Антропологиялық зерттеулер

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, лекция

Краткое описание

Антропология - наука, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и нормальные вариации физического строения человека. Задачей антропологии является исследование перехода от биологических закономерностей, управлявших существованием нашего биологического предка, к закономерностям социальным. Задача антропологии определяет особое ее положение среди биологических наук. Изучая человека, антрополог вступает в область, где действуют социально-исторические факторы. Антропология находится на стыке биологических и гуманитарных наук.

Оглавление

1.Антропологияның объектісі мен пәні.
2.Антропологияның негізгі бөлімдері.
3.Антропологияның әдістері.
4.Эволюция ілімінің даму кезеңдері
5.Адамның әлеуметтік эволюциясының ерекшеліктері

Файлы: 1 файл

Антропологиядан дәрістік кешен.doc

— 597.50 Кб (Скачать)

Мақсаты:разобрать смысл и значение этнической антропологии

Дәріс жоспары:

1.Этнография.

2.Этнические  характеристики 

3.Расовые и  этнические миграции.

4.Процессы смешения  и стирания расовых и этнических  различий.

5.Критика расизма  с позиции, доказывающей биологическое и психологическое равенство рас.

Өзін-өзі бақылау үшін сұрақтар:

  1. Что такое этнография
  2. Связь этнографии с антропологией
  3. Что такое миграция и её важность
  4. Сущность этнических характеристик для психолога
  5. Расизм дегеніміз не?
  6. Что такое метисация

 

Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений народов изучает этнография. Как наука этнография оформилась в XIX в. с возникновением эволюционной школы.

Каждый  ныне живущий человек является представителем своего народа, носителем его культуры, что отражено в поведении, речи и приверженности определенным традициям. Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.Этносы возникли еще в каменном веке, до образования государств, классов, городов. Человечество разделено на этносы, которые могут быть многомиллионными (китайцы) или малыми (юкагиры). Этносов тысячи, каждый имеет свою историю. Этнические процессы тесно связаны с социальными,  экономическими и политическими.

Этнос тесно связан с определенной человеческой популяцией, но при этом живет по социальным законам. Этнос порожден общественными процессами.

Основные черты этноса: 1) традиционность в обозначении себя по названию местности или характеру группы, 2) этническое самосознание, 3) возможное существование вне пределов одного государства (единая территория необходима только для формирования этноса), 4) отсутствие связи с одним антропологическим типом, 5) единый тип культуры и сходные условия жизни (особенности работы, жилищ, одежды, привычек в питании, семейного быта, обрядов, приветствий, эмоциональных выражений), 6) один язык, 7) народность искусства. Принадлежность к народу, в конечном итоге, определяется воспитанием и культурой.

Этнические  характеристики:

  • общность языка,
  • общность территории,
  • единство культуры,
  • религии,
  • своеобразие национальных традиций и быта,
  • этническое самосознание.

Антропологическая теория происхождения современных  людей в одном географическом центре получила в науке название моноцентризма, противоположная точка зрения на происхождение человека - полицентризма.Признание видового единства человечества не требует обязательной поддержки моноцентризма. Полицентристы считают возможным происхождение современных рас от различных типов неандертальцев и даже от разных питекантропов. Суждение о той или другой гипотезах строят, исходя из анализа ископаемых костей человека и других фактических материалов.

Немецкий  ученый Ф.Вейденрейх в 1939 году предложил полицентрискую концепцию происхождения рас и выделил 4 центра их образования. Согласно этой концепции, европеоиды произошли от неандертальцев Юго-Западной Азии, в Восточной Азии синантроп (китайский питекантроп) послужил основой формирования монголоидной и американоидной рас. В Юго-Восточной Азии линия эволюции шла от индонезийских питекантропов к австралоидам. Негроиды возникли от древних людей, обитавших на юге Африки.

В отечественной  науке полицентризм поддержан рядом  антропологов и археологов. В последние годы получила признание теория “бицентризма”- двух центров возникновения рас. Изучение генетических признаков выявило большое сходство азиатских питекантропов и современных монголоидов (азиатский расовый ствол), позволило очертить восточный расовый ствол, охватывающий ископаемых гоминид Африки, Европы, а также современных европеоидов и монголоидов.

