обоих полов - 50-51 см.

На размеры  тела новорожденных влияют многие факторы, в том числе порядковый номер беременности и родов, возраст и размеры тела родителей, их здоровье, условия жизни, питание.

Размеры тела новорожденных, как и детей других возрастов, увеличиваются в связи с процессом акселерации. Каждый шестой ребенок теперь рождается с массой тела более 4 кг (в 1950-е годы таких детей было всего 6%). Это в значительной степени связано с избыточным питанием матерей. При массе тела новорожденных 5-6 кг роды протекают с осложнениями.

От средних  показателей отклоняются и доношенные недоупитанные дети с массой тела 2550-2800 г при длине 48-50 см, нуждающиеся в соответствующем уходе.

Особый контроль и уход требуют недоношенные дети, так как смертность среди них  больше чем среди доношенных. У  таких детей длина тела меньше 45 см. Они отличаются своеобразной морфологией  тела. Подкожный жировой слой у них может полностью отсутствовать. Масса тела недоношенных детей обычно колеблется в пределах 1000-2000 г. Слабость у данных детей связана с несовершенной терморегуляцией, пониженной сопротивляемостью воздействиям внешней среды.

У доношенных детей также могут отмечаться признаки жизненной слабости. При болезни Дауна (генетическое заболевание) из-за недоразвития центральной нервной системы рождаются функционально незрелые дети.

Грудной возраст продолжается до года. В это время ребенок постепенно адаптируется к внешней среде. Данный период характеризуется наибольшей интенсивностью процесса роста по сравнению со всеми этапами жизни. Так, длина тела до года увеличивается почти в 1,5 раза, а масса тела - в 3 раза. В это время интенсивно развивается весь организм, совершенствуются его органы и системы. В среднем, с 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Перечисленные процессы идут у разных детей неодинаково. Уровень биологического развития зависит от индивидуальных особенностей, от конкретных реакций на внешние условия. Показателем биологического возраста у грудных детей является масса тела.

У грудных детей  учитывают и абсолютные размеры  тела, и их месячные прибавки. Индивидуальные данные сравнивают с соответствующими стандартами. Грудные дети растут быстрее в течение первого полугодия. Удвоение массы тела происходит в 4 месяца (50 лет назад - в 6 месяцев). Несходство биологического возраста отражается в отклонении параметров конкретных детей от существующего стандарта.

Для оценки уровня развития грудных детей важно соотношение обхватов груди и головы. У новорожденных обхват головы больше чем груди, но затем грудная клетка растет быстрее и обгоняет рост головы. Важен возраст совпадения этих двух величин. В начале века это наблюдалось в конце первого года жизни, в 1937 г. - на 6-м месяце. В настоящее время обхват груди равен обхвату головы в возрасте от двух до трех месяцев.

Для грудных  детей очень важны сроки прорезывания молочных зубов, которые появляются в определенной последовательности: первыми прорезываются центральные резцы - в возрасте 6-8 месяцев, затем - боковые резцы (в возрасте 8-12 месяцев). Центральные резцы появляются на нижней челюсти раньше, чем на верхней, а боковые - наоборот. Появление первого зуба у многих народов отмечалось особо специальными праздничными обрядами.

Показателем биологического возраста грудных детей является и закрытие родничков на голове. Большой родничок закрывается к концу первого года, самое позднее - к полутора годам.

Самый важный критерий биологического возраста - степень созревания скелета определяется специалистами на рентгенограммах.  Это - информативный признак для всех возрастов.

Психомоторное развитие также является показателем  биологического развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение взрослых, в 4 месяца устойчиво встает на ножки с посторонней помощью, в 6 месяцев пытается ползать, в 8 месяцев - делает попытки ходить, к году ходит без поддержки.

Необходимо  отметить, что процесс индивидуального  развития человека (онтогенез) един и непрерывен, его деление на периоды условно. Каждый период несет в себе черты пройденного этапа и зачатки будущего.

Раннее  детство соответствует возрасту от 1 до 3 лет. В этот период наблюдается уменьшение прироста размеров тела, особенно после 2 лет. У детей 1-3 лет сравнительно малые размеры конечностей, увеличены размеры головы и туловища. Однако эти особенности выражены меньше чем у грудных детей (рис.2).

Одним из показателей  биологического возраста является зубная зрелость. Число прорезавшихся у ребенка молочных зубов сопоставляется со средними цифрами, характерными для той группы (например, этнической), к которой ребенок относится. В период раннего детства прорезываются первые коренные зубы (в 12-15 месяцев), клыки (в 16-20 месяцев) и вторые коренные зубы (в 20-24 месяца). Обычно к 2 годам дети имеют все 20 молочных зубов.

Первое  детство длится от 4 до 7 лет включительно. Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям - соматическому (морфология тела), зубному и костному.

В 3 года по длине  и массе тела можно предсказать  те окончательные размеры, которых  достигнет индивидуум, когда его рост прекратится. Размеры тела в данном возрасте также оценивают по нормативным таблицам.

Скорости роста  размеров тела (месячные и годичные прибавки) очень высокие в первый год жизни, в последующих периодах постепенно снижаются, за исключением подросткового периода и частично – периода первого детства. Небольшое увеличение скорости роста в 4-7 лет называют первым ростовым скачком. Он свойственен не всем детям, но, тем не менее, его считают отличительной особенностью периода первого детства.

В первом детстве  в качестве критерия биологического возраста важны соотношения размеров, характеризующих форму тела. Показателями “школьной зрелости” (ПШЗ) являются:

Характерная особенность  периода первого детства - начало смены молочных зубов на постоянные. В среднем, в 6 лет прорезываются  первые постоянные коренные зубы, причем на нижней челюсти раньше чем на верхней. У многих детей этот процесс происходит в 5 лет, что свидетельствует о более раннем биологическом возрасте, а у некоторых детей первый постоянный зуб появляется в 7 лет и даже между 7 и 8 годами. В первом детстве прорезываются центральные резцы, в основном между шестью и семью годами. Затем наступает 10-12-месячный период покоя, после чего начинают появляться боковые резцы. У 40-50% городских детей эти зубы прорезываются на нижней челюсти к 7 годам, но в основном этот процесс происходит уже после периода первого детства (это касается и остальных постоянных зубов).

Информация о работе Антропологиялық зерттеулер