Анализ восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Оглавление

Введение
1. Физиологические основы восприятия
2. Анализ процесса восприятия
2.1 Выделение объекта в восприятии
2.2 Значение прошлого опыта для восприятия
3. Функции восприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ восприятия.docx

— 29.88 Кб (Скачать)

Анализ восприятия

Содержание

 

Введение

1. Физиологические основы  восприятия

2. Анализ процесса  восприятия

2.1 Выделение объекта  в восприятии

2.2 Значение прошлого опыта  для восприятия

3. Функции восприятия

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Восприятие — процесс  формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего  на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает  как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают  зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах  восприятия, играют двигательные, или  кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового  восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в  себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность  абстрагирования и обобщения  свойств предметов.

Цель работы – рассмотреть  сущность и функции восприятия.

Задачи работы – определить особенности восприятия; проанализировать процесс восприятия.

 

1. Физиологические  основы восприятия

 

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические  процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под  воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным  нервам в кору мозга. В зависимости  от того, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явлений  внешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятия разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.

Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда  на анализатор систематически действует  не изолированный раздражитель, а  совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых  в определённом темпе), то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия  их связи, их соотношения. Так, в некоторых  опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое  звучание, не зависит от того, какие  именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при  световых раздражителях, когда рефлекс  вырабатывался на соотношение между  раздражителями: одни световые сигналы  могли заменяться другими, предъявляемыми с определённой частотой. Это явление  было названо И. П. Павловым рефлексом  на отношение.

Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия. Образование  таких связей в слуховом анализаторе  даёт возможность узнавать мелодию  по соотношению входящих в неё  звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких  связей в зрительном анализаторе  обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и  т. п. Таким образом, восприятие целостных  предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей.

Кроме процессов, протекающих  в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия величины.

Зрительное восприятие величины предмета зависит, прежде всего, от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное  изображение. Однако так обстоит  дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения  предмета на сетчатке изменяется в  зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более  длинный, но находящийся на вдвое  большем расстоянии, даст изображение  такой же длины, как предмет, вдвое  более короткий, но находящийся вдвое  ближе. Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихся на разных расстояниях?

Существенное значение для  процесса зрительного восприятия имеют  повороты глаз. При переводе взора  с далёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз во внутрь. При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкий имеет место разведение зрительных осей — поворот глаз наружу. Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета.

Важным является и то, что  форма хрусталика при приближении  и удалении предметов меняется. Это  достигается опять-таки сокращением  и расслаблением особой мышцы, что  связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не замечаемыми.

Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию  с самого раннего детства прочной  связи между раздражением, поступающим  от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление  глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие  в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного  опыта, начинающегося с первых месяцев  нашей жизни1.

Нервные связи, лежащие в  основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс  вырабатывается в раннем детстве, когда  знакомство с действительной величиной  предметов происходит и путём  ощупывания; осязательные раздражения  играют таким образом роль подкрепления.

На примере зрительного  восприятия величины ясно видно, как  благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежащих в основе восприятия, достигается возможность  познавать во внешнем мире такие  свойства, которые не доступны отдельным  ощущениям2.

 

2. Анализ процесса  восприятия

 

2.1 Выделение объекта  в восприятии

 

Как мы видели, важнейшее  значение в процессе восприятия имеет  выделение из всей совокупности ощущений определённой группы их, относящейся  к данному объекту.

Я смотрю из окна на улицу  и замечаю в толпе, идущей по тротуару, своего знакомого. Я начинаю следить  за ним. Тогда фигура моего знакомого  становится объектом восприятия, а  всё остальное, что я вижу на улице: дома, мостовая, движущаяся толпа, едущие машины,— образует фон, из которого выделяется этот объект.

В фойе театра я веду с  кем-нибудь разговор. На фоне множества  голосов, шума шагов сотен людей  и других звуков речь моего собеседника  выделяется для меня как объект восприятия.

В огромном большинстве случаев  выделение объекта из фона совершается  без всякого труда, мгновенно, «само собой». Возможны, однако, такие условия, при которых выделение объекта становится трудной задачей. Одним из важнейших условий хорошего наблюдения является уменье легко и быстро выделять из фона объекты, имеющие значение для проводимого наблюдения.

В основе выделения объекта  лежат определённые группировки  пятен и линий в зрительном восприятии, звуков — в слуховом и т. д. Такого рода объединение отдельных  элементов в группы зависит от целого ряда условий. В зрительном восприятии существенную роль играет расстояние: близко расположенные элементы объединяются в одну группу. Не менее существенное значение имеет сходство цвета. На этом принципе основана маскировочная окраска пятнами разных цветов: в результате «отпадения к фону» некоторых пятен форма предмета кажется искажённой. Гораздо большее значение для результатов группировки имеют, однако, факторы другого рода. При беглом взгляде на комнату я сразу различаю столы, стулья, шкафы, картины и т. д. как отдельные, самостоятельные вещи. Но тут я руководствуюсь главным образом не близостью отдельных воспринимаемых пятен друг к другу и не сходством их по цвету. Ножка стола может быть совсем рядом с ножками стула и иметь одинаковый с ними цвет. И всё же она объединяется не с ними, а с другими ножками того же стола, хотя они отстоят от неё гораздо дальше, и с крышкой его, хотя она обита зелёным сукном и, следовательно, совсем не похожа по цвету на ножки. Отдельные пятна в поле зрения объединяются друг с другом на том основании, что они соответствуют отдельным частям одного и того же предмета. А это возможно лишь потому, что наше восприятие имеет осмысленный характер.

