Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:14, доклад

Краткое описание

Для ребёнка дошкольного возраста огромное значение имеет семья. Особую роль семья играет в развитии личности ребёнка, поскольку это первая, и часто почти единственная среда, формирующая личность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Файлы: 1 файл

Сафина Э.Ф.Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребёнка дошкольного возраста.docx

— 18.40 Кб (Скачать)

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Э.Ф. Сафина.

ГОУ СПО «Сибайский педагогический колледж»

 Научный руководитель  Н.С.  Просвиркина

 

“Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная  школа воспитания детей – это  взаимоотношения мужа и жены, отца и матери” В.Сухомлинский.

 

          Для ребёнка дошкольного возраста огромное значение имеет семья. Особую роль семья играет в развитии личности ребёнка, поскольку это первая, и часто почти единственная среда, формирующая личность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

          Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды, внутрисемейных отношений. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

         Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества. Ещё Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.

          Современная семья претерпевает серьезные изменения, которые ведут, в основном, к демократизации отношений: неустойчивость брака, падение рождаемости. Вызывают тревогу негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие. Сегодня в наше напряженное время родители вынуждены много работать, чтобы прокормить семью. Все  перечисленные факторы, несомненно, влияют на современное общество, в частности на психологическое здоровье матерей и отцов. Всё это порождает внутренние конфликты у родителей: чувство вины и беспомощности, ненависть, тревожность, потребность в возмещении обид, страх, что как раз и способствует разладу взаимоотношений  супругов в семье, бессознательному проявлению проблематических воспитательных воздействий по отношению к детям. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Здоровые психологические  взаимоотношения возможны лишь в  зрелой, счастливой семье, построенной на любви и согласии родителей. Перечислим некоторые признаки  зрелой семьи, выделенные А.Н. Харитоновым:

- разумный выбор супруга, основанный на единстве целей, потребностей и взглядов на будущее (удачный выбор);

- психологическая готовность к браку;

 - сформированность представлений о любви и браке во взаимоотношениях родительской семьи;

- решение вопросов о рождении детей в соответствии с пожеланиями супругов- демонстрация любви, заботы и внимания как постоянных чувств, стремление к нежности, ласке, подлинной эмоциональной чистоте, дружбе, взаимному признанию в позитивных чувствах (любовь и забота);

- наличие доверия, честности, откровенности в отношениях членов семьи;

- высокая степень взаимопонимания;

- устойчивые проявления отзывчивости, доброжелательности, эмпатия;

- комфортное естественное общение;

- психологическая зрелость супругов, высокий уровень адаптации к партнеру, самостоятельность и возможность роста для каждого как факторы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, психическое здоровье ;

- совместное заинтересованное проведение досуга, семейного отдыха ;

- обеспечение отношений взаимной ответственности в соединении с любовью,

- равномерное взаимоуважительное распределение обязанностей в ведении домашнего хозяйства,

- баланс власти и эмоциональной привязанности;

- ровное взаимодействие с прародителями, иными родственниками, соседями, сослуживцами и другим социально-психологическим окружением семьи;

- уверенность в прочности семейного союза, благополучие и свобода действий членов семьи, стремление к ее будущему.

            Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

         Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

         Принимать активное участие в жизни семьи;

         Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

         Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

         Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

         Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

         Уважать право ребёнка на собственное мнение;

         Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

         С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

         Так же необходимо сформировать систему мероприятий по пропаганде ценностей семьи, в том числе привлечение представителей деловых кругов, ведущих деятелей науки, культуры, искусства и других лидеров общественного мнения к участию в пропаганде ценностей детства, родительства, семьи.        

        Таким  образом,  внутрисемейные отношения - это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, которые в повседневной жизни совершают великое таинство - формирование личности человека.

 

Библиографический список.

 

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М, 1985.

2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М, 1988.

3.Учебник Юнита. Психология отношений в семье.


Информация о работе Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка