Алексей Николаевич Леонтьев - Краткая биография

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:50, биография

Краткое описание

Научная биография Алексея Николаевича начинается еще в студенческие годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.

Файлы: 1 файл

леонтьев.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Алексей Николаевич Леонтьев - Краткая биография

   Алексей Николаевич Леонтьев  родился в Москве 5 февраля 1903 г. в семье служащего, умер 21 января 1979 г.

   Научная биография Алексея Николаевича  начинается еще в студенческие  годы. В 1924 г. он закончил факультет общественных наук Московского университета, который был преобразован из историко-филологического. Своим обращением к психологии он был обязан Г. И. Челпанову, читавшему на отделении философии, где учился Алексей Николаевич, общий курс психологии. Г. И. Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, где его студенты вели исследовательскую работу и принимали участие в научных обсуждениях. Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы - реферат "Учение Джемса об идеомоторных актах" и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А. Н. Леонтьева с Л. С. Выготским и А. Р. Лурией.

   Обстоятельства, в которых она  произошла, имели характер драматический.  Как известно на I Всероссийском  психоневрологическом съезде (1922) впервые  К. Н. Корнилов открыто выступил  против Г. И. Челпанова, сформулировав  точку зрения марксистской психологии, как он ее себе тогда представлял.  Выдвигая свои реактологические  позиции, он видел в них путь  к построению марксистской психологии. Борьба нового со старым, продолжалась  в разных формах до конца  1923 г., когда после II съезда психоневрологов  Институт психологии был реорганизован,  Г. И. Челпанова и его сторонников  сместили, и директором стал К.  Н. Корнилов. Институт пополнился  совсем новыми людьми, среди них  была и значительная группа  молодежи, пришедшая прямо с университетской  скамьи. Начались настойчивые поиски  новых путей в психологии, новых  гипотез и методов.

   В скором времени в Институте  появился молодой человек, приглашенный  K.Н.Корниловым по инициативе А. Р. Лурии из Гомеля-Лев Семенович Выготский. Он, Алексей Николаевич и Александр Романович Лурия быстро нашли общий язык, и вскоре началась совместная их работа, оборвавшаяся лишь из-за смерти Л. С. Выготского. Путь А. Н. Леонтьева не был столь стремительным, как взлет Л. С. Выготского, но все же достаточно впечатляющим. Его первая статья, написанная совместно с А. Р. Лурией и отражающая в основном его взгляды, позже развитые в монографии "Природа человеческого конфликта", стала классической: именно здесь впервые появилась известная методика "сопряженных моторных реакций", и именно здесь возникла идея овладения аффектом через речевой выход. А следующее, самостоятельное исследование Алексея Николаевича "Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов", напечатанное в "Русско-немецком медицинском журнале", пред-ставляет собой принципиальный шаг вперед: его основная идея заключается в том, что ассоциативные реакции определяются некоторой смысловой целостностью, лежащей "за" ассоциативным рядом, и не представляют собой простой - как мы бы сейчас сказали - "марковской цепи". Это самый первый подход к будущей идее личностного смысла и в то же время-принципиально новая концепция вербальных ассоциаций. Но статья прошла незамеченной, и в более поздних работах, посвященных ассоциациям, не учитывается и не цитируется, настолько она опередила свое время.

   Во второй половине 1925 г. рождается  "культурно-историческая школа" . До 1927 г. разработка ее концепции шла в известном смысле на реактологическом "языке": знаменитая формула Л. С. Выготского S-X-R, где Х - средство, S - цель деятельности (стимул) ,R - результат деятельности; здесь, правда, налицо только внешняя преемственность с классической формулой S - R. Расцвет "инструментальной психологии" приходится на 1927- 1929 гг., впрочем, уже к концу 1928 г. происходит созревание в рамках "инструментальной" концепции принципиально новой и весьма перспективной проблематики. Встреча с Выготским означала для Алексея Николаевича прежде всего определение собственного пути,- до этого внутренней перспективы развития у него не было. И Леонтьев приступил к реализации этой программы. Но ее было невозможно реализовать в Институте психологии, занятом совсем иными вопросами,- этот институт, начиная с К. Н. Корнилова, так и остался чужд идеям Л. С. Выготского. Поэтому А. Н. Леонтьев вместе с А. Р. Лурией постепенно перешел в Академию коммунистического воспитания, работая также во ВГИКе и в ГИТИСе, в Институте дефектологии, в клинике Г. И. Россолимо и в других местах.