Глядя на комнату, я осмысливаю всё, что я вижу. Длинное коричневое пятно определённой формы я понимаю  как ножку стола, и вследствие этого оно объединяется с пятнами, соответствующими другим частям того же стола. Такого рода смысловые группировки, играющие центральную роль в нашей  восприятии, возможны только на основе знакомства с предметами, которое мы постепенно приобрели, начиная с самых первых лет нашей жизни3.

 

2.2 Значение прошлого  опыта для восприятия

 

Содержание восприятия гораздо  больше, чем содержание наличных ощущений, потому что в процессе восприятия важную роль играют системы связей, возникшие в прошлом опыте.

Глядя на мрамор стола или  подоконника, я воспринимаю его  поверхность как твёрдую и  холодную. Но ведь ни твёрдости, ни холода нельзя увидеть. Эти свойства узнаются только с помощью осязательных и  температурных ощущений. Не прикасаясь к мрамору, я, конечно, не могу получить этих ощущений. Но в прошлом я  многократно получал их при прикосновении  к мрамору. В результате у меня образовалась прочная связь внешнего вида мрамора с теми свойствами его, которые узнаются осязанием. Совершенно так же, глядя на мех, я воспринимаю  его мягкость, ворсистость, теплоту. Известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжёлыми, другие — лёгкими, хотя зрение само по себе не может давать ощущений тяжести или лёгкости. Всё это происходит благодаря оживлению возникших в прошлом опыте нервных связей, отражающих совокупность свойств предмета.

Значение временных связей, возникших в прошлом опыте, очень  ярко выступает в процессе чтения. Как показывают точные опыты, мы можем  одновременно видеть с полной отчётливостью  не больше шести-семи букв обычного печатного  шрифта, так как изображения остальных  букв уже не попадают на центральную  ямку сетчатки, дающую ясное видение  предметов. Однако всякий человек легко  читает знакомые слова в 10—12 букв, когда  они показываются всего на одну десятую  секунды. Отчётливо видит он только часть букв, остальные же добавляются  в силу выработавшихся связей.

Для проведения таких опытов пользуются специальными приборами, которые  называются тахистоскопами (от греческих слов: «тахистос» — быстрейший, самый быстрый, и «скопео» — смотрю). Эти приборы позволяют показывать карточку с изображёнными на ней буквами, словами, рисунками, картинами и т. п. на любой короткий промежуток времени, начиная с тысячной доли секунды.

Уменье правильно прочитать  длинное слово, успев уловить  лишь несколько букв, объясняется  тем, что в случае прочного закрепления  лежащих в основе восприятия временных  связей в коре образуется соответствующий  динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает процесс  восприятия и позволяет прочитать  слово даже при неполном наборе обычных  раздражителей, иногда лишь по немногим буквам данного слова. Ожидая появления  знакомого слова, мы сразу «схватываем» его, ибо система нервных процессов  уже подготовлена к соответствующим  раздражителям многократным повторением  последовательности этих раздражителей  в прошлом опыте.

Если новая последовательность раздражителей, попадая на пришедшую  в возбуждение сложившуюся в  прошлом опыте систему нервных  процессов, не отвечает ей полностью, то возможно возникновение ошибок восприятия. Например, ожидая появления определённого  слова, мы можем ошибочно «узнать» его  в слове с неполным набором  букв или с перестановкой букв.

Если показать в тахистоскопе следующий бессмысленный набор букв: «элекртечитсво»,— то большинство людей прочтут слово «электричество», и притом будут твёрдо уверены в том, что воспринимали именно это слово. Очевидно, что образ слова «электричество» возник в этом случае на основе закрепившейся в прошлом опыте системы временных связей, на основе прочного динамического стереотипа4.

 

3. Функции восприятия

 

1. Реализма. Статическое восприятие  реальности. То есть, вся окружающая  реальная действительность воспринимается  индивидом в виде ощущений  его органами чувств: осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая  его действительность воспринимается им предельно четко, но статична, Как фотография.

2. Синтеза. Динамическое  восприятие окружающего мира. Восприятие  движения, эволюции. Память прошедших  и предугадывание последующих  событий. То есть, восприятие в  форме предугадывания того, каким,  наиболее вероятным образом, будет  развиваться окружающая реальность. Другими словами, моделирование  будущих событий. Как будто  прокручивается кино. Например, перед  тем, как охотнику выстрелить  и попасть в цель, ему необходимо, хотя бы на самое малое время,  представить наперед (предугадать,  рассчитать), как будут развиваться  события, то есть - как будет  лететь пуля с учетом ветра,  а также учесть скорость движения  цели.

В соционике утвердилось  для этой функции название «интуиция». Это неверно, так как интуиция (предчувствие, то есть работа подсознания) развита больше у реалиста, а у  не синтезатора. Она заменяет реалисту его плохую способность осознанно  моделировать далеко вперед будущие  события. Но, чтобы в дальнейшем не путаться, в соционических обозначениях мы понятие интуиция оставим, подразумевая под ней синтез.

1.1. Реалист (S) – это  человек, у которого восприятие, окружающего его мира, отличается  максимальным реализмом. Динамическое  восприятие реальности у него  намного хуже.

1.2. Синтезатор (Интуит) (N) – это человек, который лучше воспринимает окружающий мир в его динамике, эволюции (движении, развитии), и гораздо хуже его статическую реальность.

Этика (F) или Логика (T):

При помощи функций суждения мы можем воспринимать закономерности и правила, действующие в окружающем нас мире, и делать соответствующие  умозаключения (выводы). Каждый индивид  имеет две функции суждения –  этику и логику:

Информация о работе Анализ восприятия