Сторонники  моноцентризма имеют также серьезные  основания для своих гипотез. Во-первых, миграции древнего человека, конечно, имели место. Эволюция неандертальцев (предшественников сапиенса) шла с разными скоростями в разных частях света. Скорее всего, древний человек современного типа возник где-то в Юго-Западной Азии, возможно, в Северо-Восточной Африке, откуда сапиенс мигрировал по ойкумене, вытесняя и одновременно смешиваясь с местными неандертальцами. Во-вторых, все современные расы имеют одинаковые признаки, отличающие их от неандертальцев и полученные от единого общего предка. Признаки сходства сапиенсов и неандертальцев в конкретных регионах (например, Западной Европе) есть результат смешения в позднем палеолите.

Расизм - антинаучные концепции, в основе которых лежит представление о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, изначальном разделении людей на “высшие” и “низшие” расы.

Раньше  неравенство людей обосновывалось различием характеров, и лишь затем - расовыми доктринами. Мотив расизма - необходимость колонизации Америки, Азии и Африки. В Америке было истреблено около 19 млн. индейцев. Одновременно создавались резервации для местных аборигенов. Продолжительность жизни американских индейцев в 1,5 раза меньше, чем колонизаторов. С XVI века начинается ввоз негров в Америку. Церковь поддерживала идею неравенства рас. С XIX века в США расизм подкреплялся антропологической доктриной неравенства людей.

На  рубеже XVIII и XIX веков возникает моногенизм - учение о видовом единстве человечества, согласно которому расы человека - это подразделения одного вида (Homosapiens) и имеют общее происхождение. Истоками его являются библейские предания о происхождении человечества от одной пары людей. Атеисты автоматически стали в это время полигенистами, а позже расистами. Расовые отличия иногда связывают с особенностями обезьян, бывших предками человека. Монофилисты утверждали происхождение человека от одного предка; ярким представителем данного направления был Ч.Дарвин.

Антропосоциологическая  школа выступила с тезисом: борьба за существование спасает расу от вырождения; движущая сила истории - не социальные отношения, а расовая борьба.

На  рубеже XX века возникло евгеническое направление, утверждающее, что необходимы меры по ограничению рождаемости у  отдельных людей и даже народов, признанных “генетически неполноценными”. В XIX веке появились труды графа Гобино, посвященные “высшей” расе - “арийскому типу”, создающему высшую цивилизацию, упадок которого начинается со смешения его с низшими расами.

Фашистская  доктрина была основана на философии  Ницше. Воля к власти - наследственный инстинкт, отличающий расу господ. Инстинкт подчинения характерен для низшей расы. Селекция расы необходима для очищения ее от низших элементов. “Арийская раса” имеет определенный расовый портрет и психологический профиль. Судьба народа зависит от расового типа.

Современный расизм питается не только анатомическими доводами, но использует данные психологии, генетики и этнографии. В концепции расизма акценты ставились на: 1) “умственной неполноценности”, связанной с особенностями физического типа, 2) разных размерах мозга, 3) структурных отличиях мозга, 4) психологических отличиях.

Научные данные свидетельствуют, что интеллектуальные возможности зависят от социальных факторов. Преимущественная обусловленность  интеллекта генетикой также не подтверждена. По мнению прогрессивных антропологов, “чистых рас” не существует. Нет ни одной цивилизации, которая была бы построена людьми одной расы. Все расы принимали участие в создании великих цивилизаций. Смешение рас свидетельствует о видовом единстве человечества. Особенности антропогенеза можно наблюдать в биологических чертах всех рас. Нет расовых отличий и в строении мозга. Наблюдения Н.Н.Миклухо-Маклая над папуасами Новой Гвинеи и австралийцами показали, что они не обладают признаками “низших рас”. Все современные расы обладают равными возможностями в достижении любого уровня цивилизации.

Теория монофилетического происхождения  человека. Спору поли -и моноцентристовпредшествовал спор сторонников поли- и моногенизма, которые расходились в вопросе, на сколько видов или родов разделяется человечество, представленное различными расами. К этому времени относится разрешение проблемы о количестве предков современных человеческих рас (ископаемых человекообразных обезьян). Согласно монофилетической теории, все современные расы имеют одного эволюционного предка (монофилия - происхождение группы организмов от единого общего предка).

