Алекситимия как психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление факторов и особенностей поведения личности, с наличием алекситимии.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические и экспериментальные работы на тему: «Алекситимия»
2) Провести экспериментальное исследование исследуемого феномена алекситимии
3) Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента

Оглавление

Введение
Глава 1. Алекситимия как психологическое явление
1.1 Подходы к объяснению алекситимии и его причин
1.2 Классификация алекситимии
1.3 Алекситимия как фактор риска заболеваний
Глава 2. Практическое исследование алекситимиков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО  «Пензенский государственный университет»

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

 

 

Историко-филологический

факультет

Кафедра «Педагогика»


 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

 на тему:

«АЛЕКСИТИМИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»

 

 

 

Выполнил:

Еремеева А.В, группа 13ИПА1

Проверил:

ст. преподаватель Мендова Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2015

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Алекситимия как психологическое явление 
           1.1 Подходы к объяснению алекситимии и его причин 
           1.2 Классификация алекситимии 
           1.3 Алекситимия как фактор риска заболеваний

Глава 2. Практическое исследование алекситимиков 
          2.1 Организация и методы исследования 
          2.2 Анализ результатов исследования 
Заключение 
Библиографический список 
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема алекситимии начала изучаться в семидесятых годах двадцатого века. Термин «алекситимия» (а - отсутствие; 1ехis - слово; thymos - эмоция) был введен П. Сифнеосом для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.  Однако, этот феномен до конца не изучен, и основные направления изучения данного явления (клинический и психологический) не дают однозначной трактовки самого понятия, его природы, механизмов формирования и развития. Именно поэтому данная тема является актуальной.

Объект исследования: феномен алекситимия.

Предмет исследования: психологические характеристики личности с алекситимией.

Цель исследования: выявление факторов и особенностей поведения личности, с наличием алекситимии.

Задачи исследования:  
1) Проанализировать теоретические и экспериментальные работы на тему: «Алекситимия» 
2) Провести экспериментальное исследование исследуемого феномена алекситимии 
3) Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента

Гипотеза исследования: при наличии алекситимии формируется ряд специфических личностных черт.

Методы исследования: 
1) Теоретический анализ научной и методической литературы об основных подходах к изучению алекситимии и о психологической сущности обозначаемого феномена.

2)  Эмпирические методы исследования: измерение (тестирование) с использованием опросника «Торонтская алекситимическая шкала» (ТАS), адаптированного в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева; методики измерения уровня тревожности Тейлора, опросника диагностики эмпатии Юсупова, личностного опросника Г. Айзенка.  
3) Количественно-качественный анализ всех полученных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Алекситимия как психологическое явление.

1.1 Подходы к объяснению явления алекситимии и его причин

Анализ литературы по теме алекситимии позволил выделить ряд особенностей, которые стали основанием для нашего исследования в данной области. Осветим основные результаты.

Начало изучения явления алекситимии было положено Сифнеосом и Немиахом, которые исследовали личностные особенности больных в психосоматических клиниках, в 70-х годах ХХ века. Термин «алекситимия» буквально означает: «нет слов для названия чувств» (от греч. а - отсутствие, lexis - слово, thymos - чувство). P.Sifneos и J.Nemiah предложили применять данный термин «алекситимия», в качестве названия расстройств познавательно-эмоциональной сферы у больных психосоматических клиник. Таким образом, алекситимия относится к ряду аффективных расстройств. Однако, алекситимия не является психическим заболеванием. Алекситимия - это функциональная особенность нервной системы индивида.  
За тридцать лет изучения явления алекситимии отечественные и зарубежные исследователи достаточно сильно преуспели в определении характеристик этого феномена. К их числу относят:  
1) затрудненность или неспособность человека понимать, распознавать и давать описание своих эмоциональных переживаний; 
2) нечувствительность и непонимание чувств других людей; 
3) трудности в различении чувств и телесных ощущений;  
4) фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;  
5) бедность фантазии и воображения, сновидений. 
Также, Н.Д. Семенова, R. Aptelu и P. Sifnoes добавляют недостаточную глубину эмоционального потенциала личности, такие особенности мышления, как преобладание рационального над эмоциональным, когнитивная недифференцированность с тенденцией к разного рода вариантности; образ жизни алекситимной личности ориентирован на реальные действия; межличностные связи, как правило, скудны; затруднен контакт с собственной психикой. перечисленные особенности могут проявляться как равной степени, так и по отдельности. До настоящего момента и в отечественных, и в зарубежных исследованиях открытыми остаются вопросы о происхождении алекситимии: о ее первичности или вторичности, генетической, травматической или социальной обусловленности, наличии ее зависимости от социальных, национальных и культурных особенностей общества, в котором живет человек, о ее стабильном характере или временном, приспособительном проявлении, которое может быть характерно в определенных жизненных ситуациях; до сих пор не полностью раскрыта и доказана связь алекситимии и болезни.

