Взаимодействие с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Краткое описание

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 5
1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества 5
1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 6
1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога 10
Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи 15
2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста 18
2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи 24
Заключение 30
Список использованной литературы 36
Приложение

Файлы: 1 файл

основы педмастерства.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Предмет: «Основы педагогического мастерства»

Тема: «Взаимодействие  с родителями»

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2013

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

Глава 1. Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи          5

1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества                                                   5

1.2 Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи                  6

1.3 Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагога  10

Глава 2. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей  старшего дошкольного возраста                                                                         15

2.1 Структурно-функциональная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи                                                                                                                      15

2.2 Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста                                                                         18

2.3 Роль дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи                                                                                                                      24

Заключение                                                                                                           30

Список использованной литературы                                                                  36

Приложение

 

 

Введение

 

Дошкольное  детство - это уникальный период в  жизни человека, когда формируется  здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится  в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья  или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического  опыта позволяет перенимать и  внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука  располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без  ущерба для развития личности ребёнка  невозможно отказаться от семейного  воспитания, поскольку его сила и  действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием  в детском саду.

Отношение государства к семье и к  семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня  отношение государства к семье  изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы  педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных  условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной  личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим  активный курс на создание единого  пространства развития ребёнка, как  в ДОУ, так и в семье.

Для дошкольного  учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др. Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители выступают в качестве заказчика и определяют направления работы образовательных учреждений.

1. Новая философия взаимодействия  воспитателя ДОУ и семьи

1.1 Понятия взаимодействия, сотрудничества

взаимодействие  сотрудничество педагог дошкольный

Сегодня, признав приоритет семейного  воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей  на родителей мы понимаем, что это  требует и новых отношений  семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями  «сотрудничество», «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество - это диалог, который постоянно  обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует  искать позитивные способы и формы  общения.

Взаимодействие  представляет собой способ организации  совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции  и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь  внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения  взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Взаимодействие  педагогов и родителей детей  дошкольного возраста может осуществляться через:

приобщение  родителей к педагогическому  процессу;

расширении  сферы участия родителей в  организации жизни образовательного учреждения;

пребывание  родителей на занятиях в удобное  для них время;

создание  условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

информационно-педагогические материалы;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

проявление  понимания, терпимости и такта в  воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя  чувства и эмоции;

уважительные  взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с  одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны  педагогического коллектива, а с  другой, - вовлечь родителей в  образовательный процесс дошкольного  учреждения.

1.2 Новая философия взаимодействия  воспитателя ДОУ и семьи

 

В настоящее  время политика государства в  сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи  как института социализации. В  этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к  организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями  своих воспитанников. Поэтому в  основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, как уже было отмечено выше, лежит  идея о том, что за воспитание детей  несут ответственность родители, а все другие социальные институты  призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания, требует  и новых отношений семьи и  дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они однако не могут  заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое  условие успешного воспитания ребенка  дошкольного возраста.

Дошкольное  учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и  взрослыми, учится организовывать собственную  деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими  навыками, зависит от отношения семьи  к дошкольному учреждению. Гармоничное  развитие дошкольников без активного  участия его родителей в образовательном  процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка  формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются  основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие  черты характера сформируют его  натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Следовательно, важность семейного воспитания в  процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи  и дошкольного учреждения. Но перейти  к новым формам отношений родителей  и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость  наружу».

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный  процесс детского сада. Родители, члены  семьи могут значительно разнообразить  жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную  работу. Это может быть эпизодическое  мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием  организуют экскурсию, «поход» в  ближайший лес, на речку, другие помогут  в оснащении педагогического  процесса, третьи - чему-то научат детей. Другие родители включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную  работу с детьми. Например, ведут  кружки, студии, обучают малышей  ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

«Открытость детского сада наружу» означает, что  детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная  школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка  в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.

Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:

во-первых, это положительный эмоциональный  настрой педагогов и родителей  на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться  мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает  их при работе.

в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Сотрудничество  дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение  сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов  работы, а затем и прогнозирование  новых целей, задач и результатов.

В этой связи  взаимодействие ДОУ и семьи предстает  в виде структурного взаимодействия, которое направлено на развитие и  социализацию детей, т.к. в юном возрасте важно как общение со сверстниками в рамках воспитательного процесса в ДОУ, так и здоровое семейное общение.

 

 

1.3 Психолого-педагогические  основы взаимодействия семьи  и педагога

 

Родители  и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления  личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает  не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и  образовании подрастающего поколения. Но, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить  свои отношения на психологии доверия.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок  семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость  целенаправленного воздействия  на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем  отношении педагога к ребенку. Поэтому  педагогу необходимо вырабатывать у  себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения  «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Памятуя о том, что педагогическая деятельность относится к разряду  управленческих, призванных вызвать  у партнера ответную реакцию в  виде действий, слов, переживаний, современный  педагог не допустит в разговоре  с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

Информация о работе Взаимодействие с родителями