Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 16:18, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи цель нашего исследования:

Изучить влияние средств наглядности и занимательного материала на усвоение знаний и уровень сформированности умений и навыков учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка начальных классов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
I Психолого-педагогический аспект исследуемой проблемы………
1.1. Особенности восприятия в обучении младшего школьника……… 5
1.2. Особенности содержания предмета "Русский язык" в начальной школе……………………………………………………………............. 8
1.3. Виды наглядных пособий……………………………………………... 10
1.4. Принципы использования наглядных пособий……………………… 32
1.5. Современные проблемы в культуре изготовления наглядных пособий……. 33
1.6. Характеристика занимательного материала………………………… 43
1.7. Классификация занимательного материала по русскому языку…… 49
II. Наглядность на уроках русского языка как средство развития младшего школьника………………………………………………………
2.1 Обзор методической литературы…………………………...................
2.2 Методика использования таблиц по обучению грамоте……………
2.3 Констатирующий эксперимент………………………………………
2.4 Формирующий эксперимент…………………………………………
2.5 Контрольный эксперимент……………………………………………

Заключение……………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Кроссворды  технологически просты в использовании. В них все правила заранее  оговорены, все, что нужно для  выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.

     Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный  текст.

     Обучающая роль кроссвордов заключается в  том, что позволяет в игровой  ситуации интенсифицировать процесс  усвоения новых знаний, а положительные  эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.

     Здесь можно решить и некоторые вопросы  индивидуального и дифференцированного  подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.

     Развивающая и организующая роль кроссвордов  состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.

     Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.

     При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

     Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала  необходимо разнообразить формы  кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.

     При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог "собрать" кроссворд, то ему придется "разобрать" данную конструкцию и "собрать" ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.

     Все многообразие кроссвордов можно  разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению – сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный [24, с. 46 - 48]. Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.

     По  весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.

     В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и  картинное лото, колеса приставок  и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов [25, с. 445 - 446].

     Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно. 

     1.7 Классификация занимательного материала по русскому языку 

     Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету "Русский язык", индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и умений).

     Занимательный материал 

       

     Богатство занимательных заданий настолько  велико, что поможет даже слабому  ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

 

      Список используемой литературы 

1. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Из пед. соч. Т.2 М.: Педагогика, 1971.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2002.- 256с.

3. Вороговская А.И. Об организации и формах обучения шестилетних детей на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.

4. Обучение в 1 классе. Под ред. Горецкого В.Г. М.: Просвещение, 1979.

5. Вохмянина Л. А. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – М.: Просвещение, 1998. – 624 с.

6. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2004. – 319 с.

7. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. – 192 с.

8. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. – С..

9. Мингазов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.. — Л, 2005. – С. 76.

10. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008. – С. 110.

11. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М, 2000. – С. 92.

12. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.:ВАКО, 2006. – С. 47.

13. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004. – С. 60.

14. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО,2005. – С. 211.

15. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. – С. 357.

16. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб, 2002. – С. 212.

17. СанПиН 2.4.7.1166-02

18. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006. – С. 187.

19.Русский язык: Сб. текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. / Авт.- сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.Склярова. – М.: Дрофа, 2002. – С. 265.

20. Русский язык: Учеб. – справ. пособие/ Е.А.Панова, А.А.Позднякова. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – С. 310.

21. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.:

22. Научное изд-во Большая Российская энциклопедия; СПб.: Изд-во Норинт, 2000. – 1456 с.

23. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно: Книга для учителя / Т.П. Лозинская. – Брянск: Курсив, М.: Московский лицей, 2000. – 192 с.

24. Парамонова, Л.Г. Русский язык – правила в стихах: Книга для педагогов общеобразовательных и специальных школ / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Дельта, 1999. – 176 с.

25. Юрьева, Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для младших школьников и учителей / Н.А. Юрьева. – Минск.: Изд-во Юнипресс, 2005. – 304 с. – (Серия "Все для школы").

26. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, - 2002. – 464 с.

27. Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.

28. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.

29. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. - 1988.

30. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе.//Литература в школе. - 1996. - № 5.

31. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. - М., 1984.

6. Глинская Е.А. , Титова В.В. Межпредметные связи  в обучении. - Тула. - 1980.

32. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - М., 1988.

8. Грищенко Н.В.  Интегрированный урок русского  языка и природоведения. // Начальная  школа. - 1995.

9. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные  связи в связи в современной  школе. - М.: Педагогика. - 1981.

33. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. //Начальная школа. - 1989. - №9.

34. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.

35. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. - 
М.: Просвещение. - 1984.

36. Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т.А. - М., 1991.

37. Полякова А.В. Русский язык. Методические указания. -М., 1996.

38. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

39. Рализаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1989.

40. Рамзаева Т.Г Русский язык III класс -- М.: Просвещение, 1989.

41. Рамзаева Т.Г Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку. СПб., 1997.

42. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1979.

43. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. С-Пб, 1998.

44. Розенберг Л.А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. - № 2 - 1995. - с. 25-28.

45. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. - 1990. - №5.

46. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. -М., 1993.

47. Торецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. -- Азбука. -- М., 1995.

48. Шабалина З.Л. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные уроки? // Начальная школа. - 1983. -№ 7.

Информация о работе Виды наглядных пособий и занимательного материала в начальной школе