Таким образом, можно сделать вывод, что единой концепции, объясняющей явление и развитие алекситимии, в настоящий момент не существует, но на основе имеющихся исследований можно выделить три подхода: 
1) биологическая теория (первичная алекситимия); 
2) теория травматической соматизации (вторичная алекситимия) 
3) теория социального научения.  
В биологической теории алекситимия рассматривается как первичный процесс, в котором ведущую роль играют генетические механизмы, дефекты или особые варианты развития головного мозга (В.В.Калинин). Данные характеристики позволяют назвать алекситимию конституциональной. Первичная (конституциональная) алекситимия рассматривается некоторыми авторами в рамках модели «дефицита», определяющего отсутствие функций, связанных с выражением аффекта и фантазий. J. Nemiah и P. Sifnoes считали, что алекситимическое расстройство связано нарушениями в области палеостриального тракта, поэтому и происходит подавление импульсов от лимбической системы к коре головного мозга по их мнению. Дальнейшее развитие алекситимии связано с именами И.С.Коростеловой, В.С.Ротентберга, в экспериментральных работах которых было установлено, что левое полушарие не распознает эмоциональных переживаний, возникающих в правом полушарии, из-за нарушенного взаимодействия между ними. Также, в головном мозге существуют комиссуральные проводящие пути, проходящие через мозолистое тело и объединяющие функции полушарий головного мозга. Известно, что люди, больные церебральной коммисуротомии (т.е перерезке на уровне мозолистого тела), почти не имеют способность к символизации, фантазированию, редко видят сны. Исходя из этого, были высказаны предположения о возможности возникновения у человека «функциональной комиссуротомии». В первую очередь в этом аспекте стали рассматривать алекситимию: ее начали трактовать как синдром «расщепленного мозга» (split brain).

К изложенной нейроанатомически-нейрофизиологической гипотезе близка другая, рассматривающая алекситимию как дефект развития головного мозга. При этом предполагают дефект мозолистого тела или билатеральную либо аномальную локализацию центра речи в правом полушарии.

К вторичной алекситимии относят, в частности, состояние глобального торможения аффектов или «оцепенения», наступающее в результате тяжелой психологической травмы (модель «отрицания»). Характерные особенности личности при наличии вторичной алекситимии:

- бедность языка в самоописаниях и общении;

- малая представленность в настоящем событий прошлой жизни;

- невозможность адекватного прогноза собственной деятельности (даже в экспериментальной ситуации);

- недостаточная инициатива и активность в поиске средств - даже при выполнении экспериментальных заданий;

- зависимость от близкого взрослого (матери) при совместном выполнении ряда заданий;

- неустойчивость и недифференцированность  самооценки;

- в ряде случаев полная проекция оценок окружающих в структуре самооценки больного;

- неустойчивость  и неадекватность  целеполагания;

- неопределенность или полное отсутствие перспективы будущего.

Также, вторичная алекситимия может отражать в патологической форме горе или скрытую депрессию. В данном случае она рассматривается как «защитный механизм», хотя и не является психологической защитой в классическом понимании. Но при этом следует учитывать, что для алекситимичных личностей характерен так называемый «незрелый» тип защиты, особенно от сверхсильных, непереносимых для них аффектов. Выявление алекситимии при маскированных депрессиях и неврозах дало основание некоторым авторам рассматривать ее с позиций невроза. Алекситимичные черты часто встречаются у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами. При целом ряде пограничных психических расстройств была установлена положительная связь между уровнем алекситимии, депрессии и тревоги. В связи с этим были высказаны предположения, что алекситимичные черты развиваются на основе предшествующей тревоги и депрессии.

Третий - социологический - подход объясняет появление синдрома алекситимии в аспекте поведения, социальных и культурных факторов. Один из представителей этого подхода, выделяющего в качестве причины алекситимии социальное научение, H. Kristal, полагает, что эмоциональное развитие человека и соответственно патология эмоциональности находятся в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать - ребенок» в раннем детстве. По данным исследований, полученным сторонниками биологической теории алекситимии, она не поддается коррекции, тогда как подходы, утверждающие формирование алекситимии в результате травмы или социального научения, признают возможным ее коррекцию. 
 
