Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс эстетического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы эстетического развития детей дошкольного возраста на основе использования народных танцев…………………………...5
Особенности эстетического развития детей дошкольного возраста……5
Использование народных танцев в эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………...16
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев……………………………………………………………………………..17
Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев………….............17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 999.08 Кб (Скачать)

Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлена работа над танцем [5, c. 121].

Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий красивой осанкой, восхищает окружающих.

Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев [15, с. 23].

Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился [3, c. 29].

Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются в художественном творчестве народа [18, c. 7].

История происхождения народного танца уходит очень глубоко. Древние люди копировали движения животных, имитировали природные явления – так зародился первобытный танец, который эволюционировал в настоящий способ общения и проявления чувств. Движения подобных плясок являлись своеобразным отображением впечатления от окружающего мира. Немаловажную роль в создании народного танца как вида сыграли ритуальные мистерии, церемониальные, религиозные и этнические обряды, которые были просто насыщены хореографией. Танцевальные формы народной хореографии оттачивались как искусство временем и с каждой эпохой приобретали художественную ценность и законченность, двигаясь к совершенству [11, c. 175].

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития [12, с. 42].

Народные танцы богаты ритмами и повторами, они несут в себе конкретные образы, краски, доступны и интересны ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к ним. Ценность народных танцев определяется еще и тем, что они воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд [10, c. 178].

Народные танцы привлекают внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, их можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности [7, c. 32].

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждой занятия. Музыка должна соответствовать движениям по характеру, стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у детей не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус [9, c. 36].

Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей  с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни. Национальные танцы всегда очень динамичны, темпераментны, зажигательны, и сколько в них доброго жизнерадостного юмора [19, c. 75].

Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного и красивого тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности [5, c. 104].

К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народным танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на проявления прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

Эстетическое воспитание характеризуется следующими методами:

эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;

технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;

вдохновляющий пример в действиях и поступках;

практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем [14, c. 258].

Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества. Педагог для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания. Метод показа. Разучивание нового движения педагог предваряет точным показом. Это необходимо потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Дети сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, педагог может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку [16, c. 102].

 Словесный метод. Методический  показ не может обойтись без  словесных пояснений. Разговорная  речь, будучи тесно связанной, с  движением, жестом и музыкальной  интонацией, оказывается тем самым  мостиком, который служит соединительным  звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны  быть краткими, точны, образны и  конкретны. Детей с первых же  занятий нужно познакомить со специальными терминами [24, c. 36].

В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность детей, но можно и убить их веру в себя. Для пяти - шестилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.

Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.

 Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет  смысл постепенно подводить детей  к возможности импровизации, то  есть свободного, непринужденного  движения, такого, как подсказывает  музыка. Ребята должны сами находить  необходимые движения под непосредственным  ее воздействием. Педагогу следует  тактично направить внимание  ребенка на подлинный характер  музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении [22, c. 66].

 Метод иллюстративной  наглядности. Творческая деятельность  детей не может протекать без  рассказа о танцевальной культуре  прошлых столетий, без знакомства  с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Необходимо  выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном [25, c. 96].

Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины Лесгафт П.Ф. еще в конце девятнадцатого века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника [21, c. 7].

Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других - сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.

Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания [20, c. 56].

На основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, идет процесс активного воспитания детей и социализации личности на основе народных традиций, народной культуры, воспитания у детей чувства прекрасного, умения видеть и наблюдать, понимания чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца. [13, c. 96].

Таким образом, использование народных танцев является эффективным средством в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, так как при разучивании народного танца можно постичь народную культуру, расширить кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

В процессе исследования заявленной проблемы была изучена методическая и психолого-педагогическая литература. Таким образом, наша теория достаточно хорошо представлена в работах Лихачёва Б. Т., Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Грибовской А. А.

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитателя.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Основой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танцев. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика и мораль. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит развитие личности с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением.

 

 

 

  
Глава II. Практическая работа по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев

2.1. Конспект развлечения, направленный на эстетическое развитие детей дошкольного возраста с использованием народных танцев

 

В методической литературе достаточно много конспектов по эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием народных танцев. Они представлены в методических пособиях, разработанных Лифиц И. В., Гусевым Г. П., Суворовой Т. И. и другими.

Для реализации гипотезы и практической задачи нами был подобран конспект развлечения на тему «Сказка в танце» (автор: Гапонова Галина Викторовна, музыкальный руководитель МБОУ «Икрянинская СОШ» с. Икряное, Икрянинский район, Астраханская обл.), так как в содержании данного конспекта содержится работа по эстетическому развитию детей посредством разучивания русского народного танца [1].

Тема: «Сказка в танце»

Цель: Развитие личности посредством музыкально-ритмических движений. 

Задачи: 

Обучающие: Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность танцевальных движений. Упражнять детей в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.

Развивающие: Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности движений. Развивать воображение и фантазию.

Воспитывающие: Воспитывать умение эмоционального выражения, чувства раскрепощённости и творчества в движениях, прививать художественно-эстетический вкус.

Интеграция.

Информация о работе Влияние народных танцев на эстетическое развитие детей дошкольного возраста