   В 1930 г. обстоятельства сложились  так, что Алексей Николаевич  был вынужден уйти как из  АКВ, так и из ВГИКа. Примерно  в то же время Наркомздрав Украины решил организовать в Украинском психоневрологическом институте, а позже, в 1932 г., во Всеукраинской психоневрологической академии (она помещалась в Харькове, который был тогда столицей республики) сектор психологии. Пост заведующего сектором был предложен А. Р. Лурии, пост заведующего отделом детской и генетической психологии - А. Н. Леонтьеву. Но А. Р. Лурия вскоре вернулся в Москву, и практически всю работу вел Алексей Николаевич. В Харькове основную группу составили А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович и харьковский психолог П. Я. Гальперин. Вскоре на базе кафедры психологии Харьковского педагогического института, возглавлявшейся Алексеем Николаевичем, а также НИИ педагогики, возникла аспирантура. Так родилась харьковская группа психологов, вошедшая в историю советской и мировой психологии. Это произошло в 1931-1932 гг. С самого начала харьковчане сосредоточились на несколько иных проблемах, чем те, которые интересовали Л. С. Выготского в начале 30-х годов. Для них центральной стала проблема "практическая деятельность и сознание". Харьковская группа и стремилась уточнить "действительные связи с миром", понять общение через деятельность. А. Н. Леонтьев, бесспорно, был лидером харьковской группы. Именно ему принадлежит заслуга четкого теоретического осмысления научной концепции харьковчан, ему принадлежит идея психологического действия и психологической операции как единиц деятельности.

   Параллельно А. Н. Леонтьев  начинает работу по проблеме, которая впоследствии получила  название «развитие психики», а  именно: исследование экстраполяционных рефлексов у животных. В 1936 г. Алексей Николаевич перестает работать в ВИЭМ'е и осенью того же года возвращается в Институт психологии, где работает до самого перехода на Отделение психологии МГУ. В институте он занимается проблемой фоточувствительности кожи. Параллельно А. Н. Леонтьев преподает во ВГИКе и ГИТИСе. Он сотрудничает с С. М. Эйзенштейном и ведет, в частности, экспериментальное изучение восприятия кинофильмов. В последние предвоенные годы он также был заведующим кафедрой психологии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской.

   А. Н. Леонтьев разработал следующие  проблемы во второй половине 30-х  гг. Их три:

     а) филогенетическое развитие психики, и, в частности, генезис чувствительности;     б) «функциональное развитие» психики, т. е. проблема формирования и функционирования деятельности;     в) проблема сознания.

