Вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение вклада К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки.
Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность К. Д. Ушинского.
2) изучить идею народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского.
3) определить основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Вклад К. Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки...4
1.1 Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского…………..4
1.2 Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского……..7
1.3 Основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского……...10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

Такая горячая защита К. Д. Ушинским родного слова была вызвана тем, что к живому народному языку пренебрежительно относились не только в гимназии, и в народной школе он был представлен бедно, здесь учили правилам чтения, письма, религии, счету, но не открывали богатств родного слова. Образцом того, как нужно изучать родной язык в начале обучения в школе или семье, стали учебные книги К. Д. Ушинского «Детский мир. Хрестоматия» и «Родное слово». Они содержат произведения устного народного творчества, фрагменты из классической литературы, рассказы о природе, жизни крестьян, т.е. родные картинки родной жизни [10].

Не менее важное место в трактовке народности отводил К. Д. Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. «Необходимо «внушить воспитаннику уважение и любовь к труду... дать ему привычку к труду» – считал К. Д. Ушинский [3].

Таким образом, идея народного воспитания заключается в следующем: педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы; педагогика должна быть самобытной, т.е. свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран; принцип народности должен быть реализован через приоритет родного языка, как предмет школьного образования; бессословное образование, обучение детей обоего пола; в основу воспитания должен быть положен труд.

Идея народности в воспитании еще при жизни К. Д. Ушинского приобрела большую общественную поддержку [10].

 

1.3 Основы теории дошкольного воспитания К. Д. Ушинского

 

Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) [8].

Константин Дмитриевич Ушинский оказал огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России. В основу теории дошкольного воспитания был положен принцип народности [5].

К. Д. Ушинский считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира. Он рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности [1].

Огромное воспитательно-образовательное значение К. Д. Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» [8].

Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов являются психологической основой детской игры.

К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры и их направленность, в них завязываются первые ассоциации общественных отношений.

К. Д. Ушинский возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания.

Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени для игры. В дошкольном возрасте надо стремиться, чтобы ребенок никогда не пресыщался игрой и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться [1].

Особое значение придавал К. Д. Ушинский народным играм, видя в них превосходное и могущественное воспитательное средство [5].

Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. «Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным способом. Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» – считал он.

В деле воспитания дошкольников К. Д. Ушинский видное место отводил природе. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать бережное отношение к сохранению природной среды [1].

Много места в работе с детьми дошкольного возраста К. Д. Ушинский отводил эстетическому и нравственному воспитанию. Он считал, что лишь благодаря нравственному воспитанию ребенок становится человеком. В умственном воспитании К. Д. Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления [5].

Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием дошкольников. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям.

К. Д. Ушинский высоко оценивал значение хорошего пения как одного из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив.

Ценным занятием с точки зрения эстетического воспитания и общего умственного развития детей считал он и рисование. Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества [2]. Произведения для детей должны отличаться простотой изложения, ясностью и высокой художественностью [5].

К. Д. Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики. Во время пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их «сидячими» занятиями и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности. Ушинский считал, что в детском саду дети будут приучаться к общественности, играть вместе со сверстниками, уступать и помогать друг другу, полюбят «порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках».

К. Д. Ушинский считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное – переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучении обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться. К. Д. Ушинский различал:             1) методическое, систематическое обучение, начинающееся с 7-го возраста; 2) подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте. Он считал необходимым разработать: учебные занятия детей, «предшествующие книжному учению», и правила учения и развития до приобретения детьми грамотности; не учебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов и т. п.)[1].

К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности «детской садовницы», справедливо считая, что она должна любить детей, быть преданной своему делу и всесторонне образованной [5].

Высказывания К. Д. Ушинского о взаимоотношении подготовительного учения и методического обучения детей, о характере и особенностях подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада как подготовительного заведения к школе, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы, творческий характер деятельности воспитательницы при обучении детей [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной педагогической науки. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки.

В педагогической теории К. Д. Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – преобразование всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования: воспитание должно быть самобытным, национальным; дело народного образования должно находиться в руках самого народа; народ определяет содержание и характер воспитания; все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием; воспитание женщин наравне с мужчинами; подлинная народность выражается в родном языке; принцип народности связан с задачами формирования личности, с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, эстетического отношения к жизни; принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения.

Теория детской игры, разработанная К. Д. Ушинским, явилась ценным вкладом в отечественную дошкольную педагогику. К.Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста. Он считал, что в психологической жизни ребенка большую роль играет воображение, которое наиболее полно реализуется в игре. Особое значение придавал народным играм. Много места в работе с дошкольниками он отводил ознакомлению с природой, эстетическому и нравственному воспитанию. В умственном воспитании Ушинский утверждал необходимость опоры на наглядность в связи с конкретностью, образностью детского мышления. Научное и творческое наследие К.Д. Ушинского актуально и востребовано сегодня. Оно изучается, пропагандируется, обогащает педагогическую теорию и практику.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Амосова Н. В. К. Д. Ушинский. О воспитании, 2012. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php (дата обращения 1.12.2014).

2. Безмогаричная В. Педагогическая деятельность и теория великого русского педагога К. Д. Ушинского, 2012. Режим доступа – http://wiki.uspi.ru/index.php (дата обращения 5.12.2014).

3. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.

4. Днепров Э.Д. Ушинский и современность. – М., 2008. – 232 с.

5. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, 2012 г. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html (дата обращения 5.12.2014).

6. Замыко Н. С. Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского, 2001. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00223958_  0.html (дата обращения 5.12.2014).

7. Иванов Е.В. История образования  и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям, 2002. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0181/2_0181-33.shtml#book_page_top (дата обращения 28.11.2014).

8. Козлова С. А. Дошкольная  педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 14-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 416 с.

9. Константинов Н.А. Медынский Е.Н. Шабаева М.Ф. История педагогики, 1982 г. Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/ped103.html (дата обращения 29.11.2014).

10. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.

11. Мазалова М. А. История педагогики и образования, 2006. Режим доступа: http://fb2.booksgid.com/content/75/marina-mazalova-istoriya-pedag-ogiki-i-obrazovaniya/19.html (дата обращения 1.12.2014).

12. Реан А. А., Бордовская. Н. В. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000. – 304 с.

13. Paidagogos.ru. Педагогика Ушинского, 2012 Режим доступа: http://paidagogos.com/?p=4379 (дата обращения 14.11.2014)

14. Studopedia.net. Дидактическая система К. Д. Ушинского, 2014. Режим доступа: http://studopedia.net/7_16355_didakticheskaya-sistema-k-d-ushinskogo.html (дата обращения 15.11.2014).

 


Информация о работе Вклад К.Д. Ушинского в развитие отечественной педагогической науки