Причины появления алекситимии

Как же так получается, что некоторые люди не способны ориентироваться в своих чувствах и выражать их? Чувства и эмоции есть у любого человека (исключения - тяжелые заболевания психики, травмы, дефекты развития). Однако, в процессе воспитания, многие взрослые мешают нормальному формированию эмоциональных переживаний у детей, поскольку у них самих есть с этим проблемы.  
 
Получается своеобразный замкнутый круг, поскольку человек, которому трудно понять и выразить свои чувства, не может этому научить ребенка. Кстати, именно поэтому алекситимия чаще встречается у мужчин. Ведь считается, что "настоящий мужчина" должен быть сдержан в проявлении своих чувств: "мужчины не плачут", они "сильные". Алекситимия может развиться и у взрослого человека при столкновении с различными стрессовыми переживаниями, которые сопровождаются сильными эмоциями. Не умея переживать свои эмоции, человек может научиться их игнорировать, как бы "блокировать", и поэтому они не осознаются. Таким образом, человек охраняет себя от внутренних переживаний путем невозможности осознать их и поделится ими с другими людьми.

Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может быть временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это черта человека, то ее развитие начинается в подростковом возрасте. Если ребенка не научить рассказывать о том, что он чувствует, и как это проявляется, то он не научится сопереживать другим. Однако некоторые родители не только не учат детей проявлять эмоции, а наоборот, учат их скрывать свои чувства и эмоции, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. Таким образом, люди вырастают с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств. Это и есть люди с первичной или биологической алекситимией.

Известно, что есть еще и вторичная алекситимия, которая развивается под влиянием защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом негатив – боль, страх, горе – человек получал отрицательный жизненный опыт и, как следствие, решил, что чувства лучше не проявлять, никому их не показывать. А чтобы это было легче сделать, человек научился скрывать чувства и от самого себя. Такой жизненный подход имеет очень явный недостаток – человек перестает испытывать положительные эмоции – радость, счастье, любовь.  
Также, алекситимия наблюдаются у лиц, страдающих разного рода зависимостями (алкогольная, наркотическая, пищевая и др).

 

1.2 Классификация алекситимии 

Как известно, алекситимия - это сложноорганизованный феномен, в котором он выделил 3 основных блока:

  1. Эмоциональный блок;
  2. Когнитивный блок;
  3. Личностный блок.

Алекситимия – это не патология, а особый тип психического склада, тип риска.

 

Эмоциональный блок характеризуется:

 

1)      Трудность  дифференциации телесных и эмоциональных  проявлений. В силу этого, лица  с алекситимией не могут определить, что испытывают, например, голод  или усталость, депривацию или  эмоциональный дискомфорт, грусть  или пресыщение.

 

2)      Трудность  дифференциации собственных эмоций (злость -тревога, страх-обида).

 

3)      Слабое  понимание и дифференциация эмоций  у другого человека – риск  конфликта.

 

4)      Слабая  способность осознания эмоций.

 

5)      Дефицит  произвольной регуляции эмоций.

 

Непонимание своих и чужих эмоций приводит к тому, что человек постоянно испытывает стресс, плюс – частота возникновения конфликтных ситуаций этот стресс усугубляет. А также, если эмоции плохо дифференцируются, это создает условия для более грубых эмоциональных состояний, аффектов – риск соматизации. Ко всему прочему у лиц с алекситимией плохо развиты механизмы совладания (раз есть 2, 3, 4, 5) – стресс трудно преодолеть, переработать, ведь выбору эффективных копингов помогают эмоции, кроме того, то, что плохо распознается – плохо и управляется – это универсальный закон психической жизни. Все это приводит к высокому риску соматизации. Николаева: «Из важных признаков алекситимии является дефицит рефлексии, т.е. осознания собственной человеческой сущности, потребностей и мотивов деятельности и, следовательно, невозможностями управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации, меняя при необходимости «жизненный замысел» в целом или находя новые внутренние средства для сохранения прежнего. Внутренняя закованность, отсутствие внутренних средств гармонизации жизни или неспособность их адекватного выбора и делают такого пациента подобным (по образному выражению одного из исследователей «чем-то вроде туго натянутого каната» (Это слова Кристала.) Резюмируя: «ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию на соматическом компоненте эмоционального возбуждения и его усилению».

Информация о работе Алекситимия как психологическое явление