   Разработка многих вопросов этих  проблем была суммирована в  докторской диссертации А. Н.  Леонтьева «Развитие психики», защищенной  в ЛГПИ им. А. И. Герцена в  1940 г. В диссертацию вошла лишь  небольшая доля всего труда.  Но полностью этот труд Леонтьева  не сохранился. Он содержал в  себе много разделов, посвященных  в частности памяти, восприятию, эмоциям, воле и произвольности. Там же есть часть под названием  «де-ятельность—действие—операция», где дается вся основная концептуальная система деятельностной психологической теории. Деятельность неотделима от предмета своей потребности, и для овладения этим предметом необходимо ориентироваться на такие его свойства, которые сами по себе витально безразличны, но тесно связаны с другими жизненно значимыми свойствами объектов, т. е. «сигнализируют» о наличии или отсутствии последних. Таким образом, благодаря тому, что деятельность животного приобретает предметный характер, в зачаточном виде возникает специфическая для психики форма отражения — отражение предмета, обладающего, с одной стороны, свойствами, жизненно значимыми, а с другой стороны, свойствами, о них сигнализирующими. Чувствительность (способность к ощущению) А. Н. Леонтьев определяет соответственно как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям, которые соотносятся организмом с другими воздействиями, т. е. которые ориентируют живое существо в предметном содержании его деятельности, выполняя сигнальную функцию. Леонтьев предпринимает исследование, в целях проверки выдвинутой им гипотезы. Сначала в Харькове, а потом и в Москве, с помощью разработанной им методики эксперимента, он воспроизводит в искусственных условиях процесс превращения неощущаемых раздражителей в ощущаемые (процесс возникновения у человека ощущения цвета кожей руки). Подведя итоги своих теоретических и экспериментальных исследований, А. Н. Леонтьев впервые в истории мировой психологии сделал попытку определить объективный критерий элементарной психики, усматривая источники ее происхождения в процессе взаимодействия живого существа с окружающей средой. Анализируя накопленные в зоопсихологии данные и основываясь на собственных исследованиях, Леонтьев разработал новую периодизацию психического развития животных как развития психического отражения действительности, обусловленного изменениями условий существования и характера деятельности животных на разных стадиях филогенеза: стадии сенсорной, перцептивной и интеллектуальной психики». Данное направление работы А. Н. Леонтьева было связано разработкой проблемы деятельности и проблемы сознания.   В начале июля 1941 г., как и многие другие московские ученые, А. Н. Леонтьев вступает в ряды народного ополчения. Но в сентябре Генеральный штаб отзывает его, как и нескольких других ведущих психологов, для выполнения важных оборонных заданий. Перед Леонтьевым встала проблема, – как добиться быстрой адаптации летчиков, поднятых по тревоге, поскольку они не могли эффективно управлять самолетом, и процесс адаптации иногда занимал до 40 минут. В содружестве с К. Кечкеревым проблема была решена, опираясь на открытую С. В. Кравковым связь сильных ночных раздражителей со временем адаптации. Был создан препарат, состоящий из глюкозы и аскорбиновой кислоты, и в итоге нужный уровень адаптации достигался за 5 минут. В октябре 1941 г. А. Н. Леонтьев был утвержден директором Института психологии. Но в декабре Леонтьев вместе с другими психологами, забрав семью, переехал сначала в Ашхабад, а затем, когда МГУ был переведен в Свердловск, в небольшой поселок Кауровку, расположенный на берегу реки Чусовой. Там помещался Эвакуационный госпиталь, научным руководителем которого он был назначен. Начальником медицинской части этого госпиталя был П. Я. Гальперин, там же работал и А. В. Запорожец. В этом госпитале была проведена работа, описанная затем в книге А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ране-ния». Она продолжалась и после возвращения ученого в Москву на кафедре психологии МГУ совместно с Центральным институтом травматологии. По возвращении в Москву в 1943 г. А. Н. Леонтьев становится заведующим лабораторией детской психологии в Институте психологии, вскоре преобразованной в Отдел детской психологии, и одновременно преподает на кафедре психологии МГУ.