Полифилетические теории. Эволюционная теория Ч.Дарвина не остановила часть ученых от попытки представить происхождение рас от различных видов ископаемых обезьян. Полифилия - происхождение группы организмов от двух и более предковых групп, не связанных близким родством. Сторонники этого взгляда считали, например, что двуногое хождение и другие признаки человека могли возникнуть в разных расах независимо.

На  самом деле, доказанное видовое единство человечества является следствием монофилии, иначе разные расы представляли бы собой разные виды или подроды. Монофилия рас доказывается тем, что расы похожи по признакам, которые отличают человека от высшей обезьяны, но при этом отличаются по признакам, которые не важны для разделения человека и человекообразных обезьян. Примером сказанного является то, что современные расы одинаковым образом отличаются от обезьян по основным признакам, связанным с прямохождением, усовершенствованием руки и мозга. Несмотря на старания расистов, не удалось доказать наличие хватательной способности ноги у жителей Океании. Опровергнуто мнение о том, что только европейские расы характеризуются сильно развитой мимической мускулатурой. Данная особенность связана с образом жизни, уровнем культуры людей. Не доказано, что строение гортани у негров такое же, как и у обезьян.

Делались  попытки доказать, что строение мозга  у белых более совершенно, чем  у представителей других рас. На самом  деле, величина мозга не определяется принадлежностью к той или иной расе. Мозг японцев по величине ближе к мозгу европейцев, чем бурятов. Разница мозга белых и негров не более, чем у разных японцев. Провалились попытки выявить типичный для расы рисунок борозд и извилин головного мозга. Клеточное строение мозга также показывает на принципиальное сходство его у разных рас. Трудно представить себе, что описанные биологические особенности могли возникнуть у разных рас независимо.

Биологически  малозначимыми признаками, по которым  расы сходны между собой, как потомки одного типа обезьян, являются отсутствие осязательных волос, рельеф ушной раковины, расположение волос на голове, особенности кожного рельефа, распределение потовых желез.

 

7 тақырып. Адамның жеке дамуы

Кілт  сөздер: морфология человека, возрастная антропология, онтогенез, рост, первый ростовой скачок, пубертатный период, пубертатный ростовой скачок, паспортный возраст, нейтральное детство, биологический возраст, вторичные половые признаки, климакс, долгожительство, тип роста, градиент роста, пренатальный онтогенез, акселерация, секулярный тренд, критерии биологического возраста, экзогенные факторы роста и развития, эндогенные факторы роста и развития

Мақсаты:Выделить закономерности и факторы определяющие роста и развитие человека

Дәріс жоспары:

1.Жастық антропологияның негіздері.

2.Закономерности  роста и развития 

3.Переодизация  индивидуального развития.

4. Закономерности  роста человека.

5.Понятие  биологического возраста.

6.Факторы,  влияющие на рост и развитие  человека.

7.Взаимодействие  наследственных и средовых факторов  и их влияние на рост и  развитие организма.

Өзін-өзі бақылау үшін сұрақтар:

  1. Что такое возрастной период
  2. Характеристика периода - новорожденность
  3. Характеристика периода - грудной возраст
  4. Характеристика периода - раннее детство
  5. Характеристика периода - первое детство
  6. Характеристика периода - второе детство
  7. Характеристика периода - подростковый возраст
  8. Характеристика периода - юношеский возраст
  9. Характеристика периода - зрелый возраст - 1 период
  10. Характеристика периода - зрелый возраст - 2 период
  11. Характеристика периода - пожилой возраст
  12. Характеристика периода - старость
  13. Характеристика периода - долгожительство
  14. В чем особенности возрастного различия мужчин и женщин
  15. Что такое биологический возраст
  16. Критерии биологического возраста
  17. Влияние экзогенные факторы
  18. Влияние эндогенных факторов

 

Морфология человека - один из основных разделов антропологии, изучающий физическую организацию современного человека, закономерности изменчивости организма человека во времени и в пространстве, а также вариации отдельных его частей. Основное содержание морфологии человека связано с проблемами возрастной и конституциональной антропологии. Предметом изучения морфологии человека является изменчивость формы и внутреннего строения человека. Данные морфологии человека используются в учении об антропогенезе, расоведении, прикладной антропологии.

Информация о работе Антропологиялық зерттеулер