   В 1947 г. им был опубликован  «Очерк развития психики», и хотя  это издание было малотиражным, оно вызвало широкий резонанс  в среде психологов, так как  явилось первой монографической  публикацией, обобщавшей идеи  деятельностной психологии. Основным оппонентом А. Н. Леонтьева стал С. Л. Рубинштейн. Критика велась по многим направлениям. Критиковалась теория развития психики и периодизация этого развития. Так же существенным пунктом расхождения выступило следующее: нельзя рассматривать самое деятельность как исходное понятие. С. Л. Рубинштейн говорил: «Поскольку деятельность выступает в качестве взаимодействия, взаимосвязи, взаимоотношения между субъектом этой деятельности и окружающим миром, то именно поэтому нельзя объявлять самое деятельность ведущей и определяющей». Противоположна позиция самого С. Л. Рубинштейна: определяющим являются включенные в деятельность материальные «условия жизни, которые через посредство деятельности определяют психику». Этот вопрос возникает в первую очередь «как вопрос о соотношении мотивов и задач, а именно целей и условий, в которых они возникают». Неправильно, по Рубинштейну, «психологизировать деятельность», «определять действие и деятельность психологическими критериями» (соотношение мотива и задачи, или цели). «В действительности — как каждому ясно — действие и деятельность это практически материальные процессы, которые определяются не психологическими критериями». Точнее не скажешь, и эта позиция вполне соответствует идее принципа «психофизического единства», попавшего под «огонь» критики годом раньше, при обсуждении книги самого С. Л. Рубинштейна. Были также по разному расставлены акценты при решении проблемы строения сознания. По Рубинштейну, Леонтьев выво-дит все из сознания, из психики субъекта — и значения реализуют личностные смыслы, и задачи реализуют мотивы. Точки зрения других участников дискуссии на проблему деятельности были диаметрально противоположными. «Выставляя деятельность, как связывающее звено, вы теряете непосредственную связь между психикой и бытием...» (Н. Швачкин). «Сознание отражает бытие, материю посредством деятельности» (А. Н. Соколов). В заключительном слове А. Н. Леонтьев развернуто отвечал на критические замечания. Он говорил: «Действительно, внешние условия являются тем, что позволяет осуществиться определенным отношениям человека, т. е. деятельности... Как, однако, действуют эти условия?.. Сознание самих этих условий определяется... деятельностью человека... Только нужно при этом... не противопоставлять бытию — деятельность, а бытие не отождествлять с предметными условиями бытия... Сергей Леонидович отвергает это решение. Он говорит: определяют сами условия, хотя и через деятельность. Я понимаю это так: деятельность есть что-то только передающее влияние условий, но не способное изменять это влияние, определять, как именно повлияют данные условия, как они будут отражены, осознаны...». Говоря о мотивах, А. Н. Леонтьев подчеркнул, что это — «продукт развития самой деятельности человека, в ней они формируются». Важно, что все выступавшие, говорили о том, что понятия действия и операции в связи с понятиями мотива и цели, понятия значения и смысла и т. п. были введены именно А. Н. Леонтьевым. Это существенно поскольку, как мы знаем, введение всех этих понятий в 30-х годах самим Леонтьевым не документировано.

   При создании АПН РСФСР Алексей  Николаевич стал ее членом-корреспондентом,  а затем действительным членом. В описываемый период, в начале 50-х годов, он был академиком-секретарем, потом — вице-президентом Академии. Новый взлет творчества А. Н.  Леонтьева начинается в середине 50-х годов. В этот период  в его работах рассмотрены  практически все важные психологические  проблемы, и более того, все они  были разработаны в рамках  единой научной концепции. Наряду  с этой работой А.Н. Леонтьев  занимается философско-методологической  проблематикой, и, начиная с  60-х годов, публикует в журнале  «Вопросы философии» 15 статей и  других материалов. Первое издание  работы «Проблемы развития психики»  было опубликовано в 1959 г., а  в 1963 г. этот труд был удостоен  Ленинской премии. Книга выдержала  три переиздания, следует заметить, что между первым и вторым  изданиями есть известное различие. К этим же годам относится  окончательный переход А. Н.  Леонтьева на факультет психологии  Московского университета. Впрочем,  факультетом он стал только  с 1966 г. (раньше это было Отделение  психологии философского факультета); с этого времени и до последнего  дня своей жизни А. Н. Леонтьев  был бессменным деканом и заведующим кафедрой общей психологии.

   Перейдем к психологии деятельности. Строение деятельности, по А. Н.  Леонтьеву, выглядит следующим  образом. В его основе лежит  понятие действия, т. е. процесса, предмет и мотив которого не  совпадают между собой. Оба  они—мотив и предмет—должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него своего смысла. Далее вводится понятие операции: «Психологически... сливание в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение по-следних в операции. При этом то содержание, которое прежде занимало место сознаваемых целей (этих) частных действий, занимает в строении (сложного) действия структурное место усло-вий его выполнения». Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Наконец, вводится понятие деятельности как действия, получившего самостоятельный мотив. В этом, и только в этом случае мы имеем дело с сознаваемым мотивом. Обратим внимание на то, что осознание мотива не изначально, а требует некоторого специального акта (акта отражения отношения мотива данной конкретной деятельности к мотиву деятельности более широкой). Все эти положения теории деятельности часто цитируются. К сожалению, они нередко излагаются в плане замкнутой структуры, понятия же, относящиеся к психологической характеристике сознания, привлекаются как объяснительные для структуры деятельности. Между тем важнейшая особенность рассматриваемой концепции как раз и состоит в том, что в ней строение деятельности и строение сознания суть понятия взаимопереходящие, они связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. То, что обычно анализ структуры деятельности предшествует анализу структуры сознания, связано с генетическим подходом. Но генетически сознание и не может пониматься иначе, чем как продукт деятельности. Функционально же их связи взаимны — деятельность и «управляема сознанием», и в то же время в известном смысле сама им управляет. Необходимо поэтому особо оста-новиться на проблеме связи структуры деятельности со структурой сознания. Уже с самого начала А. Н. Леонтьев подчеркивает, что появление у деятельности дифференцированной внутренней структуры есть следствие возникновения коллективной трудовой деятельности. Оно возможно тогда, и только тогда, когда человек субъективно отражает реальную или возможную связь своих действий с достижением общего конечного результата. Это и дает возможность человеку выполнять отдельные действия, казалось бы, не эффективные, если брать их в изоляции, вне коллективной деятельности. «Таким образом, вместе с рождением действий,— пишет А. Н. Леонтьев,— этой главной «единицы» деятельности человека, возникает и основная, общественная по своей природе «единица» человеческой психики—разумный смысл для человека того, на что направлена его активность». Вместе с тем появляется и возможность обозначения, презентации самого предметного ми-ра, реализуемая при помощи языка, в результате чего возникает сознание в собственном смысле, как отражение действительности посредством языковых значений. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности: «Вместе с изменением строения деятельности человека меняется я внутреннее строение его сознания». Каким образом? Психическое отражение всегда «пристрастно». Но в нем есть то, что соотнесено с объективными связями, отношениями, взаимодействиями, что входит в общественное сознание и закреплено в язы-ке, и то, что зависит от отношения именно данного субъекта к отраженному предмету. Отсюда различение значения и личностного смысла, столь часто анализировавшееся разными авторами. Развитие производства требует систему соподчиненных действий. В плане сознания это означает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появлению уровней осознания. Но разделение труда и производственная специализация приводят к «сдвигу мотива на цель» и превращению действия в деятельность. Создаются новые мотивы и потребности, и происходит дальнейшая качественная дифференциация осознания. Другим шагом является переход к собственно внутренним психическим процессам, возникновение теоретической фазы практической деятельности. Появляются внутренние действия, а впоследствии формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутренняя деятельность и внутренние операции. Но идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внешней, практической. Обе они «равно суть осмысленные и смыслообразующие процессы. В их общности и выражается целостность жизни человека». Действие внутренне связано с личностным смыслом. Что же касается сознательных операций, то они соотнесены со значениями, кристаллизующими для сознания индивида усваиваемый им общественный опыт. Так же как и деятельность, сознание не есть простая сумма элементов, оно имеет свое собственное строение, свою внутреннюю целостность, свою логику. И если жизнь человека есть система сменяющих друг друга и сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание есть то, что их объединяет, что обеспечивает их воспроизведение, варьирование, развитие, их иерархию.

Информация о работе Алексей Николаевич Леонтьев - Краткая биография